Третий фильм из хаммеровской серии про Франкештейна считается поклонниками самым плохим во всем сериале, и на то есть более чем веские основания. Как известно, сериал начался в 1957-м году с выходом "Проклятия Франкенштейна" ("The Curse of Frankenstein"), где роль барона исполнил великолепный Питер Кушинг, а его монстра сыграл не менее великолепный Кристофер Ли (Christopher Lee). Так как Hammer Films не желала покупать права на классический монстр-дизайн Джэка Пирса (Jack Pierce) из фильмов Universal, то им пришлось создать "свое" чудовище, которое выглядело намного более реалистично и зловеще, чем персонаж Бориса Карлова (Boris Karloff). Имевшее грандиозный успех, год спустя "Проклятие" получило продолжение, под названием "Месть Франкенштейна" ("The Revenge of Frankenstein"), над которым работала все та же креативная команда в лице сценариста Джимми Сангстера (Jimmy Sangster) и режиссера Теренса Фишера (Terence Fisher). Оба эти фильма были связаны одной историей, и вторая часть являлась прямым продолжением первой, но третий фильм, сценарий для которого написал Энтони Хиндс (Anthony Hinds, сын основателя Hammer и продюсер ленты), проигнорировал события предыдущих частей, рассказав свою версию произошедших с бароном злоключений...

Изгнанный из фамильного замка недалеко от города Карлштаад (Karlstaad) за богохульные эксперименты, барон Франкенштейн обосновался в другом городишке, но и там его схватили за "сами знаете что" особо бдительные горожане, и он вынужден был в очередной раз поменять место жительства. Без копейки денег, барон со своим ассистентом решил вернуться в фамильное гнездо, чтобы распродать остатки имущества, но там его поджидал неприятный сюрприз в виде абсолютно голых стен - все мало-мальски ценное в его замке прикарманил себе алчный бургомистр. В отчаянии, Франкенштейн пошел к нему на "разборки", но вместо возврата своего имущества он еле-еле унес ноги от нагрянувшей полиции. Впрочем, нет худа без добра, и скрываясь от полиции, барон с помощником заночевали в пещере местной попрошайки, немой и симпатичной девушки. Именно там барон увидел законсервированное во льду создание, которое он сотворил десять лет назад в свой лаборатории, и которое было убито местными жителями. Решив в очередной раз дать ему жизнь, Франкенштейн с помощником вновь обустраивают лабораторию в фамильном замке, где и возрождают чудовище. Однако вышла незадача - труп ожил, но его мозг отказывался функционировать, и тогда барон прибегнул к помощи циркового гипнотизера Зольтана, которому удалось "включить" мозг чудовища, став его единоличными контролером. Алчный Зольтан решил использовать монстра для своих корыстных целей, что повлекло за собой цепь неприятных событий, трупы, и очередной крах барона Франкенштейна...

Что сразу бросается в глаза во время просмотра, так это серьезные стилистические отличия "Зла" от своих предшественников, что неудивительно, так как Hammer наконец-то получила возможность использовать наработки Universal. Случилось это потому, что с начала шестидесятых Hammer Films и Universal заключили эксклюзивное дистрибьюторское соглашение (до этого фильмы студии на территории Штатов прокатывала Warner), и теперь уже не было проблем в том, чтобы использовать "классический" грим монстра Франкенштейна. Студия без тени сомнения пошла на это, и теперь чудовище Франкенштейна, в бездарном исполнении новозеландского рестлера (!!!) Киви Кингстона (Kiwi Kingston), щеголяло с плоским лбом, откровенно сделанным из папье-маше, и ошметками резины на лице, призванными символизировать, как я полагаю, отпадающую мертвую плоть. Помимо внешности самого монстра (а вместе с плоским лбом он получил еще и "фирменные" прямоугольные ботинки ;)), студия скрупулезно воссоздала и классическую обстановку лаборатории из фильмов Universal, чему возрадовались поклонники черно-белой классики, но воспротивились фэны "хаммеровского Франкенштейна". И правильно сделали, кстати, потому что Франкенштейн в этой версии уже не тот, каким был раньше - холодным, рассудительным и циничным ученым, одержимым своей работой. Работой он тут, конечно, тоже одержим, но его характер кардинально изменился, и неожиданно для многих Франкенштейн стал "добрым", что никоим образом не вязалось с образом, созданным Кушингом для предыдущих и всех последующих частей франшизы. Не вязалось это и с названием фильма, так как никакого зла тут не было и в помине, впрочем, как и крови...

Вместо Теренса Фишера, который изначально должен был ставить фильм, но не смог этого сделать из-за автомобильной аварии, картину взялся режиссировать заслуженный оператор Фредди Францис, у которого получилась неплохая "картинка", но абсолютно нехаммеровский фильм. В ленте много алогичных несуразностей, в ней практически нет крови и экшена, и лишь последние пять-десять минут могут претендовать на звание динамичных. При этом, однако, фильм не выглядит скучным, что удивительно. Зато, в свете вышеизложенного, совсем неудивительно, что как "фильм Hammer" эта лента тоже не выглядит, что, в свою очередь, немало опечалило фэнов. Фэнов английских, в то время как в Америке люди приняли "Зло Франкенштейна" с намного большим энтузиазмом, видимо, наслаждаясь "цветным римейком" черно-белой монстр-классики от Universal. Как бы там ни было, во всей серии о Франкенштейне эта лента стоит особняком, вместе с фильмом 1970-го года "The Horror of Frankenstein", где роль барона сыграл Ральф Бэйтс (Ralph Bates). Мне очень трудно рекомендовать картину какой-то особой категории зрителей. Поклонники Hammer от нее наверняка будут плеваться, в то время как фанаты черно-белой классики Universal, плеваться, может, и не будут, но уж явно предпочтут фильмы с Борисом Карловым этому римейку от британской Hammer. Молодые люди сочтут этот фильм смешным и скучным, в то время как более старшее поколение также врядли пустит слезы ностальгии и умиления. Одним словом, этот, откровенно провальный, фильм получился у Hammer "ни нашим, ни вашим", что, кстати говоря, студия учла, и в очень достойном продолжении серии под названием "Frankenstein Created Woman" (1967) "за штурвал" вновь поставили Теренса Фишера...