В то время как, некогда мощная, киноиндустрия Италии доживала свои последние дни, Микеле Соави, талантливый протеже Дарио Ардженто (Dario Argento), снял не просто самый лучший свой фильм, но истинный шедевр о любви и смерти...

У кладбищенского смотрителя Франческо Делламорте тяжелая работа. Мало того, что каждый день он с помощником копает могилы, так и ночью от мертвяков покоя нет - они вылезают из своих гробов и ломятся в каморку Франческо, который вынужден их успокаивать разрывной пулей в лоб. И все бы ничего, если бы муниципалитет города ему за это доплачивал, так ведь нет - все пули за свой счет и никаких денег за "переработку". Несправедливо! Но все эти мелкие проблемы разом отошли на второй план, когда он увидел ЕЕ - молодую вдову, регулярно посещавшую могилу престарелого мужа. Увидел, и влюбился. Страстно, до дрожи в коленях, до пота в руках! Несколько раз он пытался с ней заговорить, но она его неизменно игнорировала, пока Франческо не упомянул о склепе, и тут все изменилось. Девушка была очарована тленом разлагающейся ткани, грудами костей, атмосферой смерти, к которой можно прикоснуться, еще будучи живым. Ночью она отдалась Франческо на могиле своего мужа, что мертвецу совсем не понравилось, и он покусал ее, отчего красавица вскоре умерла. И это стало для Франческо началом затяжного кошмара, в котором его навязчивая идея встретиться с НЕЙ снова и снова постоянно обретала новые формы. ОНА возвращается к нему в виде зомби, но ее убивает его придурковатый помощник. ОНА возвращается к нему в виде секретутки нового мэра, которая боится мужских гениталий и любит, поэтому, лишь импотентов. Ради НЕЕ Франческо решается на химическую кастрацию, но лишь для того, чтобы услышать на следующий день от возлюбленной рассказ о том, как ее накануне изнасиловал мэр и как ей это понравилось. Теперь она уже не любит импотентов, готова выйти замуж за мэра и хочет остаться с Франческо друзьями. В запое, он снова встречает ЕЕ, на этот раз в образе студентки, которая клянется ему в любви, но после страстного секса (химикаты на его "достоинство" явно не подействовали) выясняется, что это было не бесплатно, так как обучение очень дорого, поэтому отвали ка ты, мил человек, каких-то двести тысяч лир... А потом к нему приходит сама Смерть и говорит: "если ты не хочешь, чтобы мертвые возвращались, тогда стреляй в головы живых", и вконец запутавшийся Франческо начинает следовать ее совету...

Этот удивительный фильм уникален во всем, начиная с истории и заканчивая своей жанровой составляющей. И действительно, много ли вы можете припомнить фильмов, где в равных пропорциях перемешаны любовь и зомби, чернейший юмор и настоящая драма, артхаусный сюрреализм и прямолинейный хоррор? Я думаю, что не много, если вообще что-либо вспомните. Пожалуй, еще ни разу столь разнородные жанровые ингредиенты не были столь идеально переплетены в пространстве одного фильма. Любовь тут - самая настоящая, чувственная, добрая, светлая. Любовь к живым и... к мертвым. Но, в сущности, какая разница, если это ЛЮБОВЬ? И смерть. Смерть здесь тоже разная. По-настоящему трагическая, и больше похожая на фарс. Страшная и смешная, естественная и насильственная. Насильственная, впрочем, преобладает. А еще тут много откровенной сентиментальности и потрясающих монологов, произносимых героем Руперта Эверета в лучших традициях film-noire. И art-design - ПОТРЯСАЮЩИЙ дизайн кладбища и его скульптур, создающий фильму уникальную атмосферу вместе с замечательной работой оператора и просто КУЧЕЙ визуальных находок режиссера. Талантливейших визуальных придумок этого фильма с лихвой хватило бы на десяток лент, а тут мы видим их "в одном флаконе" с удивительной историей и необычной атмосферой, которая затягивает зрителя с первых же кадров и не отпускает до самого конца. И атмосфера эта, разумеется, далека от позитивной. Меланхоличная, отстраненная, созерцательно-грустная, слегка шизофреническая, депрессивная, но только не позитивная. И действительно, какой может быть позитив в мире, где мертвые каждую ночь возвращаются в мир живых, и даже лучший друг крадет у тебя кровавые преступления? Какой может быть позитив в мире, где мэр, ради поднятия предвыборного рейтинга, фотографирует тело своей мертвой дочери, отрубленная голова которой влюбилась в добродушного и нелепого помощника Франческо, Ньяги? И какой, скажите мне на милость, может быть позитив в мире, где даже шеф полиции не хочет замечать твоих преступлений, а мир за пределами городка иллюзорен и, вполне возможно, вообще не существует? Никакого позитива в таком мире быть не может, поэтому его нет и в этом фильме, который не только находится вне каких-либо жанровых рамок, но и вообще вне критики, ибо он идеален...

