Вначале было слово... Ну, а в нашем случае - картинки, то бишь комикс "30 Days of Night", напечатанный IDW Publishing в 2002-м году в формате минисериала из трех частей. Интересно, что с самого начала сюжет "30 Дней" задумывался его создателем, Стивом Найлсом (Steve Niles), как основа для полнометражного фильма, но ни одна из студий не заинтересовалась предложением писателя, и тогда он адаптировал свою идею под формат хоррор-комикса, проиллюстрированного известным артистом Бэном Тэмплсмитом (Ben Templesmith). Комикс неожиданно стал суперхитом и первым большим успехом Найлса, предыдущие работы которого не пользовались особой популярностью, что резко изменило отношение студий к его идее, за которую теперь уже пришлось бороться кинобоссам, развязавшим промеж себя "войну ставок". В "боевых действиях" победила Senator International, отвалившая неразглашенную семизначную сумму (начинались торги с миллиона) за права на экранизацию, которую собирался ставить режиссер "Зловещих Мертвецов" (The Evil Dead, 1981) и "Спайдермэнов" Сэм Рэйми (Sam Raimi). Впрочем, "Человек-Паук" отказался выпускать Сэма из своей паутины, поэтому на этом проекте он ограничился лишь продюсированием, доверив постановку британскому клипмейкеру Дэвиду Слэйду. В марте 2004-го Стив Найлс предоставил окончательную версию сценария, но съемки начались лишь в конце 2006-го, потому что вариант Найлса еще дважды переписывался, сначала автором "Пиратов Карибского Моря" ("Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl", 2003) Стюартом Битти (Stuart Beattie), а потом и давним приятелем режиссера, Брайяном Нэльсоном (Brian Nelson). Именно вариант Нэльсона, который господин Слэйд посчитал "наиболее полно отражающим дух графической новеллы" стал окончательным вариантом истории маленького городишки на Аляске под названием Бэрроу (Barrow).
Итак, Бэрроу, захолустный городок в труднодоступной местности Аляски, жители которого готовятся к тридцатидневному периоду тотальной темноты. Многие на время покидают город, не желая месяц жить в полнейшей темноте, но некоторые остаются, запасаясь провиантом и соляркой для генераторов. Именно в этот момент появляется незнакомец, убивающий собак и жгущий сотовые телефоны, а вслед за ним - кровожадная банда вампиров, жестоко рвущая людей на куски. Противостоять им тяжело, практически невозможно, поэтому выжившие, под руководством молодого шерифа, решают затаиться и терпеливо ждать рассвета. Но переждать тридцать дней ночи совсем не просто, особенно если вокруг тебя бродят бессмертные вампиры...
Скажу прямо, идея фильма очень неплохая, хотя отчасти и реализованная годом раньше в шведском фильме "Frostbiten" (2006), шедшим в нашем прокате как "30 Дней До Рассвета". Идея неплохая, но вот ее реализация, мягко говоря, сумбурная, с немаленьким количеством проколов и откровенных ляпов. Начнем "разбор полетов" с очевидного. На кой хрен понадобилось незнакомцу жечь "могильные" телефоны, скажите мне на милость? Я понимаю, если бы он смог каким-то образом украсть мобильники у всех ста с лишним человек, но показали нам всего лишь несколько сгоревших трубок, и что ему это дало, кроме привлечения внимания шерифа? Не знаю. Уж если он мечтал лишить аборигенов сотовой связи, то надо было валить опоры базовых станций или резать коммуникации, что, кстати, и проделали в фильме позже, правда, с линией обычных телефонов. Далее - вампиры. Точнее, их странное поведение. И я не говорю сейчас про псевдоживотные повадки, которые делают их похожими на сбежавших обитателей психушки, а про обычную логику, зачатки которой у них явно присутствовали. Так вот, на кой, спрашивается, хрен, в первый же день своего пребывания в городе они устроили кровавую бойню местного населения, явно намереваясь выпотрошить все сто пятьдесят его жителей? Если они пришли за едой, что подразумевается, то логичным было бы убивать небольшое количество людей ежедневно, чтобы было что кушать и сегодня, и завтра, и послезавтра, ведь жители не смогли бы никуда деться и никому ничего сообщить, а тут получается, что за несколько часов они загрызли весь город, а следующие тридцать дней намеревались лапу (или чего другое) сосать? Идиотия! Далее, на протяжении всех тридцати дней эти вампиры ходят по городу грязные как свиньи и все измазанные в крови - их что, прёт, что ли, так ходить, или они про гигиену ничего не слышали? Ок, предположим, что в них сильна животная составляющая, но даже животные за собой ухаживают! Кошечки себя вылизывают, собачки купаются, и даже свиньи, и те, можно сказать, довольно чистоплотны, но эти же создания получились запредельными отморозками, хотя щеголяют все в цивильных костюмчиках да сексуальных платьицах. Бредятина...
