"Явление Дьявола" - один из немногих фильмов в карьере Кристофера Ли, где он исполняет "героическую" роль борца со злом, в то время как обычно его амплуа составляют всеразличные злодеи, монстры или, на худой конец, просто неоднозначные личности. В этой же картине Ли играет роль сугубо положительную - непримиримого и храброго борца со злом Дюка де Ришло, стопроцентного британского аристократа, сведущего в мистических делах.
Надо сказать, что фильм с самого начала пускается "с места в карьер". Буквально за первые пять минут нас знакомят с большинством основных персонажей и рассказывают основную завязку истории, после чего картина снижает свой бешеный ритм лишь иногда "на поворотах" :) Итак, Дюк де Ришло и его хороший друг Рекс пытаются избавить своего общего знакомого, молодого человека Саймона, от влияния сатанинской секты, которой Саймон был нужен в качестве тринадцатого члена для совершения ежегодного ритуала жертвоприношения рогатому божеству. Дюк и Рекс похищают Саймона из его собственного дома, однако это не останавливает главаря секты Мокату от преследования несчастного с помощью различных приемов черной магии. В конечном итоге, в это дело вмешиваются еще несколько человек, и постепенно ситуация обостряется до предела. Удастся ли небольшой горстке людей совладать с культом рогатого божества? Чтобы узнать ответ на этот вопрос - смотрите фильм.
Кино это, производства легендарной Hammer Films, разумеется, и до сих пор смотриться очень хорошо и с напряжением, что еще раз доказывает простую истину - грамотно поставленные фильмы даже после солидного временного промежутка не теряют своей актуальности. Скорее, даже наоборот, многие старые фильмы на современном фоне приобретают уникальные "ретро-качества", которые еще больше оттеняют оригинальные достоинства картины. Так и в этом случае - очень грамотная постановка ленты заставляет и современных зрителей смотреть ее на одном дыхании, а уникальный дух конца шестидесятых придает всему действу замечательный "ретро-привкус". Являясь по своей сути мистическим триллером, фильм очень хорошо передает зловещую атмосферу близости сатанинской секты и черной магии, в то время как удачно построенное и смонтированное действие не дает зрителям скучать ни на минуту. Подобное кино не предполагает большого количества спецэффектов, строя свое воздействие в основном на качественных съемках, монтаже и игре актерского состава, однако те немногочисленные эффекты, что есть в этой ленте, не только выполнены на высоком техническом уровне (в рамках того, что позволяли технологии 1968 года, разумеется), но и всегда "к месту", появляясь лишь в тех эпизодах, где они необходимы для наиболее полной иллюстрации происходящих событий. Основной "локомотив", везущий за собой все действие - актерский состав, как это часто бывало у Hammer, подобран просто замечательно. Кристофер Ли как всегда великолепен в роли бесстрашного борца со злом, аристократа Дюка де Ришло, и очень приятно видеть актера в нетипичной для него роли "хорошего парня". Остальные актеры также исполняют свои роли очень хорошо, но особенно выделяется среди них Чарльз Грэй, благодаря своей инфернальной внешности как нельзя кстати подошедший на роль предводителя сатанистов Мокаты.
Поставленный по одноименному бестселлеру Денниса Уитли (Dennis Wheatley) постоянным хаммеровским режиссером Теренсом Фишером (Terence Fisher), этот фильм в английском прокате собрал весьма неплохие деньги, в результате чего картину купил для дистрибуции в Штатах киногигант 20th Century Fox. Однако по каким-то своим маркетинговым соображениям в Штатах фильм прокатывался Фоксом под названием "Невеста Дьявола" (The Devil's Bride). Мало того, что это название сути ленты совсем не отражает, так оно вообще вводит зрителя в заблуждение, ибо никакой невесты, а уж тем более невесты самого Дьявола, в этом фильме нет и в помине, и зритель, ожидавший увидеть "нечто такое про невесту Дьявола" наверняка был сильно разочарован после окончания сеанса. Однако маркетинговые пути кинопроката шестидесятых, семидесятых и начала восьмидесятых годов были поистине неисповедимы, поэтому оставим этот бессовестный обман на совести тогдашних фирмачей из Фокса :)
Я бы не назвал данный фильм шедевром, но безусловно это очень грамотно сделанная и качественная картина, не потерявшая своей актуальности и через три десятка лет после своего выхода. Ну, а участие легендарного Кристофера Ли, да еще и в героической роли, поистине способно украсить любой фильм. Данная картина рекомендуется к просмотру не только поклонникам великого актера Ли или лихо закрученных мистических триллеров, но и самой широкой части киноаудитории, неравнодушной к хорошему качественному кино легендарной британской студии Hammer Films. Рекомендую.
23 июня 2010, 17:03 Maldoror
это действительно хороший фильм с Кристофером Ли
Если есть претензии к сюжетной основе так это на совести Денниса Уитли написавшего эту книгу Фильм гораздо увлекательней книги и во многом его ценность опрделяется временем создания