Пожалуй, самый известный и обласканный критикой "независимый" режиссер Америки Джим Джармуш на старости лет решил снять зомби-комедию, куда пригласил "поугорать" всех своих корешей, бОльшая часть из которых являются крупными звездами. В результате у него действительно получилось собрать величайший актерский состав в зомби-фильме, тэглайн не соврал, но значит ли это, что Джим снял шедевр? Конечно не значит ;)
   Однако актерский состав реально впечатляет, потому что помимо Билла Мюррея, Адама Драйвера, Тома Уэйтса и Хлои Севиньи в качестве основных персонажей, "на подтанцовках" различной степени значимости в этой ленте снялись еще: Tilda Swinton, Steve Buscemi, Danny Glover, Iggy Pop, RZA и Selena Gomez, из особенно известных. Плюс еще много людей, известных у нас не особенно, включая "известного в узких кругах" независимого жанрового многостаночника Ларри Фессендена (Larry Fessenden). И все это ради "капустного стеба" над зомби-жанром, расхожие штампы которого Джим Джармуш постарался препарировать в своем новом фильме с максимальной тщательностью, в результате чего у него получилась следующая история: из-за разрыва пласта при добыче сланцевой нефти американцами на Северном Полюсе, Земля изменила свою ось вращения и по всему миру начала твориться чертовщина. Например, сначала робкое, а потом и массовое "оживление" трупаков, которые старались вернуться к привычным для себя занятиям, попутно пожирая людишек, некоторые из которых боролись с зомби до последнего. Включая и главных героев фильма в лице трех офицеров полиции, по мере сил пытавшихся справляться с вернувшимися с того света с желанием их съесть соседями.
   Джим Джармуш режиссер, безусловно, талантливый, и его репутация возникла не на пустом месте. Именно поэтому он смог с легкостью собрать в своем новом проекте реально уникальный для зомби фильма каст с кучей известных и талантливых актеров, все из которых, я уверен, снимались у него "за ставку", благодаря чему получилось выделить из явно небольшого бюджета достаточно денег для реализации действительно неплохих спецэффектов, включая качественный зомби-грим, которым тут щеголяют не только "главные зомби", но и "зомби статисты". При этом крови в фильме практически нет, потому что вместо крови у классически неторопливых зомби тут "кладбищенская пыль", что является, кстати говоря, не только очевидным способом сэкономить, но и еще завуалированной, ну или для некоторых вполне явной, метафорой. Как явными для насмотренных жанровых зрителей будут и очевидные отсылки к зомби-классике Джорджа Ромеро (George A. Romero), который, собственно говоря, и создал зомби жанр в современном для нас виде. Жанр, который в последнее время стал настолько популярным и вездесущим, что даже убеленные сединами мэтры решили приложить свою авторитетную руку к его деконструкции и стебу. Местами удачно, а местами не очень.
   Ведь чтобы грамотно все "разложить по полочкам" надо обладать не только глубокими познаниями в предмете стеба, но и искренне любить его. Чего у Джармуша я не увидел. В смысле, любви, потому что с познаниями то у него все в полном порядке, а вот то, что он искренне любит зомби-фильмы, я не почувствовал. И поэтому местами лично меня не покидало ощущение, что он смотрит на жанр свысока, работая, как говорится, "по верхам". Работая, безусловно, талантливо, но местами "не дорабатывая", а под конец и вовсе не понимая, куда завести и как закончить свою ленту, в результате чего мы получаем скомканную невнятную концовку с "финальным твистом" и явно лишним разрушением "четвертой стены". При этом, надо отдать режиссеру должное, почти на всем своем протяжении картина смотрится очень забавно, чему в немалой степени способствуют неторопливые и местами немного абсурдные диалоги и отличная "химия" между убеленным сединами Биллом Мюрреем и его молодым коллегой Адамом Драйвером, над участием которого в новых "Звездных Войнах" режиссер тоже не преминул постебаться. Вообще, в плане стеба тут достается всем, и "заряженным на прошлое старперам", из которых, кстати говоря, в бОльшей степени и состоит весь каст ленты, и молодым "хипстерам", судьба которых тут не завидна, и расхожим клише жанра, уже давно набившим всем оскомину. При этом Джармуш не забывает и о себе, иногда сваливая свою ленту в откровенную самопародию.
   Что безусловно оценят поклонники режиссера, но явно не поймет массовая публика, которой дистрибьютор Focus Features попытался пропихнуть "The Dead Don't Die" аж на 690 экранах, что является самым широким релизом во всей карьере Джармуша. И вполне ожидаемо массовой публике фильм не особо "зашел", собрав с этих экранов всего шесть с половиной миллионов долларов при довольно серьезных маркетинговых затратах в 2-3 миллиона. При этом сборы заграницей, где фильмы Джармуша традиционно ценят выше, на данный момент еще меньше (5.6 миллионов), зато картина "открыла" Каннский Фестиваль и была там номинирована на Пальмовую Ветвь, которую в итоге не получила. Что неудивительно, ибо в ней есть очевидные изъяны, и даже несмотря на уникальный стиль Джармуша и сильнейший актерский состав, лента так до конца и не может раскрыть заложенный в ней потенциал. Потенциал стать одной из эталонных зомби-комедий, которой она, увы, не стала. Что, естественно, никак не умаляет других ее достоинств, с которыми я рекомендую ознакомиться не только всем поклонникам режиссера, но еще и всем любителям жанрового кино и его стебных деконструкций.