Теперь про откровенные ляпы, самый очевидный из которых - зима. Зима тут что-то на аляскинскую ну никак не тянет. Я даже не говорю про откровенно цифровые "метели", а вообще - не тянет и все тут, не реалистично. На улице суровая минусовая температура, а некоторые персонажи бегают по снегу чуть ли не в шортах и пар изо рта у них упорно не идет :) Я понимаю вампиры, они то, типа, "мертвые", и их физиология вполне может подразумевать отсутствие "теплого выдоха", но люди то? Что с людьми то стало? Не беспокойтесь, с людьми все в полном порядке, просто им забыли на компьютере дыхание дорисовать, или студийный павильон охладить до нужной температуры. Снимали то в Новой Зеландии, где даже в "суровые зимы" температура очень редко ниже нуля опускается... ;) Прямо скажем - для фильма, все действие которого происходит на диком холоде, подобный ляп непростителен и напрягает. Напрягает и постановочная сумбурность ленты, режиссер которой никак не может решить, что конкретно он снимает, отчего в отчаянии метается между темами. Сначала нам дается невнятная экспозиция с участием незнакомца, вроде бы нужного персонажа, сыгранного талантливым молодым актером Беном Фостером, но потом его из фильма резко убирают, что с драматургической точки зрения выглядит исключительно топорно. Ладно, типа, мавр сделал свое дело, мавр может умереть, и совсем не обязательно рассказывать в очередной раз происхождение вампиров, откуда они родом и кто такие, ибо этого мы видели уже достаточно и тут такая "недосказанность" вполне работает и... не работает! Потому что вампиры тут иные, чем в других фильмах, какие-то полуживотные, говорящие на непонятном языке, переведенном субтитрами. Зрителю неплохо бы хоть намекнуть, что за дела творятся, но нет, сценаристам явно было наплевать на любопытство зрителей, и никакой конкретной информации нам ВООБЩЕ не дается, на что зритель отвечает обоснованным "не верю", подбрасывая в воздух урночки с попкорном. Автоматически все действия таких вампиров становятся для зрителя надуманными и натужными, и он уже не может воспринять происходящее на экране иначе, как бред сивой кобылы :) Даже не смотря на то, что людские взаимоотношения показаны с серьезной долей реализма, что ... снова губит ленту! Ибо в контексте "фэйковых" вампиров драма смотрится, по меньшей мере, странно, а на самом деле - исключительно нелепо, особенно в моменты, когда режиссер со сценаристом пытаются насосом выжать зрительскую слезу, которая, чертовка, ну никак не выжимается! И таких вот "эмоционально-трагических" моментов в фильме не один и не два, и не три, и даже не четыре... Так про что кино то? Про тупых кровожадных вампиров, или про тяжелые человеческие судьбы, или, может быть, это производственная драма о нелегком быте обитателей крайнего севера? Так лучше бы тогда господин Слэйд про оленеводов Чукотки фильмец забацал, глядишь, и получилось бы повменяемей!
