...В мрачном замке на вершине горы жил когда-то великий изобретатель. За свою долгую жизнь он изобрел много вещей, и однажды ему в голову пришло сотворить человека с сердцем из печенья. И он создал его, но, к сожалению, не успел довести свою задумку до конца, ибо умер, оставив Эдварда (так он назвал свое детище) незавершенным - с ножницами вместо рук. Так и жил несчастный один в огромном замке до тех пор, пока одним солнечным днем женщина-агент по продажам косметики фирмы Avon, не продав за свой день абсолютно ничего, не решила заглянуть в замок на горе. Так Эдвард оказался внизу, среди жителей небольшого пригородного городка в солнечной Флориде...

...Тим Бартон - человек, безусловно, исключительно талантливый, причем, как это бывает со многими талантливыми людьми, его таланты весьма разносторонни. Он и замечательный художник-иллюстратор, и прекрасный режиссер со своим собственным, сугубо индивидуальным и абсолютно неповторимым стилем, да вдобавок еще и писатель. Эта история про человека, с ног до головы закованного в кожу, со всклокоченными волосами, бледным лицом и с ножницами вместо рук была придумана Бартоном задолго до его первого полнометражного фильма Beetlejuice, тогда же были сделаны первые эскизы этого персонажа. Однако воплотить свою задумку на экране он смог лишь в 1990 году под покровительством кинокомпании Fox. Причем воплотил он ее в невинном виде "рождественской сказки", хотя я уверен, многие зрители были маленько шокированы, увидев основным персонажем вместо привычного веселого красавца одинокое, романтичное и исключительно ранимое создание, так непохожее на людей, с острейшими ножницами вместо рук. И хотя дети наверняка увидят в этом фильме лишь роскошную в своем визуальном великолепии рождественскую историю с необычным заглавным персонажем и ничего более, взрослым же, конечно, понятно, что на самом деле фильм этот - тонкая и остроумная социальная сатира, показывающая, как на самом деле тяжело "чужому" выжить в привычном нам обществе.

И действительно, на протяжении всего фильма мы наблюдаем за манерами, мыслями и действиями практически всех стандартных персонажей типового "пригородного городка" (suburbia) Америки (а по большому счету, мы наблюдаем самый что ни на есть детальный срез американского общества в целом) - его обывателей. С утра все мужчины как один устремляются в город на работу, ну, а женщины остаются предоставлены сами себе, и конечно же, Бартон со смаком и деталями представляет нам этих женщин; тут и мрачная (и от своей мрачной злобы весьма некрасивая) религиозная фанатичка, целыми днями напролет проводящая в своей комнате со светящемся крестом над камином и в поте лица своего наигрывающая псалмы на электрооргане; и модная дамочка-эротоманка средних лет, вульгарно накрашенная и заигрывающая с каждым встречным-поперечным; и "стандартная домохозяйка" упитанных форм в растрепанном халате и с вечными бигудями на макушке, да и много кто еще. "Молодое поколение" городка тоже не особенно привлекает к себе симпатии... Естественно, появление Эдварда, такого не похожего на них, поначалу вызывает в городе фурор, и он становится фигурой номер один в городке, но очень скоро восхищение обывателей перерастает в недоверие и раздражение от его присутствия - ведь он никоим образом не вписывается в их размеренную жизнь - он ДРУГОЙ, а таких обыватели не любят. Поэтому он вынужден бежать - бежать туда, откуда пришел - на вершину горы, в свою мрачную обитель скорби и печали, ведь только там, среди безмолвных причудливых фигур из кустарника, которых он сотворил своими руками-ножницами, он может чувствовать себя в безопасности. Одиночество - его удел, и он вынужден нести свой крест до конца...

На самом деле, Бартон в своем фильме рассказал историю, старую как мир - про вечное одиночество и неприятие "обществом" людей, хоть на йоту отличающихся от серой массы обывателей. Если ты "не такой как все" - считай, что тебе гарантированы неприятности. Но и всем известно, что зачастую именно "не такие как все" обладают очень тонкой, романтичной и чувствующей душой, способной творить, радовать других людей. Но зачастую все, что они получают взамен, это тумаки и издевательства. Бартон и сам во многом является именно такой личностью, и я уверен, что многое в Эдварде есть от самого Бартона, хотя это и так очевидно, что как автор Тим Бартон вложил в свой персонаж какую-то часть собственной души.

Эдвард Руки-ножницы - стопроцентно готический персонаж: как по внешнему антуражу, так и по своей внутренней сущности. Одинокий романтик, не могущий гармонично существовать в мире людей и потому убежавший от него в свой мрачный замок, где его никто не побеспокоит и не помешает творить. Такие люди в нашем жестоком мире либо гибнут, либо убегают от него, что для них является, пожалуй, единственным выходом. Во всей фильмографии Бартона, пожалуй, это единственный фильм, который от начала и до конца несет в себе этот "готический дух" и является стопроцентно "готическим". Безусловно, как и все работы мастера, с визуальной точки зрения фильм снят фантастически - фирменные, исключительно бартоновские планы и движения камеры тут встречаются на каждом шагу, а завораживающая и потрясающе красивая музыка Дэнни Эльфмана (Danny Elfman - кстати, можно сказать, "штатный" композитор Бартона, и между прочим, музыкант весьма талантливый) очень удачно подчеркивает, а местами усиливает сказочную атмосферу фильма. И хотя у Бартона нет ни одной слабой картины, все-таки я считаю, что этот фильм можно назвать одной из самых удачных работ в его карьере.

Ну что тут еще скажешь? Культовая классика, стопроцентно "готический" фильм, который просто обязателен для просмотра всем, кому термин и само понятие "готика" небезразлично. Фильм, который помимо потрясающего визуального и музыкального оформления несет в себе еще и определенный социальный смысл. Грустный фильм для утонченных личностей и романтиков в душе...