Молодые девушки Анна и Лора учились вместе в католическом колледже и лишь на выходные их забирали к себе домой родители. Строгая религиозная дисциплина учебного заведения была им ненавистна, поэтому они решили посвятить свою жизнь не Богу, а Дьяволу, и совершать не хорошие, а плохие поступки. Поначалу, все это было для них безобидной игрой, и "плохие" поступки заключались лишь в несоблюдении некоторых обрядов церковной службы (девушки не проглатывали, а вытаскивали изо рта украдкой "плоть христову") и чтению по ночам Лотреамона с Бодлером. Вскоре, впрочем, их асоциальное поведение стало менее безобидным, а закончилось все, разумеется, убийством и трагедией...
Дебютная картина театрального актера и писателя Жоэля Серья получилась на удивление сильной, вероятно, оттого, что многие ее элементы взяты из реальной жизни. И действительно, мало кто не сталкивался в детстве с острым желанием "пойти против системы", сделать что-то назло окружающим, специально не так, как их учили. У большинства этот период проходит без серьезных последствий, но некоторые встают на "кривую дорожку", которая может привести к большим неприятностям. И потом, именно в "нежном возрасте" человек наиболее восприимчив к словам и идеям, которые, в частности, содержатся в книгах. И как можно не проникнуться эстетикой зла, читая лотреамоновские "Песни Мальдорора" (Comte de Lautreamont's "Les Chants de Maldoror"), или не быть очарованным смертью после прочтения бодлеровских "Цветов Зла" (Charles Pierre Baudelaire's "Les Fleurs du mal"), чьи стихи, кстати, играют одну из центральных ролей в этом фильме. Идти против течения, быть не таким, как все - в определенном возрасте этого хочеться многим, но для большинства это так и остается нереализованным желанием, о котором вскоре забывают, а некоторые... Некоторые свои желания реализуют, и когда их действия выходят за рамки безобидных фантазий, то случаются трагедии. Все эти вещи Жоэль Серья сумел передать на экране удивительно точно, равно как и людские взаимоотношения, в которых всегда есть сторона доминирования и подчинения, поэтому картина получилась у него исключительно мощной, особенно для дебюта.
А начиналось все в конце шестидесятых, когда Жоэль Серья, переступив порог тридцатилетия, стал рефлексироать по поводу своей карьеры и самореализации. Будучи довольно успешным театральным актером, Жоэль, тем не менее, не видел для себя особых перспектив на сцене, поэтому решил попробовать режиссуру, для чего как раз подвернулся несчастный случай. Попав в небольшую аварию, Жоэль несколько месяцев не работал, что дало ему время на написание сценария своей дебютной ленты. Перебирая в голове идеи для фильма, он вспомнил о криминальной газетной заметке, которую читал еще в пятидесятых, о двух девушках, убивших мать одной из них. Это была заметка о знаменитом деле "Parker-Hulme", двух девушек из Новой Зеландии, которых связывали настолько тесные взаимоотношения, что летом 1954-го они убили мать Полины Паркер (Pauline Parker), чтобы остаться вместе. Эта история до сих пор является одним из самых громких преступлений Новой Зеландии, а один из самых ярких новозеландских режиссеров, знаменитый Питер Джексон (Peter Jackson), в 1994-м году переложил ее на экран в своем фильме "Небесные Создания" ("Heavenly Creatures"), получившем оскаровскую номинацию за "Лучший Сценарий". В отличие от Джексона, скурпулезно воссоздавшего на экране события сорокалетней давности, Жоэль Серья взял из этой истории лишь некоторые моменты (слишком тесная дружба двух девушек, приведшая к убийству, и дневник одной из них), которые идеально вписались в его собственные мысли и идеи, имевшие свой базис в тяжелом детстве режиссера. Написав сценарий, по практике того времени Жоэль Серья отослал его в комитет по кинематографии, который сразу выдал заключение о том, что эта лента, будучи снята, вряд ли получит прокатный сертификат. Это, разумеется, моментально отрезало ему путь к стороннему финансированию съемок, ибо ни один из дистрибьюторов, будучи в здравом уме, не стал бы давать денег на фильм, который нельзя будет потом прокатывать. Серья, впрочем, не унывал, и собрал денег по собственным друзьям и знакомым, что вылилось в небольшой бюджет, но и независимость от воли дистрибьюторов.
