Классическая лента, ставшая стартовой площадкой для весьма успешной карьеры Сэма Рэйми в качестве режиссера (мэйнстримового) и чуть менее успешной, но тоже весьма неплохой карьеры основной "звезды" фильма - культового ныне актера Брюса Кэмпбелла. Это также был первый (и более чем успешный) релиз их совместной компании Renaissance Pictures, которая здравствует и поныне и замечательно себя чувствует. Чем же так запал народу в душу этот фильм, если практически моментально после своего выхода (а особенно после своего выхода на видео) стал культовым? Давайте разбираться...
Может быть, это оригинальный сюжет? Посмотрим... Итак, компания молодых людей, состоящая из трех девушек и двоих парней, приезжает в уединенный домик в лесу, который они очень задешево сняли для тусовки. Сначала все шло весьма себе ничего, пока они не обнаружили в подвале странную книгу с непонятными письменами и магнитофон. Естественно, молодым людям захотелось послушать пленки, которые они также нашли в подвале - они включили магнитофон и услышали голос некоего профессора, по всей видимости археолога, который рассказывал о таинственной книге, что он нашел при раскопках. Якобы это была "Книга мертвых", в которой содержались заклинания для вызова демонов и злых духов. Расшифровке этих заклинаний профессор и предавался в уединенном домике, в который приехали наши друзья. Естественно, на пленке содержалось одно из заклинаний, прослушав которое, ребятки вызвали к жизни беспощадных духов, демонов леса... С этого момента и начинается реальное действие... Ну что - оригинальный сюжет? По-моему, вполне себе ничего, хотя и не блещет креативной мыслью.
Так может быть, если не сверхоригинальный сюжет, так исполнение самой картины сделано на высшем уровне? Вот тут мы попали в самую точку. Фильм сделан очень и очень своеобразно, особенно для 1982 года и для своего смешного (350 тысяч долларов) бюджета. Тогда ТАК еще не снимали. "Как "ТАК"?" - спросите вы. А я отвечу - практически постоянно в фильме используется ручная движущаяся камера, статичных моментов очень немного, и все они используются лишь для усиления общего эффекта. Большую часть фильма мы видим глазами некоего зла, которое живет в этих лесах, охотясь на путников и забирая их души себе в подчинение. Зло это обитало там всегда, и произнесенное заклинание лишь позволило развернуться ему в полную силу. Кроме качества самих съемок, также обращают на себя внимание изобретательные и более чем кровавые спецэффекты вкупе с оригинальными композиционными решениями сцены - сделано все очень грамотно и весьма впечатляет. Ну и, естественно, тревожный "амбиентный" саундтрек идеально подходит к происходящему на экране, музыка и шумовые эффекты грамотно нагнетают напряженность и заставляют зрителя чувствовать себя весьма неуютно. Одним словом, исполнение на высшем уровне, и даже сейчас фильм смотрится очень хорошо, хотя после его комедийных продолжений серьезно воспринимать происходящее на экране, а тем более по-настоящему "пугаться" очень и очень непросто. Но в свое время, я уверен, фильм был очень страшный и смотрелся соответственно.
Интересна и прокатная судьба картины. После того, как фильм был готов (а заодно и поменял свое название с рабочего "Книга мертвых" на окончательное "Зловещие мертвецы"), его по понятным причинам не взял для проката ни один американский дистрибьютор. Пришлось вести фильм в Европу, где на одном из фестивалей его увидел и написал прочувственную хвалебную рецензию сам маэстро ужасов Стивен Кинг. После этого уже не было удивительным то, что в Европе фильм прошел с громадным успехом и собрал отличную кассу. Видя такое дело, американские дистрибьюторы спохватились и выпустили картину на экраны Америки, где она прошла пусть и не столь замечательно, как в Европе, но так же не осталась незамеченной. Но поистине настоящего триумфа фильм добился несколько лет спустя, появившись на видео и тут же став одним из самых продаваемых и прокатываемых фильмов года. Именно тогда культовый статус ленты стал непоколебимым, позволив своим создателям на волне успеха сделать два продолжения.
Ну, надеюсь, что мы более или менее разобрались в причинах феноменального успеха весьма скромной, практически любительской, постановки. Слагаемые успеха весьма просты - оригинальность и талант. Но ох как трудно быть оригинальным и очень немногие действительно талантливы. Сэм Рэйми - режиссер талантливый, равно как и Брюс Кемпбелл - талантливый актер, хотя в данном фильме его весьма забавно наблюдать еще таким молоденьким и неоперившимся, тогда как в сиквеле он уже предстанет перед нами тем самым, легендарным, ироничным, мужественным и прикольным Эшем, которого мы все знаем и любим. Фильм, благодаря своей оригинальности, стал одной из вех в истории развития жанра ужасов в американском кинематографе, и своей оригинальностью вполне заслужил себе культовый статус, обессмертив своих создателей. Если этот фильм не стоит у вас на полке, то еще не поздно приобрести его и не упасть окончательно в глазах окружающих вас синефилов ;)
P.S. Особенно забавно смотреть рабочие материалы ленты, содержащиеся на специальном коллекционном издании фильма на DVD - просматривая их, отчетливо понимаешь, из какого материала потом рождаются великие фильмы...
23 апреля 2006, 22:39 Grotesque
Отличный фильм для того, чтобы пристраститься к трэшу новому поколению. Старики-то явно начинали с других картин =)
Вообщем, рекомендую к просмотру первую чать и прошу не смотреть продолжениЯ -- ибо хрень страшная
28 июля 2008, 04:20 Банка
да лан чаво ты,не такая уж и хрень,вторая вполне норм часть,ну и 3 для комедии сойдёт
21 января 2008, 01:32 Ева Вассертрум
Любимый фильм детства, несколько лет потом без света спать не могла :) А продолжения весьма забавны :)
28 июня 2009, 01:59 JD
Старый цветной телевизор, видак мейд ин ЮССА, что под ключить пришлось паять в ТВ какую-то хрень. Предвкушения чуда-кайфа (интересно так ли тогда определял момент блаженства ;) и что хотел то и получил Зловещие мертвецы - СУПЕР С детских лет тянуло на ужастики, но не на всякую говнень, а имено на КИНО с польших букв. Купил коллекционное издание диски "битые" оказались рашен сервис мать его.