На частном острове в фешенебельном поместье владельца собираются богатые промышленники с женами для того, чтобы склонить профессора Фаррела к продаже его революционной химической формулы. Тот, впрочем, от предложенных миллионов отказывается, упирая на значимость своей работы для всего человечества, и тогда на изолированном острове начинаются убийства...
Убийства в стиле книги Агаты Кристи "Десять Негритят" (Agatha Christie's "Ten Little Niggers", 1939), неофициальной адаптацией которой этот фильм и является. Но так как ушлые итальянские продюсеры платить за права на книгу не хотели, то упоминания Агаты Кристи в титрах ленты нет, а сценарий Марио ди Нардо (Mario di Nardo) отличается от нее ровно настолько, чтобы адвокаты писательницы не смогли подать на итальянцев в суд :) Именно поэтому в картине столько явных нестыковок, и именно поэтому Марио Бава потребовал себе дней десять на правку сценария, в которых ему, впрочем, было отказано, в результате чего он вынужден был снимать фильм по оригинальному сценарию, который ему ОЧЕНЬ не нравился. И хотя продюсеры за ним весьма серьезно присматривали, не позволяя отступать от написанного текста, Марио, все же, умудрился протащить в картину пару своих идей и фирменный черный юмор, в результате чего лента стала для него своеобразным упражнением в стиле, с которым у маэстро всегда было все в полном порядке.
В порядке у него все было и с профессионализмом, который, как известно, не пропьешь, ибо во время просмотра картины никому и в голову не сможет прийти мысль о том, что подготовительного периода у режиссера не было, и фильм он начал снимать буквально на следующий день после подписания контракта. Потому что изначально ленту должен был ставить другой человек, а когда он ушел, то продюсеры попросили занять его место Марио, который согласился на условии полной предоплаты. Деньги ему сразу же заплатили, но в результате он лишился режиссерского контроля, что вкупе с постоянным давлением продюсеров оставило у него весьма неприятное впечатление от работы над этим проектом, который он считал чуть ли не худшим в своей карьере. По-моему, зря, ибо не смотря на все трудности и некоторые несуразности, фильм получился у него в итоге очень "бавовским".
Так, в картине немало его фирменного черного юмора и социального сарказма, снабженного веселенькими джазовыми мелодиями композитора Пьеро Умилиани (Piero Umiliani), ну а про кинематографию и говорить нечего - она, как обычно у маэстро, на высоте. А вот что для него весьма необычно, так это решение не показывать момент убийства, а лишь его последствия, равно как и собственноручный монтаж ленты (наверняка для экономии ;)), единственный в его карьере. Не используя ни единого "перехода", Марио Бава довольно резко "обрубает" некоторые эпизоды, что создает интересный эффект, но теряет, иногда, целостность повествования.
Ненавидя сценарий, но явно заинтересовавшись концепцией, годом позже Марио переделает этот фильм по собственным лекалам в "Кровавом Заливе" ("Bay Of Blood", 1971), который не только станет прародителем всех современных слэшеров и одним из краеугольных камней жанрового кинематографа, но и одним из самых известных фильмов маэстро. В то время как эта лента остается одной из самых его малоизвестных, во многом благодаря тому, что не имела театрального проката в Штатах. Ну и название у нее, как это часто бывает в джиалло, не имеет абсолютно никакого отношения к происходящим на экране событиям и придумано, что называется, "от балды" :) Хотя к джиалло эту ленту отнести можно с большой натяжкой, ибо практически никаких расхожих элементов жанра вы в ней не найдете, но так как почти все итальянские "murder mysteries" того периода почти автоматически относятся к джиалло, то будем считать таковым и "5 Кукол", в которых, кстати, засветилась тогда еще не суперзвездная Эдвиг Фенек.
Всем поклонникам Бавы посмотреть эту ленту нужно обязательно, но и простые любители стильных детективных историй картиной не будут разочарованы, ибо она отлично снята, нигде не провисает и постоянно держит интерес зрителя. Ну и в конце нас всех, естественно, ждет небольшой сюрприз... ;)
18 января 2012, 16:29 Maldoror
С возвращением !
Довольно проходное кино для Бавы ,от того же Дьяболика получил несравненно больше удовольствия, но просмотра достойно хотя бы ради танца Эдвиг Фенек на столе.
18 января 2012, 18:07 Ah
Полностью поддерживаю маэстро Баву, это несомненно худший его фильм, и развязка разочаровала особенно.
19 января 2012, 17:13 1
Может, это и худший фильм у Бавы, но все равно само по себе кино - СУПЕР
23 января 2012, 12:38 somaniac
Кино может и не супер, но мне понравилось гораздо больше чем Bay of Blood. Там сюжет ну настолько уж притянут за уши и (ИМХО) более дебильную концовку чем BoB тяжело придумать.