Еще это вылилось в то, что над картиной работали исключительно непрофессионалы, кроме оператора Марселя Комбеса (Marcel Combes), который снимал один из фильмов, где небольшую роль играл Серья, и, разумеется, актеров, бОльшая часть из которых была театральными коллегами Жоэль. Жиан Гупиль, впрочем, в их число не входит, ибо девушка была студенткой-искусствоведкой, которую притащили на кастинг общие знакомые режиссера, и которая его настолько поразила своей органической естественностью, что он, не сделав даже кинопроб, моментально утвердил Жиан на роль Анны. Зато ее подружку Лору играла девушка, за плечами которой уже было два кинопроекта, и обе они выдали на-гора потрясающий перформанс, которому действительно веришь. Актрисы, одной из которых на момент съемок было 20, а другой 19 лет, на экране выглядят как четырнадцатилетние подростки, поэтому сцены их полуобнаженного соблазнения мужиков и две попытки изнасилования выглядят, мягко говоря, провокационно. Для нынешней публики, живущей во времена тотальной истерии по "детскому порно", в то время как публика начала семидесятых была в тотальном шоке совсем от другого, а именно от антирелигиозной и "богохульной" составляющей картины. Именно религиозное лобби, по большому счету, стояло за решением цензоров о запрете картины к прокату, что, разумеется, не стало для ее создателей неожиданностью. После официального запрета ленты Жоэль Серья ввязался с комитетом по кино в восьмимесячную полемику, в результате которой ему пришлось на несколько секунд сократить одну из сцен, чтобы ленту, все-таки, допустили к прокату. При этом, еще будучи официально "забаненой", картина показывалась на каннском кинорынке, где ее приобрел для проката в Великобритании легендарный кинодистрибьютор Энтони Болч (Antony Balch), развернувший для нее ударную рекламную кампанию под слоганом "Французский фильм, запрещенный во Франции!". Благодаря такому пиару, фильм про "плохих школьниц" установил в кинотеатрах Болча рекорды кассовых сборов, что, в свою очередь, сподвигло и других европейских дистрибьюторов на покупку ленты, которая с успехом крутилась в Германии и Италии.
Однако, после относительно успешного театрального проката, этот фильм очень быстро "исчез с радаров", получив лишь небольшой видеорелиз во Франции и абсолютно никакого проката или видеорелиза в Штатах. Сейчас, впрочем, эта ситуация исправлена, и картина смотрится все так же свежо и провокационно как и почти сорок лет назад во время своего выхода. Возможно, даже более провокационно, чем тогда, если принимать во внимание изменения "общественного климата". Эта лента стартовала успешную кинокарьеру Жоэля Серья, который четыре года спустя снимет мегауспешную в коммерческом плане комедию "Les Galettes de Pont-Aven" - один из немного французских фильмов, ставших поистине "культовыми" у себя на родине. Непрофессиональная актриса Жиан Гупиль после этого фильма не только станет женой режиссера, но и забросит искусствоведение ради успешной актерской карьеры, которая продолжается и по сей день, а имя Катерины Вагенер наоборот, после нескольких картин исчезнет с афиш кинотеатров. Но "Don't Deliver Us from Evil" от нас, слава богу (или Дьяволу? ;)), никуда не исчез, поэтому я активно рекомендую посмотреть его всем, кому нравятся интеллектуальные европейские драмы и просто жесткое "нонконформистское" и нигилистическое кино.
11 июня 2009, 01:43 Ah
Неоднозначный фильм, героини как могут заставляют себя ненавидеть, думается просто с жиру бесятся падлы и тут великолепная концовка заставляет всё переосмыслить.
В фильме Джексона мотивы были понятнее, не было столько религии и, главное, не было столько насилия (а здесь оно почти в каждом кадре, зло ради зла).
У меня после него осталось чувство замешательства, видимо предаётся собраться с силами и посмотреть фильм ещё раз. Оно не для слабых умов и нервов.