"Кроваво-красный" считается одним из поворотных фильмов в карьере итальянского мастера Дарио Ардженто, который после своей знаменитой "животной трилогии" (The Bird With The Crystal Plumage (1970), The Cat O'Nine Tails (1971) и Four Flies On Grey Velvet (1972)) решил взять небольшой перерыв и на время отойти от жанра "giallo" (этим словом называют стильные кровавые итальянские триллеры, обычно про маньяков). Дарио посчитал, что аудитория уже до отвала наелась подобными картинами, и, чтобы немного отвлечься, в 1973 году он пишет сценарий и ставит комедийный вестерн "Пять Дней Милана" (The Five Days Of Milan), который, однако, за пределами Италии практически не известен, ибо он не получил должной западной дистрибуции. Однако в 1975-м Ардженто вновь возвращается к giallo, только теперь он хочет подойти к теме триллера с новой для него стороны. Вместе со сценаристом Бернардино Заппони (Bernardino Zapponi) Дарио пишет свой новый сценарий под названием "Profondo Rosso", по которому вскоре и начинает снимать. Только теперь Дарио подыскивает новый киноязык для своего триллера, не похожий на его предыдущие работы. Он активно экспериментирует с ракурсами, движением камеры, цветом, светом и звуком - все это он доведет до совершенства в своем следующем фильме "Суспирия", а в "Кроваво-красном" он лишь заложил основы своего нового киноязыка. Однако этих нововведений оказалось достаточно, чтобы серьезно поразить публику и критиков, когда фильм вышел на экраны - картина явно выделялась в лучшую сторону по сравнению с остальными триллерами того периода, причем особенно всех поразило музыкальное сопровождение ленты. Изначально над музыкой к картине работал композитор Джорджо Гаслини (Giorgio Gaslini), однако его наработки не особенно прнравились Ардженто, который считал, что они не передают дух его ленты. Но по счастливому стечению обстоятельств именно в это время Ардженто узнал о существовании рок-группы "Cherry Five" и послушал их музыку, которая ему весьма приглянулась. Поговорив с одним из участников коллектива, клавишником и композитором Клаудио Симонетти (Claudio Simonetti), Дарио заручился поддержкой музыкантов и через некоторое время уже слушал демо-записи новых песен, написанных специально для "Кроваво-красного". Будучи в полном восторге от тревожной музыки коллектива, в которой основную роль играли нервные синтезаторные партии, и которая, по мнению режиссера, идеально подходила к его фильму, Ардженто раскрасил свою картину именно музыкой Goblin (такое имя взяли себе музыканты, выкинув на помойку "Cherry Five"), использовав наработки предыдущего композитора, Гаслини, лишь для некоторых оркестровых элементов. Подтверждением суперхитовости музыки "Гоблин" служит хотя бы тот факт, что после выхода фильма на широкие экраны пластинка с саундтрэком из Profondo Rosso только в Италии разошлась трехмиллионным тиражом! Не это ли признание исключительных творческих заслуг коллектива? К сожалению, группа Гоблин в первоначальном составе (Claudio Simonetti, Fabio Pignatelli, Massimo Morante и Agostino Marangolo) просуществовала недолго, и в 1978 году из-за различных разногласий внтури коллектива распалась, оставив слушателям одни из лучших звуковых дорожек в истории итальянского кино. В дальнейшем некоторые участники коллектива еще работали под именем "Гоблин", но это уже была не та группа, ибо основным творческим звеном в коллективе всегда был Клаудио Симонетти, который, кстати, весьма успешно продолжил свою карьеру кинокомпозитора и приложил руку к музыкальному оформлению огромного числа культовых картин.

Как я уже отмечал выше - снимая этот фильм, Ардженто экспериментировал, и конечный результат его экспериментов оказался на высоте. Повествование этого фильма неторопливо, а изображение просто изобилует интересными стилистическими находками, оригинальными ракурсами и необычными маршрутами движения камеры. Все это сопровождается отличной светопостановкой и напряженным, нервным звуковым и музыкальным сопровождением, призванным удерживать саспенс происходящего до самого конца. И надо сказать, что в некоторых моментах этого фильма действительно становится очень жутко, хотя ничего особенно страшного вроде и не происходит, однако атмосфера ужаса присутствует, и нагнетается она очень умело. Актеры, задействованные в этом фильме, исполняют свои роли достойно, но особенно выделяются, конечно, Дэвид Хеммингс, играющий флегматичного главного героя, и Дарья Николоди, отлично играющая энергичную эмансипированную журналистку, которой, однако, очень не хватает мужского тепла и внимания. Кстати, взять Дарью Николоди на эту роль посоветовал Дарио его ко-сценарист Бернардино Заппони, и Ардженто потом усиленно благодарил его за этот совет, ибо Дарья не только замечательно справилась с ролью, но и стала гражданской женой Ардженто (а также его партнером по кино-бизнесу - она учавствовала в написании многих сценариев и играла в картинах мужа), с которой он прожил без малого десять лет и которая принесла ему двоих детей (знаменитая кино-оторва Азия Ардженто - ее дочка). Причем интрига триллера "а кто же убийца" очень хорошо сохраняется на всем протяжении ленты, и я уверен, что большинство зрителей лишь в конце узнает, кто настоящий маньяк, вместе с главным героем, ибо в середине фильма докопаться до личности убийцы смогут наверное, лишь самые отъявленные "шерлоки холмсы" :)

"Profondo Rosso" в прокате ждал внушительный успех, и этот фильм лишь закрепил статус Ардженто как одного из самых талантливых людей итальянского кинематографа. Кстати говоря, сам маэстро считает эту картину своим самым сильным фильмом, о чем ярко говорит тот факт, что свой знаменитый "магазинчик ужасов" в Риме он назвал так же - Profondo Rosso. В зарубежном же прокате, как и большинство фильмов Ардженто, "Кроваво-красный" существенно порезали, причем в некоторых странах аж на целый час (!!!), вырезав не только всю кровь, но и некоторые сюжетные ответвления! Однако Дарио к такому положению не привыкать, ибо нет ни одного его фильма, который не пострадал бы от цензуры в той или иной мере.

Одним словом, "Кроваво-красный" - это та картина, которую обязательно стоит посмотреть буквально всем категориям кинозрителей, а уж если вы до сих пор не знакомы с творчеством великого маэстро Дарио Ардженто (хмм, а есть ли еще такие? %)) или не очень хорошо представляете себе итальянские "giallo" (кстати, это слово буквально означает "желтый" - именно в желтых мягких обложках в Италии печатались популярные криминальные триллеры и детективы), то в качестве начального шага для ознакомления эта картина будет, пожалуй, идеальным вариантом.