Ричард Стэнли являет собой довольно редкий пример режиссера, заработавшего себе отличную репутацию в кругах поклонников жанрового кино уже после своего полнометражного дебюта, "Hardware" (1990, в наших видеосалонах фильм шел под названием "Железяки" ;)), а его второй, и на данный момент последний, полнометражный фильм, "Dust Devil", благодаря своей необычной судьбе стал культовым. Но заслуженно ли? На этот счет есть разные мнения... ;)
По пустынным дорогам Намибии бродит высокий и статный хичхайкер в длинном сером плаще, останавливающий попутки и убивающий впоследствии их водителей. За убийцей охотится чернокожий полицейский в летах, желая завершить свою карьеру на высокой ноте, в то время как Пыльный Дьявол продолжает свой кровавый поход, подсев, на этот раз, в машину Венди Робинсон, сбежавшей от своего мужа. Поддавшись сентиментальности, убийца не стал сразу "мочить" свою будущую жертву, предпочтя поиграть с ней немного в "отношения", что и стало роковой ошибкой, приведшей к его собственной кончине. Однако уничтожить зло совсем не просто, и теперь уже Венди отправилась бродить по пыльным дорогам Намибии, останавливая попутные машины...
успеха "Hardware", Ричард решил вернуться к истории "Dust Devil", существенно переработав сценарий и введя в него сверхъестественные элементы. Этот проект боссам из Palace Pictures, финансировавшим дебютный фильм режиссера, очень понравился, и они, найдя со-инвесторов, одним из которых был Miramax братьев Вайнштейнов, отправили Стэнли в Намибию, доверив ему бюджет в два миллиона фунтов, но поставив, при этом, ряд жестких контрактных условий. В частности, режиссера "поприжали" по части крови и обнаженки, которые он мог показать в своем фильме, а также настояли на кастинге Челсии Филд на роль Венди. Сам Ричард хотел видеть на экране Керри Фокс (Kerry Fox), а когда финансисты ему в этом отказали, то предложил им кандидатуру Стэйси Трэвис (Stacey Travis), которую тоже "зарубили". В итоге, Челсия просто стала компромиссной фигурой, которая вскочила на подножку разворачивающегося проекта в самый последний момент, и я не могу сказать, что она выполнила свою работу плохо. Что же касается Роберта Джона Бёрка, то он тоже не был первым кандидатом на главную мужскую роль, которую изначально предложили харизматичному лидеру Fields of the Nephilim, Карлу МакКою (Carl McCoy). Но МакКой отказался, и тогда его место занял не менее мужественный Роберт, сыгравший, как мне кажется, идеально, без перегибов и недочетов.
Вообще, актерские работы этой ленты, с моей точки зрения, все хороши, но они тонут на фоне невнятной истории и слишком серьезного увлечения режиссера "артхаусными моментами". Ведь движущей силой всего фильма являются не актеры или сюжетная линия, а исключительно изобразительные фишки, атмосфера, пустынное окружение. И если местами режиссеру действительно удалось, что называется, "поймать момент", то в большинстве случаев это выглядит несколько натянуто, а в отдельных эпизодах и вовсе не к месту. В качестве иллюстрации сна, на котором, по сути, и основывается данная лента, "Dust Devil", может быть, и не плох, но снять полноценный фильм с внятной историей у Ричарда Стэнли, по моему скромному мнению, не получилось. Просто картина разваливается на множество слабо связанных друг с другом сцен, многие из которых сами по себе, может быть, и интересны, но соединиться в единое целое у них никак не получается, что является очевидным проколом режиссера, не совладавшего с собственным материалом. Более того, увлечение Ричарда "созерцательной" стороной дела серьезно сказывается на перекошенной структуре всего фильма, многие моменты которого откровенно затянуты, и для полноценного восприятия истории совсем не нужны, лишь добавляя конфуза и так уже мало что понимающим зрителям. Нет, разумеется, некоторые эпизоды этой ленты весьма запоминающиеся и оригинально сняты, с выдумкой, но именно что некоторые, и именно что эпизоды - как единое целое картина, к сожалению, не воспринимается. Даже в "режиссерской версии", не говоря уже о кастрированном варианте от Miramax.
