Трое молодых ребят промышляли мелкими грабежами домов в Детройте, боясь работать по-крупному, но тут им дали наводку на "реальное дело", которое сулило конкретные бабки. Да и с виду работа казалась несложной - ограбить дом слепого старика, одиноко жившего в заброшенном районе. Казалось бы, что может быть проще? Но все оказалось в итоге не так легко и радужно, как они себе это представляли...

Этот фильм стал в определенном смысле своеобразной реакцией Феде Альвареза на критику его полнометражного дебюта, - ремейка легендарных "Зловещих Мертвецов" ("Evil Dead") 2013-го года, в котором, кстати говоря, снималась и основная героиня этой ленты, Джейн Леви. Тогда режиссеру пеняли на то, что в его фильме слишком много крови с отвратительными физиологическими подробностями, призванными шокировать неискушенного зрителя, и что он был ремейком культовой классики, а не оригинальным жанровым продуктом. И для того чтобы доказать всем злопыхателям творческую состоятельность, свой новый проект Феде решил сделать основанным на оригинальном материале без каких-либо сверхъестественных вещей, особой крови и с фокусом на саспенсе, а не на шокирующих членовредительских подробностях. Ну и в качестве дополнительной "фишки" он еще сделал своего антагониста слепым, то бишь убрал у него часть возможностей, а не наделил ими, как это обычно бывает в хоррорах.

Продюсировала ленту снова компания Сэма Рэйми и Роба Таперта (Sam Raimi, Robert Tapert) Ghost House Pictures, а бюджет у картины был примерно в два раза меньше чем у "Мертвецов" и составил около десяти миллионов долларов, что режиссера не огорчило, а скорее порадовало, ибо на лентах с небольшими бюджетами голливудские боссы обычно не парят мозги их создателям и почти, а иногда и совсем, не вмешиваются в съемочный процесс, особенно если он проходит вдали от Америки. Как в этом случае, когда всю ленту сняли в Венгрии и лишь на пару дней заехали в Детройт отснять общие планы. Именно поэтому в касте фильма, помимо основных актеров, можно еще встретить людей с фамилиями Torocsik или Bokor :)

В таких камерных "домашних" проектах подбор актеров имеет очень большое значение, особенно на роль антагониста, и тут на нее как нельзя лучше взяли Стивена Лэнга, заслуженного театрального актера из Нью-Йорка, широкой публике известного по роли полковника Майлза Кварича (Colonel Miles Quaritch) в "Аватаре" ("Avatar", 2009). Надо отдать мужику должное, в образе слепого иракского ветерана он поистине шикарен. Настолько, что его персонажу сопереживаешь больше, чем непутевым грабителям, незаконно проникшим на его территорию. Из трех молодых людей, играющих роли грабителей, я особенно хочу выделить Джейн Леви, которая, с моей точки зрения, вполне может стать новой "scream queen", хотя и ее экранный воздыхатель Дилан Минет демонстрирует нам отличные актерские способности и при правильном выборе ролей вполне способен далеко пойти. Дэниел Зовато тоже на своем месте и играет хорошо, просто его персонаж получился у Феде Альвареза уж слишком стереотипным и развернуться в нем парню явно негде, так что его реальный потенциал мы увидим, скорее всего, в других проектах.

Как и в случае со "Зловещими Мертвецами", сценарий этой ленты Феде Альварез написал вместе со своим творческим партнером Родо Саягесом (Rodo Sayagues), и этот сценарий хорош. Но еще лучше его реализация, ибо на этом проекте молодой (относительно, конечно ;), - 1978-го года рождения) уругваец реально показал себя мастером саспенса, нагнетая его последовательно и с использованием всех доступных ему средств, - грамотно поставленного кадра и отличного звукового дизайна. Показал он себя и мастером действительно неожиданных "пугалок", от которых реально подскакиваешь в кресле, - их совсем не много, но при этом они ОЧЕНЬ эффективные. Визуально безупречная и местами ОЧЕНЬ напряженная лента как нельзя лучше показывает реальный талант постановщика, так что Феде Альварез старался не зря и после этого фильма его вполне заслуженно наверняка наградят званием "нового мастера саспенса".

По сути, картине можно объективно предъявить всего одну претензию, которая будет связана с ее концовкой. И ВСЕ. Что в сегодняшнем мире бесконечных вторичных ремейков и набивших оскомину сиквелов, согласитесь, очень большое достижение. Поэтому "Не Дыши" нужно обязательно посмотреть в кино, ибо смотрится картина на большом экране поистине превосходно!