Но наши жители Чукотки быстро бы вампиров на олений рог насадили, а американцы менее сообразительны, поэтому кино это сняли про них и для них, любящих насилие. Вот с насилием тут точно все в полном порядке и нареканий быть не может - ультракроваво, сверхреалистично, мегабрутально! Рвутся шеи, рубятся головы, убиваются дети (!!!), отовсюду хлещет кровь, а масштабный эпизод городской резни, снятый двигающейся на большой высоте камерой - просто вне всяких похвал, очень мощно! Жаль только, что таких вот мощных эпизодов на весь фильм раз-два, и обчелся, а ведь могли бы соорудить конфетку, но как-то все, видимо, не сложилось. А жаль, потому что потенциал у ленты был действительно большой. Часть его, конечно, была реализована, хотя бы в виде кровавой резни с мегареалистичными эффектами студии Питера Джексона (Peter Jackson) WETA (более реалистичного отрубания головы в одном из эпизодов я, к примеру, еще не видел), но большая часть просра..., гм, исчезла в неумелых руках сценариста и режиссера, который не побрезговал и откровенным плагиатом - финальная сцена ленты "содрана" один-в-один с концовки "Блэйда 2" ("Blade II", 2002). Жаль, господа, очень жаль, что такой крупный жанровый проект не оправдал возложенных на него ожиданий, хотя повзрослевший красавчик Джош Хартнет в роли мужественного шерифа смотрится очень даже ничего. Ну и дизайн вампиров, конечно, замечательный, хотя все это мы уже не раз видели. Но можно, в принципе, и еще раз посмотреть, чего уж там...
На самом деле, это кино не сможет полностью удовлетворить ни одну из категорий потенциальных зрителей. Поклонники оригинальных комиксов не довольны тем, что фильм получился не столь близким к оригиналу, как им того хотелось бы. Фанаты вампиров будут недовольны тем, что фильм сумбурен и затянут. Поклонники драмы и "исследований человеческих взаимоотношений" вообще это кино смотреть не будут :) Любители кровавых ужасов и мяса хоть и получат удовольствие от некоторых моментов, но будут откровенно скучать на других, и такая ситуация со всеми категориями зрителей - все из них будут чем-то недовольны в большей, или меньшей степени. Да что там говорить, даже продюсеры наверняка картиной не довольны, во всяком случае, ее финансовыми показателями. В прокате лента стартовала первым номером, собрав за уикенд шестнадцать миллионов долларов, но в дальнейшем ее ждало огромное падение зрительского интереса, что на сегодняшний день вылилось в тридцать пять миллионов долларов бокс-офиса. Не густо, учитывая задействованных звезд и производственный бюджет в тридцать два миллиона без маркетинговых расходов... Давать рекомендации по этому фильму я, честно говоря, затрудняюсь. В нем есть немало хороших моментов, но они перевешиваются массой негативных факторов, самый страшный из которых - сумбурная неопределенность и затянутость ленты, ведь два часа для подобных фильмов, это ОЧЕНЬ много. Как говорится, "лучше меньше, да лучше" - идеальная поговорка про это кино. У меня все, а дальше уже сами решайте :)
12 ноября 2007, 16:14 Serj
Серег, ты не внимателен: откуда взялись вампиры, в фильме показали с самого начала. Помнишь лайнер, стоящий во льдах? Именно на него смотрел незнакомец, а потом пошел в город, портить сотовые и крушить собаков:)
12 ноября 2007, 21:09 Serega_M
Я внимателен, и не идиот :) Я писал в общем - обычнов фильмах рассказывается хотя бы в общем вампирская история, кто они, откуда, и т.п. Я это и имел ввиду, а не то, что не показано откуда КОНКРЕТНО они пришли - с корабля, ясен хуй :)
13 ноября 2007, 01:26 Serj
Ну, раз заметил, значит все заебись: не дремлешь на посту:) А откуда эти вампиры взялись, лично мне по хую: это же фантастика:)) Взялись и ладно.. Больше бесит попсовый финал (драка - это нечто сверх идиотское), ну и ряд других момент. Но соглашусь с тем, что ОХУЕННО преподнесено нападение на город с вертолета. Это супер!
13 ноября 2007, 01:46 Serega_M
С какого, нахуй, вертолета? Снимали то в студии - подвесили камеру на тросы под потолком просто... ;)
13 ноября 2007, 02:34 Serj
Блядь, я имел в виду, что выглядит это как съемка с воздуха.. Судя по скорости движения камеры - явно не самолет:)
13 ноября 2007, 02:21 Tetsuo
Отличная рецензия! Всегда приятно видеть сайт с образованными людьми...
13 ноября 2007, 11:41 frost_nn
В принципе, рецензия правильная, и со многим я согласен.. но, как ни странно, от просмотра кино получил удовольствие...
