Дружная семейка Харрингтонов едет на машине к родственникам отмечать рождество. И они бы доехали, если б не папаша Фрэнк, решивший "срезать" путь по глухой проселочной дороге. На ней он на секунду заснул за рулем и чуть было не врезался во встречную машину, после чего путешественники встретили девушку в белом, которая ... стала их проводником на тот свет.

Когда начинаешь смотреть этот фильм, то ожидаешь увидеть стандартный слэшер про очередной "поворот не туда" и клишированную встречу с безумным семейством деревенских рэднеков или маньяком-одиночкой. Но потом начинаешь понимать, что фильм идет не в ожидаемом тобой направлении. Сначала замечаешь интересные диалоги "выше среднего", потом, - нестандартный для "молодежного ужастика" набор персонажей, ну а потом уже отчетливо понимаешь, что перед нами не очередной клишированный голливудский слэшер, а увлекательная мистическая история со множеством необычных для такого жанра мотивов, вроде прогрессирующего распада семьи под действием экстраординарных обстоятельств. Ну а потом, когда узнаешь, что сценаристами и режиссерами этого фильма являются французы, то все встает на свои места и сразу понимаешь, почему у этого кино, не смотря на голливудских актеров и место действия, такая чисто европейская аура :)

Для Жана-Баптиста Андрэ и его креативного партнера Фабриса Канепа этот фильм стал не только дебютным, но еще и прорывным, так как лента заработала кучу призов и номинаций на множестве международных фестивалей (если быть точным, то пять призов и две номинации), открыв режиссерам дорогу к новым проектам. Точнее, одному режиссеру, Жану-Баптисту, который тремя годами позже поставил замечательную черную комедию с участием Саймона Пегга (Simon Pegg) "Big Nothing" (2006), а на данный момент участвует в разработке сразу нескольких фильмов. Честно говоря, на фоне последнего всплеска отличного жанрового кино во Франции мне не очень понятно, почему тамошние продюсеры не заинтересовались сценарием "Тупика", но может это и к лучшему, потому что в Америке режиссеры не только смогли полноценно реализовать свои задумки, но еще и подобрали себе отличный актерский ансамбль.

Для такого камерного фильма грамотный подбор актеров, - это уже полдела, и с этим тут не подкачали, - все на своих местах и играют замечательно. Популярный телевизионный и киноактер Рэй Вайз отлично вписался в роль отца семейства, который из спокойного и рационального человека постепенно превращается в жалкую пародию на самого себя. В качестве его супруги выступает харизматичная сестра со-основателя New Line Cinema, Лин Шей, очаровательно играющая съезжающую с катушек домохозяйку. Симпатяжка Мик Кейн замечательно изображает разбитного "приколиста"-тинэйджера, сильно недолюбливающего ухажера своей сестры, а Александра Холден играет сестру Мика, по-началу "раскисшую", но потом сумевшую взять себя в руки и сопротивляться необычным обстоятельствам их путешествия. Ну а бывшая модель Амбер Смит весьма зловеща в роли девушки в белом.

Да и сам фильм во время просмотра погружает зрителей в довольно жуткую атмосферу иррационально-потустороннего, когда не до конца понимаешь, что происходит с его персонажами и чем все это закончится. Но и в конце режиссер оставляет зрителям сразу несколько интерпретаций увиденного, как бы намекая на повторный просмотр, в котором могут обнаружиться дополнительные детали, ранее ими не замеченные. Вообще, режиссерская, актерская и сценарная работа в этом фильме на отличном уровне, и именно поэтому он получился не банальным "лесным слэшером", а интеллигентной и весьма, при этом, жуткой мистической историей с психологическим подтекстом, который так любят европейские кинематографисты. Собственно, именно в Европе картина и получила ограниченный театральный прокат, а в Штатах пошла прямиком на видео, даже не смотря на то, что ее качество намного выше средних жанровых опусов, идущих в тамошних кинотеатрах. Этот факт, впрочем, никак не помешает вам насладиться "Тупиком" в своем домашнем кинотеатре, чего я искренне рекомендую сделать всем, ибо лента заслуживает исключительных похвал и является отличным образцом интеллигентного мистического хоррора.