Во второй половине 2016-го недорогой по голливудским меркам (десять миллионов) "home invasion" триллер уругвайского сценариста и режиссера Феде Альвареза (Fede Alvarez) отлично выстрелил в прокате, собрав только в Штатах почти девяносто миллионов, и еще шестьдесят восемь с половиной в остальном мире. Что, разумеется, сразу породило разговоры о сиквеле, тем более что и критика, и фестивальные жюри от действительно отличного триллера постановщика ремейка "Зловещих Мертвецов" ("Evil Dead", 2013) были в полном восторге, оценив удачно переработанную режиссером жанровую формулу и общее качество ленты. О планах замутить сиквел Феде Альварез объявил уже в ноябре 2016-го, но материализовались они в итоге лишь летом пандемийного 2020-го, и господин Альварез уже не числился на проекте режиссером, передав "бразды правления" своему творческому партнеру Родо Саягесу, для которого постановка "Не Дыши 2" стала режиссерским дебютом. С которым он справился хорошо, но достичь высокой планки суперсаспенса первого фильма ему, к сожалению, не удалось.
   Но не потому, что Родо Саягес бездарь, а потому что в сиквеле сместили акценты, сделав упор на кровавый брутальный экшен и превратив антагониста первого фильма в протагониста. Который, через восемь лет после показанных в первой части событий, живет отшельником вместе с приемной дочерью Финикс, мечтающей жить как все ее сверстники, но вынужденной подчиняться железной воле "отца", натаскивающего девочку на выживание. Навыки которого ей вскоре пригодятся, потому что на нее положил глаз главарь местных наркодилеров, вломившихся ночью в дом к слепому старику и похитивших девочку. Крепкий старикан, впрочем, как и в первой части это нападение пережил, и выйдя на след обидчиков покрошил их в кровавую кашу.
   После того, что мы узнали о персонаже Стивена Лэнга в первой части, довольно странно выглядит то, как из него "лепят героя" во второй, хотя с точки зрения кинофирмачей логично, ибо именно "слепой мужик" ("the Blind Man"), как называлась роль Стивена в первом фильме, по итогу и стал самым запоминающимся и "крутым" его персонажем. Однако во второй части его "крутизну" докрутили уже до просто запредельного уровня, и слепой, вроде как, старик, пусть и бывший спецназовец, вытворяет на экране такое, что Рэмбо просто отдыхает, нервно завидуя. Смотрится вся эта кровавая вакханалия, конечно, круто, спору нет, но очень неправдоподобно. Во многом благодаря тому, что в сиквеле старик действует не только на территории своего нового дома, который он, естественно, знает как свои пять пальцев, но и в логове бандитов, куда он попадает впервые, а значит не обладает о нем вообще никакими знаниями. Но его убийственная эффективность, при этом, никуда не девается, и это делает из него сверхчеловека :) Которого ни пули не берут, ни ножевые ранения, и вообще он больше похож на неубиваемого киборга, чем на живого человека. Что сразу же снижает градус сопереживания, тем более что и мотивация преступников уж слишком людоедская, на грани абсурда, что тоже не добавляет зрителям впечатления реальности происходящего.
   Которая, на самом деле, была в первой части, и именно поэтому там хорошо работал саспенс. А здесь он почти не работает, ибо у режиссера просто нету времени его нагнетать - надо показывать зубодробительный в буквальном смысле слова экшен с кровью и членовредительством. Но эти сцены Голливуд уже давно научился снимать очень брутально и реалистично, и тут они поданы именно так - в кровавом соусе раздробленных молотками черепов и отрубленных мачете конечностей. Снимать такое проще, чем грамотно нагонять саспенс, поэтому во второй части его практически нет, хотя в паре мест и присутствую робкие попытки изобразить "напряженку". Которые теряются на фоне действительно бодрого и хорошо снятого экшена, к которому лично у меня претензий вообще никаких нет.
   Как нет у меня претензий и по части режиссуры. Родо Саягес, может, и не суперталант, но тот факт, что он умеет работать с актерами и камерой - оспаривать просто глупо, поэтому картина получилась у него стилистически ровной, без особых провалов в динамике. Конечно, к ней есть вопросы по части сценария, за который, как и в первый раз, отвечал творческий союз Альварез-Саягес, решивший, отчего то, "героизировать" откровенного, пускай и по-своему "крутого", подонка. Но если принять во внимание факт смены парадигмы у второй части "Не Дыши", превратившейся из "home invasion" триллера чуть ли не в супергеройский боевик, то фильм прекрасно смотрится почти что на одном дыхании, хотя и длиннее своего предшественника на 10 минут. Посмотреть "Don't Breathe 2" в кино я рекомендую всем любителям довольно напряженных и кровавых боевиков с "крутым" центральным героем, хотя у поклонников первой части ко второй могут возникнуть неудобные вопросы... ;)