На кинорынке, перенасыщенном в последнее время фильмами о зомби, картина братьев Форд выделяется не только своей экзистенциальной созерцательностью, но еще и тем фактом, что она почти полностью снята в двух странах Африки, Гане и Буркина Фасо.

Последний самолет, эвакуировавший американский персонал из африканской страны, где разразилась эпидемия зомби, потерпел недалеко от берега крушение, в котором выжил лишь военный инженер Брайан Мёрфи. И теперь ему предстояло долгое путешествие по степям и пустыням Африки среди ходячих мертвецов...

Во время которого он встретил чернокожего попутчика и узнал об африканцах много нового, вместе с создателями этой ленты, для которых съемки в Африке обернулись настоящим адом. Потому что с них не только постоянно требовали денег полицейские под дулом автомата чуть ли не за каждый чих, но и еда была настолько кошмарной, что режиссерам приходилось работать в редких перерывах между жёстким просёром и блёвом. А в середине съемок главный актер ленты, Роб Фриман, подцепил малярию и три дня лежал под капельницей на какой-то грязной доске в местной "больничке", на волосок от настоящей, а не киношной смерти. Зато в результате у отважных братьев получился действительно очень аутентичный фильм, аллегорично поднимающий насущные вопросы Африки в лучших традициях социальных комментариев Джорджа, нашего, Ромеро (George A. Romero).

В его же лучших традициях и зомби в "Мертвых" классически медленные, и большинство спецэффектов снято на камеру, а не "подрисовано" компьютером, хотя и такие тут тоже, конечно, встречаются. Проблема с африканскими зомби только одна - исполнявшие их роли местные жители и камеру то в большинстве своем впервые видели, а уж сыграть ходячий труп для них было почти непосильной задачей. В результате мы имеем просто медленно бредущих негров с белыми контактными линзами и довольно простым гримом, а не "настоящих зомби", хотя некоторые из африканцев, надо отдать им должное, стараются. Еще бы, ведь бесстрашные британские кинематографисты буквально спасали их своими деньгами от голодной смерти.

Однако они слишком увлеклись "аутентизмом" и реалистичностью своей истории, в результате чего в картине почти нет диалогов и местами она смотрится скучновато. Ибо "зомби экшен" в ней довольно однообразный, да и африканская природа в этой ленте не блещет особым разнообразием, в результате чего почти все локации похожи друг на друга лишь с небольшими вариациями. Очевидно, что помимо зомби-фильмов Ромеро братья вдохновлялись еще и лентами Серджио Леоне (Sergio Leone), а также другими созерцательными "road movie", из которых они взяли многие ходы и фишки "Мертвых", но чутка переборщили, в результате чего, как я уже сказал, местами фильм немного скучноват и необоснованно затянут.

Однако в нем действительно есть много очень неплохих вещей - хорошая актерская игра двух главных персонажей; в меру динамичная камера; аутентичные и незаезженные локации, передающие настоящий дух (или, скорее, смрад ;)) Африки; олдскульные "практические" спецэффекты и неплохое музыкальное сопровождение Имрана Ахмада (Imran Ahmad). Ну и режиссура братьев на высоте, хотя, как я уже отметил выше, некоторые моменты они вполне могли бы сократить абсолютно без ущерба для всей ленты. Посмотреть которую я рекомендую всем, кому порядком надоели современные зомби-фильмы в "стандартных" локациях и с "бегающими" зомби - для них "Мертвые" будут реально глотком свежего воздуха. Ну и остальным поклонникам жанра эту ленту я тоже могу смело рекомендовать, ибо снята она качественно и выгодно отличается своей необычностью на фоне других зомби-фильмов.