Но это я немного забежал вперед. Все дело в том, что африканские съемки, разумеется, не проходили гладко, но эти неурядицы были ничем, по сравнению с будущими проблемами Стэнли. А начались они по его возвращению в Лондон и представлению дистрибьютору 120-минутной версии картины, которая впоследствии была урезана им до 110 минут. Именно эту версию режиссер хотел видеть в европейском прокате, но функционеры Palace Pictures были иного мнения, и весной 1992-го года презентовали на тест-показах 95-минутную версию, которая аудиторией была принята, мягко говоря, "не очень". Дальнейшие улучшения, впрочем, они сделать не успели, ибо контора вскоре обанкротилась, и вся post-production работа над фильмом прекратилась, в результате чего Стэнли потерял контроль над собственной картиной. Параллельно Miramax в Штатах сделала свою, 87-минутную версию, убрав из нее все отсылки к сверхъестественному, существенно сократив роль Зэйкса Мокае, и без какой-либо рекламы выкив получившийся продукт на VHS и LaserDisc в пансканированном (с обрезанной по краям картинкой) виде. Эта же версия впоследствии прокатывалась в Италии и Франции под именами "Demoniaca" и "Le Souffle du Demon" соответственно. Ричард, раздосадованный таким поворотом событий, обратился к европейским со-инвесторам фильма, Channel 4 и British Screen Finances, с предложением перемонтировать фильм за собственные деньги, представив в результате финальную версию продолжительностью 108 минут, которая впоследствии имела небольшой театральный прокат и была издана на видео компанией PolyGram. Именно эта версия является наиболее близкой к тому, что изначально задумывал Стэнли, но именно она и страдает от всех тех недостатков, о которых мы говорили чуть выше. Если бы Ричард Стэнли сконцентрировался не на атмосферно-визуальных фишках, а на самой истории, тогда вполне возможно, что этот фильм получился бы интересным психологически-мистическим хоррором в необычном антураже. Но все вышло несколько иначе, и "Dust Devil" является эдаким мистическим "недоартхаусом" с неплохими актерскими работами и кое-какими интересными задумками, но не более того. Культовой картина стала исключительно благодаря необычной истории создания, и если вам нравится смотреть "культ ради культа", тогда, безусловно, - это ваш выбор. Что же касается других категорий зрителей, то посмотреть ее стоит любопытствующим киноманам и любителям "артхауса", в то время как "casual" зрителям я не думаю, что фильм понравится...
03 июня 2009, 23:11 Ah
А по моему тут получилась практически идеальная иллюстрация сна и именно этим фильм и хорош, в этом его (сейчас будет громкое слово) УНИКАЛЬНОСТЬ. "Дьявол", это стопроцентная экранизация дурного сна, путанная, тяжёлая, мрачная, бессмысленная (на первый взгляд).
Однако, фильм несомненно скучноват в середине, и только потому я не даю ему десятку.
А вот дебют этого талантливейшего режиссёра, "Железяки", бесспорный шедевр, великий фильм.
12 октября 2009, 10:44 Yanmax
Ну уникальность вряд ли... по части "дурного сна" в фильме совершенно лишние эпизоды с полицией и супругом Венди. Его линия вообще нужна лишь для того чтобы в конце подчеркнуть переселение. А до этого не будь его - и ничего бы не потеряли
На мой взгляд это ровный фильм. Не плохой, не шедевр, он просто вполне хорош на среднем уровне. По демонической части более-менее понятно (если принимать всерьез объяснение мол просто "одержим человеческими страстями"), сюжетная структура тоже. Персонажи интересные и, скажем так, концепция демона вполне удачно передана.
О минусах - фильм слишком длинный для "сна" и переполнен моментами которые скорее похожи на неожиданное пробуждение. Ну и оставил бы режиссер троих героев, зупатвшихся в мистике, к чему лишние моменты с копами, другом Бена или мужем героини.
Кроме того частые нестыковки поведения демона. То он всемогущий, то "ограничен в бренном теле". То непроницаемый и зловещий, то кричащий и прыгающий от радости во время взрыва машин (кто бы объяснил зачем он вообще их взорвал?). Как я понял, Венди у него вызвала немного другой интерес, не просто зарезать (иначе мог бы это сделать гораздо раньше), тогда зачем в принципе этот цирк с бурей? Допустим можно это все списать на "дурной сон", но тогда вновь вопросы о лишних эпизодах
И в целом - у фильма сюжета на полчаса, 40 минут от силы. Я считаю что режиссер здорово создает атмосферу (музыкой и общими планами фильм конечно очаровывает), но все же 108 минут многовато. В своей Final cut ему не удалось нащупать идеальный ритм
Актеры отличные, и Бёрк и Челси, и Зэйкс Мокае (его сны тоже классные), и любимчик режиссера Уильям Хуткинс (в Железяках он просто шикарный!). Помогают воспринимать неспешное действо
Но в целом Hardware мне понравился куда больше. И эстетикой постядера, и постоянными отсылками туда-сюда и своеобразными высказываниеми на социальные и человеческие темы, и депрессивной музыкой ("This is what you want, this is what you get"). При простом, практически короткометражном сюжете - там вышло гораздо лучше. До недавних пор доступен был лишь кошмарный немецкий LD-риповый диск (я серьезно думал что фильм снят в желтоватой манере), но сейчас есть и британец, и американцы все грозятся выпустить (сдвинули с 13 октрября на 20-ое), хочу приобрести. А покупка пятидискового "Дьявола" (пусть и за смешную сумму) себя не очень оправдала. Там кстати со звуком странности, очень тихо прописаны диалоги и время от времени в правом канале что-то булькает...
Резюмирую - хороший средний фильм, на приличном уровне. Выше прыгнуть не удалось, но и ниже пожалуй не стал бы оценивать )