Пышногрудая Кассандра Петерсон более известна всему миру в образе роковой телеведущей (в основном вела на американском телевидении программы, посвященные дешевым ужасам и фантастике пятидесятых-семидесятых годов и просто "B-movies") "ведьминского" образца - великолепной Эльвиры, которая за годы своего пребывания на "голубых" и иногда "серебряных" экранах обрела поистине культовый статус и толпы преданных поклонников. Безусловно, культурный феномен Эльвиры объясняется великолепной работой стилистов и профессиональных имиджмейкеров, но и не только этим - все-таки в основном Эльвира обязана своим успехом мощной харизме Кассандры Петерсон и, конечно, не в последнюю очередь, ее выдающейся (в самом прямом смысле этого слова) фигуре ;)
К середине восьмидесятых годов прошлого столетия популярность Эльвиры как культовой личности стала настолько внушительной, что продюсеры задумались о создании телевизионного минисериала с ее участием, однако этим планам не суждено было сбыться. Зато на обломках этого проекта возникла идея снять полнометражный фильм с использованием кое-каких сериальных наработок, что в конечном счете и было реализовано студиями New World Pictures и NBC Productions совместно с собственной конторой Кассандры и ее мужа, продюсера Марка Пирсона (Mark Pierson), под говорящим названием Queen "B" Productions. Надо сказать, что New World Pictures к тому моменту испытывала существенные финансовые трудности, и инвестиции в производство этого фильма подкосили и без того довольно шаткое положение кинокомпании. Так как картина собрала в прокате Штатов лишь жалкие 5.6 миллиона (справедливости ради стоит отметить, что фильм прошел намного лучше за границей, особенно отметившись по сборам в таких странах, как Франция, Бельгия, Испания, Англия, Германия, Австралия, Япония, и даже прокатчики бывшего Советского Союза умудрились закупить, и вполне успешно крутить, эту ленту), можно с уверенностью сказать, что этот фильм стал одним из последних гвоздей в крышке гроба легендарной New World (в бытность свою детище великого трэш-мастера Роджера Кормана). Но не будем о грустном, поговорим лучше о сюжете.
Итак, телеведущая дешевой передачи о черно-белых трэш-ужасах и фантастике Эльвира оказалась уволенной из-за того, что не собиралась подставлять свою задницу под похотливые жирные пальцы нового владельца телестудии. Эльвира грезила Лас-Вегасом, городом порока, и мечтала иметь там собственное шоу, но для реализации этой мечты ей нужно было всего лишь "каких-то" пятьдесят тысяч долларов... Казалось бы, ситуация безнадежная - работы нет, денег нет, никаких перспектив тоже - в пору вешаться, но тут на сцену выходит "мистер счастливый случай" в виде телеграммы с сообщением о смерти Эльвириной двоюродной бабушки, о существовании которой она и не догадывалась. Телеграмма была от адвоката покойной с приглашением приехать для зачитки завещания. Перед густо подведенными глазами Эльвиры тут же поплыли яркие картины ее будущего успеха - тонны денег, шикарные яхты, дома и автомобили, которые достанутся ей по завещанию... Однако реальность оказалась куда более прозаичной - старый ветхий дом в готическом стиле, симпатичный пуделек (из которого Эльвира тут же сделала панка ;)) и древняя книга кулинарных рецептов. Ну, и в довесок ко всему этому "добру" - любовь школьников провинциального городка и жгучая ненависть большинства пуритански настроенных взрослых жителей, которые готовы были чуть ли не сжечь "ведьму" на костре, что, впрочем, в финале они и вправду попытались сделать. Да еще и дядя Винсет Тальбот оказался "совсем не тем, чем казался"... Одним словом - куча проблем и совсем никаких выгод, хотя... никто не сомневался, что Эльвира из любой передряги выйдет с честью ;)
Этот фильм, пожалуй, один из лучших представителей пародий на фильмы ужасов, где авторы не издеваются над жанром, а наоброт, очень любят его и лишь иронично подшучивают. Эльвира и ее облик в этом фильме - абсолютная квинтенсенция "крутизны" - она женщина-вамп, уверенная в себе, сексуальная, саркастичная и просто такая милая :) Ну, а ее бюст - это просто убийца: можно сказать, что это собственный маленький культ внутри большого сексуального культа! Конечно же, внушительное число словесных шуток и двусмысленностей направлено именно на эту часть бессмертного облика Эльвиры, но и про скромных фанатов трэш-хоррора тоже не забыли, раскинув по всему фильму немало отсылок (и "скрытых шуток") к классике "B" movies.
Помимо душки Эльвиры, то есть Кассандры Петерсон, которая, безусловно, как никогда великолепна, в фильме задействовано немало "серьезных" характерных актеров и просто очень много "знакомых лиц", причем исполняют они свои роли, естественно, отлично, хоть и подыгрывая "кэмповому" духу всей картины в целом. Кинематография ленты исполнена на очень хорошем уровне, что неудивительно, ибо надо было очень сильно постараться для того, чтобы снять плохо фильм с таким бешеным бюджетом, а немногочисленные спецэффекты всегда к месту и радуют глаз своим неповторимым духом кино восьмидесятых. Вообще, этот дух разухабистого и веселого кино восьмидесятых буквально пронизывает всю ленту насквозь и при просмотре вызывает сильнейшие ностальгические эмоции - сейчас уже так не снимают... А тогда вот и по семь с половиной миллионов на милую секс-комедию/пародию на ужасы могли "отстегнуть", и прокатывались такие фильмы в кинотеатрах, а не шли direct-to-video... Кстати о видео - несмотря на свой прокатный провал, годом позже, когда фильм вышел на видео, он совершенно неожиданно стал бестселлером, мгновенно взобравшись на двенадцатое место в рэйтинге известного журнала Billboard. Этот приятный факт, правда, уже никак не смог повлиять на незавидную судьбу New World Pictures...
Ну, что тут еще скажешь - "Эльвира, Повелительница Тьмы" это настоящий культ, причем как сама Эльвира, так и молодежное кино про нее. Не принеся никакой финансовой отдачи своим продюсерам (кроме убытков), этот фильм тем не менее мгновенно занял свою нишу не только в пантеоне культовых картин восьмидесятых, но и в сердцах многочисленной армии поклонников trash/horror кинематографа и просто дешевых B-movies. И я уверен, что фильм этот, равно как и сам образ Эльвиры, останется в сердцах преданных поклонников навсегда...
02 декабря 2011, 18:22 Ah
Ностальгическое кино, до сих пор его люблю.
Помню тварь из кастрюли казалась тогда жутко страшной. Не верится даже.
Ещё это единственный фильм который можно было смотреть с родителями, чтоб они не боялись за нежную детскую психику.
09 марта 2020, 20:59 Screaming Skull
«и даже прокатчики бывшего Советского Союза умудрились закупить, и вполне успешно крутить, эту ленту»
Истинная правда, фильм прокатывался без возрастных ограничений, лично смотрел его в 1990 году в кинотеатре «Родина» на проспекте Ленина (ныне Соборном)