И идеально в нем абсолютно все. Режиссура талантливейшего Микеле Соави, который вложил в этот проект всю свою душу. Уже упоминавшийся art-design и кинематография ленты. Ее потрясающее музыкальное сопровождение авторства Мануэля Де Сика (Manuel De Sica) и гротескные спецэффекты культового Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti). Ну и, разумеется, актеры. Будучи интернациональной продукцией, все главные роли (коих всего три) в ней исполняют люди различных национальностей. Нелюдимого, но по-своему романтичного, Франческо Делламорте играет известный британский красавчик Руперт Эверет, для которого эта роль стала одной из самых ярких и лучших в карьере. Его нелепого придурковатого помощника играет французский актер и рок-музыкант Франсуа Хаджи-Лазаро. Ну а ЕЕ играет итальянская актриса и модель, рожденная в Финляндии, Анна Фальчи, для которой эта роль стала одной из первых в карьере. Из всего актерского состава лишь участие Руперта Эверета было ключевым для реализации проекта, потому что именно с него в середине восьмидесятых рисовался сверхпопулярный в Италии персонаж культовых комиксов Тициано Склави (Tiziano Sclavi), Dylan Dog, а "Dellamorte Dellamore" снимался по мотивам одноименной новеллы Склави, вышедшей в 1991-м году. Если бы Руперт (который, кстати, был не в курсе, что Dylan Dog - это он :)) не согласился, то эта картина не была бы снята, но, к счастью, актер был в экстазе от прочитанного сценария, и с энтузиазмом взялся за работу над фильмом, который, с прицелом на западный рынок, снимался полностью на английском (за исключением небольших второстепенных ролей). Прицел этот, впрочем, был явно сбит, ибо ТАКОЕ необычное кино адекватно оценить могут лишь европейцы, что наглядно показала международная дистрибуция ленты. Став большим прокатным хитом в Италии, за ее пределами картина почти везде провалилась, а в Штатах ее вообще ждала ужасная судьба. Мало того, что независимый американский дистрибьютор October Films переименовал фильм из экзистенциально-романтического "О Смерти, О Любви" в примитивного "Кладбищенского Сторожа" ("Cemetery Man"), так еще и развернул совершенно кэмповую рекламную кампанию с идиотским таглайном "Зомби, пушки, и секс, О ГОСПОДИ!". Выкинув ленту в апреле 1996-го на смехотворные шесть экранов, дистрибьютор заработал $253,969, а картина моментально перешла в разряд культовой классики, которую народ с восторгом смотрел на видео. Известный американский режиссер Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) даже назвал его "одним из лучших итальянских фильмов девяностых", хотя мэйнстримовая штатовская критика, в большинстве своем, не была согласна с Мартином. Впрочем, наиболее продвинутые издания отмечали уникальный сплав юмора и хоррора, а так же высокое качество и необычность перформанса Эверета. В Европе же "критическая" ситуация была, разумеется, прямо противоположной, и бОльшая часть киноизданий картину превозносили, вместе с многочисленными кинофестивалями, которые не жалели для фильма и его создателей призов в различных номинациях (в общей сложности лента получила пять призов и две номинации).

"О Смерти, О Любви" - уникальный фильм о смерти и любви :) Помимо того, что картина уже давно является культовой классикой, она еще и настоящий шедевр, который должен увидеть любой уважающий себя поклонник кино вне зависимости от жанровых предпочтений. Ведь ТАК необычно ни о любви, ни о смерти еще никто не снимал, вы уж поверьте...