Event Horizon: the effective boundary of a black hole, the point at which light or matter can no longer escape the collapsed star's gravity. The point of no return. (Горизонт Событий: действующая граница черной дыры, точка, в которой свет или материя уже не могут вырваться из гравитационного поля мертвой звезды. Точка невозвращения.)
Год 2047. Экспедиция спасательного корабля "Льюис и Кларк" (Lewis & Clark) в составе 8 человек отправляется к границе солнечной системы - планете Нептун, с орбиты которой получен сигнал, источник которого идентифицирован как Event Horizon - корабль, бесследно исчезнувший семь лет назад. Это был экспериментальный корабль, построенный по секретной правительственной программе, специально спроектированный для путешествий со скоростью, превышающей скорость света. "Сердцем" корабля был гипердвигатель, искривляющий пространство и создающий искусственную черную дыру - переход между двумя точками вселенной... Теоретически...
Создателем гипердвигателя и конструктором всего корабля является доктор Вир, который также летит вместе с экипажем спасательного судна в качестве эксперта. Но даже он не имеет никакого представления о том, что же произошло на самом деле. А выяснить, что же случилось с кораблем и его экипажем - задача миссии...
...Где корабль находился семь лет? Что он видел? Что произошло с его экипажем, и кто послал сигнал с нечеловеческими криками и шумом, сквозь который пробиваются слова на латыни "Liberate Mae" – «Спаси меня». Очень скоро на все эти вопросы будут получены ответы, и реальность окажется куда страшнее даже самых смелых вымыслов. Когда Event Horizon отправился в свое долгое путешествие - он был просто кораблем, когда же он вернулся - он уже был живым организмом, поглотившим свой экипаж и жаждущим свежей крови. Вир построил его, чтобы достичь звезд, но в результате он добился намного большего - корабль посетил измерение чистого хаоса, где действуют совсем иные законы, где смерть является единственной возможностью существовать, а чтобы видеть, не нужны глаза...
Режиссер Пол Андерсен до этого снял только один фильм - Mortal Combat, оказавшийся, вопреки ожиданиям, одним из самых успешных проектов студии New Line Cinema того года (при бюджете около 20 миллионов он собрал по всему миру более 150). И хотя как фильм "Смертельная Битва" был достаточно слаб, он, тем не менее, показал зрителям (и, видимо, продюсерам), что молодой режиссер владеет визуальным языком кино великолепно. Это открыло ему дорогу для более крупнобюджетных проектов, одним из которых и стал "Горизонт Событий" с бюджетом в 50 миллионов долларов - "Космический дом с привидениями" как не без оснований называет его режиссер.
Еще на самом раннем этапе работы над фильмом стало очевидно, что сам корабль и его внутренние интерьеры должны иметь далеко не тривиальный и обычный дизайн. Идея заключалась в том, чтобы создать двойственное ощущение у зрителя - когда энергия включена, мигают лампочки индикации и дисплеи компьютеров - полное ощущение того, что это космический корабль не столь отдаленного будущего. Когда же свет гаснет и корабль погружается во тьму - создается ощущение, что тебя заперли в мрачных казематах средневековой инквизиции, где слышится лишь звон цепей и сдавленные крики умирающих жертв. Так же интересен и внешний дизайн корабля - если посмотреть на него сверху, он напоминает распятие. Более того, корабль строился по образу и подобию Собора Парижской Богоматери, дизайнеры просто использовали несколько измененные элементы готического собора в общей архитектуре корабля.
Такая комбинация современности и средневековья прослеживается не только в дизайнерской концепции и решении фильма, но и в его философском подтексте: экипаж "Льюис и Кларк" столкнулся не с инопланетными монстрами или злобными захватчиками, нет, они столкнулись со своими собственными страхами и фобиями, по сути дела - с самими собой. Корабль просто превращал их ментальные переживания в материальные объекты физической реальности. Ад, в котором побывал "Горизонт Событий" - не технократический, как это могло бы быть, но брутально-средневековый, где плоть терзают и пытают, как это представляли себе наши предки (и вполне успешно претворяли свои представления в жизнь на пыточных столах инквизиции), где физические страдания усилены тысячекратно, а ментальные - бесконечны. Где кровь - единственная питательная среда зла, а смерть - не избавление, а лишь начало новых страданий. Где время бесконечно, а боль невыносима...
Визуальное решение фильма более чем достойно его концепции и мне представляется идеальным. Талантливо переданная атмосфера страха и безумия, нагнетающая напряжение, необычные ракурсы съемки, неожиданный монтаж и мрачное музыкальное сопровождение - исключительно удачно состыкованные друг с другом составляющие фильма. Не стоит, однако, забывать и об актерском составе. Хотя он и состоит исключительно из "звезд второго эшелона", все они являются действительно талантливыми актерами и справляются со своей задачей на все сто (и даже более), заставляя зрителя верить в происходящее и сопереживать героям. В целом, Event Horizon - фильм, в котором абсолютно все идеально сочетается друг с другом, вещь, скажем прямо, в киноиндустрии встречающаяся далеко не часто. Это не очередная "голливудская страшилка" с пустым сюжетом, берущая лишь обилием спецэффектов, нет - это весьма серьезный мрачный фильм, со своей собственной философской концепцией и безысходной атмосферой, фильм, который хочется пересматривать снова и снова...
P.S. Пол Андерсон получил за этот фильм награду на Международном Фестивале Фантастических Фильмов в Брюсселе (Brussels International Festival Of Fantasy Film) как лучший режиссер...
31 января 2012, 20:21 edinorojek
Удивительно. Я всегда считал Андерсена режисером без особых талантов, типа Майкла Бэя, который выпускает дорогущие и пустые поделия типа "Обители Зла" или "Чужих против Хищников". В этом смысле "Горизонт Событий" меня порадовал - не ожидал от Андерсона такого визуально-стильного и умного фильма.
26 июня 2013, 12:06 Danya
Действительно нетипичный для Пола Андерсона фильм! Создатели игры Dead Space черпали вдохновение из этого фильма.