ИМХО некоторые занимательные моменты фильма, как то сцены массовой бойни, вполне, позволяют простить откровенные ляпы.
16 ноября 2007, 23:14 Roise
С рецензией полностью согласен. Хотя, в целом сумел-таки тоде получить от фильма удовольствия - в конце концов, потешаться над сюжетными ляпами и некоторыми тупо выглядящими моментами подчас не менее увлекательно, чем просто неплохо собранный фильм глядеть )) Лишь бы компания была с юмором.
А мочилово тут хорошее, отвязное такое. Сцена с массовой бойней и "нашим ответом" сурового мужыга на экскаваторе очень порадовали, как и качели и сцена с "утилизатором". Все-таки снег и кровь созданы друг для друга.
Хыхы, а ведь вообще идея с отправлением вампиров на благоприятный север была еще в Максе Пейне озвучена один из бандюгов %) Причем до создания комикса!
ЗЫ А мораль фильма, судя по последней экшн-сцене - "не разевай пасть!" )
01 декабря 2007, 08:13 Onghl
Да уж... Под конец фильм стал утомлять даже. А впечатление от спец-эффектов, как Серега написал, напрочь испорченно затянутостью и сумбрностью.
01 января 2008, 21:25 punisher
не смотря на множество негатива изложенного выше,я в свою очередь хотел бы отметить следующее:да,фильм не безупречен ,как не хотелось бы,но все же,отображённые в нём действия,включая жутко кровавые и натуралистичные сцены насилия,чему могут позавидовать многие фильмы о всякого рода нежити,выполнены отменно!Я лично не особо заострял внимание на сюжетной линии...такие фильмы ,как мне кажется и недолжны особо загружать ветиеватым сюжетом...К тому же вампирская тематика в классичесском её отображении начала потихоньку себя изживать ,30 дней ночи привнесло свежую струю в жанр на подобие того ,что сделали 28 дней спустя для zombie - movies!!!
02 февраля 2008, 09:37 Asmodey
Не совсем согласен с рецензиями выше. Фильм мне очень даже понравился и особой затянутости я не заметил. Единственное разачаровал финал, слишком по голливудски слезливым вышел.
Да мне в принципе было наплевать на все ляпы сюжета, я просто получал удовольствие от фильма.
27 июня 2009, 02:33 JD
Вампирская тема одна из нелюбимых в жанре horror. Но данный фильм блеснул новизной идей. Тем обиднее, что столь мощный потенциал был упучен режиссером новичком. Поэтому фильм останется в памяти как собрание мощные экшен эпизодов. В целом же фильм тенял лишь на тройку по 5-балльной системе.
19 декабря 2010, 21:02 Joe
Вообще это в первую очередь экранизация комикса. С которым Серега, видимо ни хуя не ознакомился перед написанием рецензии.
Тут бля, "почему вампиры такие и сякие..." это вопросы в первую очередь к Найлсу.
Сережа видимо ждал, какой-нить готики и полу-пидора-вампиров а-ля Том Круз из "Интервью...".
А рецензия вообще зубодробительная, в смысле я думал что ее вообще какой-то долбаеб написал, типа из приглашенных авторов, а оказалось что Сергей...хуево что я могу сказать! Ни хуя не объективно!
29 мая 2012, 12:43 Dohliy
Joe, любое мнение субъективно, о какой, на хуй, объективности может идти речь? А фильм на самом деле средненький, как и "Леденец" того же режиссера, и с рецензией я полностью согласен:)
06 декабря 2014, 12:28 Dannyboy
Еще вопрос по фильму: в конце фильма герои заныкались на крыше, затем появляется фраза "20 дней спустя" (или сколько там, не помню) и все. И непонятно, чем герои питались, куда, извиняюсь, ходили по нужде!
21 ноября 2017, 22:57 Orval
Просто до невероятия тупое кино! Как-будто что-то вроде "Ада живых мертвецов" смотришь, но если у того же Маттеи актеры, спецэффекты, постановка, - все было на одном уровне и в совокупности смотрелось очень угарно, то здесь фильм имеет высокого качества составляющие, которые напрочь гробит непроработанный и невменяемый сценарий, в результате получилось какое-то убожество, растянутое на два бесконечных часа.
А вампиров, кстати, по Аляске гулять еще в "Байках из склепа" отправляли)