Режиссер, продюсер и сценарист Чак Парелло явно повернут на теме маньяков и серийных убийц, потому что ВСЕ его проекты (коих на данный момент три, и еще один готовится к производству) связаны именно с ними. Впрочем, дебютировал он на самом деле "так себе", сняв абсолютно ненужный и плоский "Henry: Portrait of a Serial Killer, Part 2" (1998) по собственному сценарию, зато "Эд Гейн", по сценариию Стивена Джонстона (Stephen Johnston), получился у него довольно неплохим...

Эд Гейн родился в семье папаши-алкоголика и авторитарной матери, которая была, к тому же, еще и истовой лютеранкой за гранью религиозного фанатизма. Прожив всю свою жизнь на окраине городка Плэйнфилд, штат Висконсин (Plainfield, Wisconsin), на территории семейной фермы, Эд был сильно привязан к матери, и "отвязан" от всего остального мира, что, однако, не помешало ему слыть в глазах соседей "добрым, тихим малым". И так оно, возможно, и было, пока серия смертей его родственников не оставила Эда совсем одиноким. В 1940-м от инфаркта умирает его отец, Джордж Гейн; через четыре года, при довольно странных обстоятельствах, гибнет старший брат Генри; а еще через год умирает мать Аугуста, после чего "добрый малый" становится расхитителем могил и убийцей...

Удивительно, но факт, не смотря на то, что Эд Гейн стал вдохновителем для создания таких персонажей как Норман Бэйтс (Norman Bates) из "Psycho", Кожаное Лицо из "The Texas Chainsaw Massacre" (1974) и Баффало Билл (Buffalo Bill) из "The Silence of the Lambs" (1991), его настоящую биографию сняли лишь на рубеже столетий, причем, что удивительно, почти ничего не переврав. Нет, разумеется, в картине есть художественные допущения, о чем ниже, но, в общем и целом, фильм действительно рассказывает правдивую историю одного из самых необычных преступников прошлого века. В картине есть и непростое детство мальчика, вынужденного терпеть пьянство и побои отца, а так же вербальные оскорбления и религиозную пропаганду матери. Есть и показ его трудностей коммуникации с окружающим миром, бОльшая часть которого считает его пускай и безобидным, но довольно "странным". Есть, разумеется, и эпизоды вскрытия могил, а также "рукоделия" Эда, который делал из кожи и различных частей человеческого тела милые безделушки, вроде суповых тарелок из распиленных черепов, или занавесок из человеческих губ. Но настоящим шедевром его "творчества" стал костюм, сшитый им из кожи женских трупов (привет Баффало Билл ;)), в который он частенько облачался, представляя себя женщиной...

В принципе, эти милые увлечения не представляли окружающим серьезной опасности до тех пор, пока Гейн не решился на убийство. Собственно, на ниве убийств его послужной список совсем невелик - всего две женщины, плюс, предположительно, брат Генри, но ими, тем не менее, он и заработал себе "почетный" статус "серийника". "Взяли" Эда в ноябре 1957-го практически сразу после убийства Бернис Ворден (Bernice Worden), владелицы промтоварного магазинчика, тело которой нашли в подвале дома Гейна подвешенным, обезглавленным и выпотрошенным (до кучи Эд не гнушался и человечинкой). В фильме, правда, имя потерпевшей изменено на Коллет Маршал, чему трудно дать вразумительного объяснения, так как другую жертву Эда, владелицу местной таверны Мэри Хоган, не "переименовывали". Зато оба эти убийства скомпрессовали во времени (Мэри Хоган пропала в 1954-м, а в фильме Эд убивает ее незадолго до второго преступления), что является первым "художественным допущением" ленты. Ну а вторым таким допущением стал мотив убийцы, которого подначивает призрак мертвой матери, мол, Эд Гейн совершал свои зверства под влиянием помутненного рассудка и материнской пропаганды. Нет, безусловно, с рассудком у старины Эда все явно было не в порядке, но призрак матери он вряд ли видел :)

Все это, впрочем, не мешает наслаждаться замечательной игрой культового "актера метода" Стива Рэйлсбэка, в исполнении которого Эд предстает трагической и неоднозначной фигурой. Стив, как это бывает со всеми его ролями, буквально влез в шкуру несчастного и сумел удивительно точно передать на экране поведение своего персонажа с несмешными шутками, нелепой походкой и долгим взглядом с играющей внутри глаз безуминкой. По сути дела, бОльшую часть фильма Стив тащит исключительно на себе, что отметили и фестивальные критики, вручив актеру аж два приза за эту роль. Не остался без призов и режиссер картины, Чак Парелло, для которого это был явный шаг вперед по сравнению с откровенно провальным дебютом. Впрочем, существенную роль в успехе ленты сыграл грамотный сценарий, который Чак НЕ писал, в отличие от своего первого фильма, который был, местами, просто запредельным. Тут же у господина Парелло получилось довольно грамотно, хотя и без прикрас, перенести на экран сценарий Джонстона, который идеально скомпонован и нигде не провисает. Благодаря этому нигде не провисает и сам фильм, чему, так же, способствует и довольно короткий хронометраж, всего 85 минут. Но этого вполне хватает для того, чтобы познакомить зрителя с "этапами большого пути" Эда, который был признан судом виновным в двух убийствах, но освобожден от ответственности в связи с невменяемостью и помещен в психиатрическую клинику, где и умер 26-го июля 1984-го года в возрасте 77-ми лет. Его "наследие", впрочем, будет жить вечно, во всяком случае до тех пор, пока люди помнят его преступления и снимают на их основе фильмы.

"Эд Гейн" - довольно правдивая и интересная экранизация жизни знаменитого убийцы, с которой будет небезынтересно ознакомиться не только всем любителям "true crime", но и широкой мэйнстримовой публике. Кое-что в этом фильме, конечно, надумано, но ведь это не документалка, так что авторы вполне могут иметь свою точку зрения на исторические события, хотя для пущей аутентичности в начале и конце ленты идут архивные съемки интервью жителей Плэйнфилда сразу после ареста их "тихого малого"... ;)