До шестидесятых годов прошлого века на жанровом рынке Великобритании бал правила единственная студия, Hammer Films, но в начале десятилетия у нее появился серьезный конкурент в лице Amicus Productions, основанной американскими продюсерами Милтоном Суботски (Milton Subotsky) и Максом Розенбергом (Max Rosenberg). Суботски, перебравшийся в Британию в начале 1959-го года, отвечал там за весь креатив, а его заокеанский партнер, Розенберг, заведовал финансами, что оказалось идеальной комбинацией. Собственно, идея "замутить" свою студию в Лондоне возникла у партнеров потому, что в Британии той поры действовали существенные налоговые послабления для кинопроизводителей, а успешный хоррор-прорыв Хаммера в пятидесятых гарантировал хорошую прибыль с недорогих жанровых картин, разумеется, при условии их аккуратного бюджетирования :) Самым первым фильмом Амикус, которая тогда еще, впрочем, так не называлась, стал в 1959-м году "Город Мертвых" ("City of the Dead", a.k.a. "Horror Hotel"), в котором рассказывалось о жутких человеческих жертвоприношениях и колдовстве. Стоившая всего пятьдесят тысяч фунтов, лента собрала в прокате неплохие деньги, которые Суботски потратил на финансирование трех рок-н-рол мюзиклов ("Ring-A-Ding Rhythm" (1960), "It's Trad, Dad" (1961), "Just For Fun" (1961)) и одного семейного фильма про умную и отважную собаку, "Lad, A Dog" (1962) :) Однако в 1964-м году партнеры вновь вернулись к хоррору в лице "Дома Ужасов Доктора Страха", и в дальнейшем уже на всякие глупости не отвлекались, выдавая на-гора один жанровый хит за другим.

Основой "Дома" стали получасовые истории, написанные Милтоном в конце сороковых для телевизионного хоррор-сериала, который, впрочем, так и не был реализован. Придумав для этих историй связующее звено в лице зловещего доктора Шрека с колодой карт таро, Суботски убедил Розенберга найти необходимые деньги для финансирования проекта, чем тот и занялся, попутно дав ленте название, "позаимствованное" им у компиляции немецких хоррор-фильмов, которую он прокатывал по Штатам в начале сороковых. Суботски, в свою очередь, без зазрения совести "позаимствовал" у Hammer некоторых ее постоянных актеров и режиссера Фредди Франциса, которому поручил постановку фильма со стотысячным бюджетом. Главных звезд Hammer, Кристофера Ли и Питера Кушинга, переманить было не сложно, так как, помимо денег, Суботски предложил актерам нетипичные для них амплуа - харАктерную роль для Кушинга, щеголяющего в фильме усами, бородой, и немецким акцентом, и драматическую роль для Ли, дававшую ему отличную возможность показать свой широкий актерский диапазон. Также, из завсегдатаев Хаммера на съемки позвали Майкла Гоффа, а "в нагрузку" к ним пошел популярный телевизионный диджей Алан Фриман и молодой канадский актер Дональд Сазерленд. Также, должен был сниматься известный джазовый музыкант Акер Билк (Acker Bilk), но перед самым началом съемок он слег с сердечным приступом, и его заменили на не менее известного Роя Касла, отлично игравшего (помимо прочего) на трубе. Проблема с Акером, как потом оказалось, для этого фильма не стала единственной. Через две недели после начала съемок у партнеров внезапно кончились деньги, так как часть инвесторов неожиданно отказалась от участия в проекте, и тогда Суботски был вынужден платить актерам и рабочим студии из своего кармана, пока Розенберг в Америке судорожно искал дополнительное финансирование. Нашел..., благодаря чему съемки удалось закончить с перерасходом в пять тысяч фунтов, но на горизонте неожиданно нарисовалась другая проблема - отсутствие музыки. Изначально, саундтрэк был заказан Табби Хэйесу (Tubby Hayes), который, хотя и появился в фильме в качестве одного из участников ансамбля, не сумел придумать ничего путного, что, разумеется, повергло продюсера в ужас. Однако на помощь пришел Фредди Францис, посоветовавший нанять для "озвучки" фильма Элизабет Лютьенс (Elisabeth Lutyens), которая с успехом справилась с поставленной задачей. На этом, слава богу, злоключения фильма завершились, и он с большим успехом прошел по экранам британских кинотеатров, потеснив плечом продукцию конкурентов из Hammer. Увидев, что формат хоррор-антологии успешно работает, Amicus начала специализироваться на выпуске подобных фильмов, для чего были вполне прозаические причины. Во-первых, в антологии зрителю всегда найдется на что посмотреть, и даже если какая-то из историй покажется скучной, то из кинотеатра никто не уйдет, зная, что через несколько минут начнется другой, возможно, намного более интересный сюжет. А во-вторых, для этих фильмов можно было нанять кучу именитых актеров за копейки, так как на каждого из них приходилось всего несколько съемочных дней, а звездные имена на афишах приносили ощутимый доход. Стратегия беспроигрышная! :)

Итак, прародитель всех хоррор-анталогий Амикус рассказывает следующую историю: в купе поезда, в котором уже едут пятеро мужчин, подсаживается таинственный доктор Шрек, профессор парапсихологии и оккультных наук. Задремав, господин Шрек роняет на пол свой портфель, из которого вываливается колода карт таро, а попутчики, заинтересовавшись, просят его предсказать их будущее. Доктор Шрек любезно соглашается, и предсказывает одному из них погибнуть от руки оборотня, другому принять смерть от умного растения, третьему - поплатиться за воровство музыки Вуду, четвертому - умереть от собственного эго, а пятому - пасть жертвой вампира. Разумеется, никто из пассажиров в удивительные предсказания доктора не поверил, но на конечной станции их ждал большой сюрприз...

Честно говоря, режиссер из Фредди Франциса довольно посредственный, зато оператор он просто замечательный, что лишний раз подтверждает и этот фильм, снятый (не им, но под его чутким руководством ;)) в роскошном широкоформатном техниколоре. Истории, которые рассказывает нам доктор Шрек в потрясающем исполнении Питера Кушинга, в большинстве своем скучные и инфантильные, хотя сегмент с участием Майкла Гоффа и Кристофера Ли на общем фоне смотрится неплохо, исключительно благодаря их актерским дарованиям. Если ранжировать эпизоды антологии по уровню "хорошести" и интересности, то два первых места займут "Werewolf" с Нилом МакКалумом и "Disembodied Hand" с Ли, на почетном третьем месте окажется "Vampire" с Дональдом Сазерлендом, ну а последние две позиции займут невменяемая "Voodoo" с трубачом Каслом, и маловменяемая "Creeping Vine" с Аланом Фриманом. Никакого саспенса, я уж не говорю про хоррор, во всех этих историях нет и в помине, что не удивительно, принимая во внимание ультракороткий хронометраж каждого эпизода. Зато перформанс Кушинга, повторюсь, просто бесподобен, и хотя бы ради него уже стоит посмотреть эту ленту :)

Впрочем, не смотря на все недостатки, у этого фильма есть неоспоримая историческая ценность, поэтому всем поклонникам британского культа вообще, и фильмов студии Amicus в частности, посмотреть его нужно обязательно. Что же касается более широкой аудитории, то им эта картина наверняка покажется скучной и старомодной, в чем, положа руку на сердце, есть большая доля истины. Рекомендуется ностальгирующим любителям британского жанрового кино, студии Амикус, и всем тем, кому интересны старомодные творения "давно ушедших дней". Остальным же, смотреть по желанию :)