«Машина Смерти» - это дебютная картина англичанина Стивена Норрингтона, впоследствии отметившегося такими хитами последних лет, как «Блэйд» ("Blade", 1998, первая часть трилогии) и «Лига Выдающихся Джентльменов» ("The League of Extraordinary Gentlemen", 2003). Интересно, что работать в кино молодой Норрингтон начал еще в 1980-х годах, причем в качестве мастера по спецэффектам. Заметим, что он, в числе прочих специалистов, работал над второй и третьей частями «Чужих», поучаствовав, тем самым, в оживлении одних из самых убедительных киномонстров в истории.

Однако на этом параллели между лентой Норрингтона и знаменитой квадрилогией не заканчиваются. Получив возможность снять собственный фильм, режиссер выбрал практически тот же жанр - на стыке action, sci-fi и horror. Сюжет ленты посвящен противостоянию горстки людей, запертой в замкнутом пространстве, и ужасного монстра. А поскольку Стивен, как специалист по аниматронике, много работал над всевозможными механическими устройствами, то совсем неудивительно, что «вакантную должность» монстра занял стальной робот-убийца...

...Недалекое будущее. Мегакорпорация Chaank, чей слоган - «жесткая техника для жесткого мира», оказывается в центре скандала, обвиняющего компанию в незаконных экспериментах над людьми. За этими бесчеловечными опытами стоит эксцентричный гений Джек Данте, который к тому же «сверх плана» разрабатывает на досуге в своей закрытой лаборатории идеальное оружие убийства, а именно - огромного робота по кличке «Warbeast», то есть «Боевой Зверь». Когда управляющий корпорации требует от Данте свернуть разработку ввиду разгорающегося скандала, тот, недолго думая, спускает на обидчика свое любимое изобретение.

Высокопоставленная сотрудница Chaank по имени Хэйден Кейл, вызванная по тревоге в пустое здание корпорации, предпринимает попытку остановить зарвавшегося психопата. Однако в дело вмешивается банда воров, решившая под шумок обнести главное хранилище Chaank. Незадачливые воры невольно играют на руку безумному гению, и тому удается ускользнуть из рук Кейл. Робот-убийца, управляемый Данте, начинает свою охоту на людей. Так что двум сотрудникам корпорации приходится объединиться с бандитами, чтобы выбраться из заблокированного небоскреба прежде, чем до них доберется «машина смерти»...

Несложно понять, что сценарий фильма, хотя и содержит парочку любопытных поворотов, незатейлив и полон заимствований. Причем временами цитаты носят буквальный характер - например, механизированный боевой костюм «пехотинца будущего», по сути, скопирован из «Универсального солдата», а сцена в лифте отсылает нас ко второй части «Терминатора». Всё это заставляет воспринимать картину с легкой иронией, чего, видимо, и добивались создатели. Отдельную шутку представляют собой имена персонажей, при помощи которых Норрингтон решил отдать должное собратьям по режиссерскому цеху. Сотрудники корпорации Chaank гордо носят имена Джон Карпентер, Скотт Ридли и Джек Данте (видимо, имеется в виду создатель «Гремлинов» Джо Данте). Главарь бандитов зовется Сэмом Рэйми, а его партнеры - Вэйланд и Ютани (полное название зловещей Компании из «Чужих» - Weyland-Yutani Corporation).

Ввиду довольно скромного бюджета, Норрингтон использовал сценарий, где количество актеров и локаций сведено к разумному минимуму. Поэтому фильм берет свое атмосферой, интересными спецэффектами и грамотной режиссурой. Даже некоторый минимализм картины (действие разворачивается в ограниченном пространстве и практически все сцены студийные) создает нужное ощущение тесноты и замкнутости.

Работа режиссера действительно хороша - фильм легко чередует стремительное действие с напряженным саспенсом, разбавляя серьезные сцены ненавязчивым юмором. К недостаткам ленты, правда, можно отнести затянутое вступление - основные сюжетные завязки могли бы смонтировать и подинамичнее, пожертвовав экранное время в пользу основного акта.

Операторская работа также заслуживает похвалы за экшен-сцены, хорошо передающие панику и драйв столкновений со стальным чудищем. Создатели не преминули также воспользоваться приемом из ленты «Хищник», который имитировал вид из глаз монстра - даже цветовая гамма сохранилась. Хотя здесь и это обыграно с юмором - оптика робота воспринимает реальность в стиле старенькой видеоигры со счетчиком жизней и набранных очков.

Но все-таки жанр и название картины подразумевают, что ее «фишкой» является собственно металлический монстр. Действительно, он обладает весьма навороченным дизайном, и наблюдать за его движениями весьма любопытно. Правда, как показывают многие сцены, хваленая «машина смерти» по сути малофункциональна и не имеет серьезного арсенала, а многие ее детали привинчены исключительно ради устрашения - впрочем, всё это вполне можно списать на безумие ее изобретателя ;) Еще стоит заметить, что в некоторых моментах робот смотрится как-то неубедительно - видимо, была использована сильно уменьшенная модель.

В плане актерских работ фильм не располагает чем-то особо выдающимся. Среди малоизвестных телевизионных актеров, конечно, выделяется Брэд Дуриф в роли Джека Данте (напомню, что его неподражаемым голосом говорит кукла-убийца Чаки). Дуриф, актер крайне специфического таланта, сумел очень забавно сыграть такой избитый типаж, как «безумный маньяк-изобретатель». Инфантильный психопат Джек Данте в исполнении Дурифа, одержимый страстью к оружию и вдобавок выглядящий как заправский гот в своем тяжелом плаще и серебряных перстнях во весь палец, серьезно оживляет многие «разговорные» сцены фильма.

Остальные актеры, хотя и не обладают известностью Дурифа, также неплохо справились со своей работой. Главная героиня Кэйл получилась несколько невнятной, зато разбитной бандит Рэйми с постоянной ухмылкой на лице и его напарник-азиат Ютани с размалеванной физиономией отлично смотрятся в кадре и время от времени отпускают эффектные фразочки. Диалоги в фильме, во многом благодаря актерам, тоже получились очень неплохими - живыми и ненатянутыми. Не подкачало и музыкальное оформление - хорошо подобранный эмбиент и электронный бит создают подходящее фильму настроение.

В целом, «Машину Смерти» можно охарактеризовать как яркий пример того, как можно сделать хорошее, ни на что не претендующее жанровое кино в ограниченных бюджетных условиях. Фильм, безусловно, рассчитан на любителей жанра, но если вы таковым являетесь, то развлечение на вечер вам обеспечено.