Двум братьям, младшему Аарону и старшему Джастину, сбежавшим десять лет назад подростками от "культа НЛО", а ныне влачащим жалкое существование, приходит посылка с пыльной видеокассетой, на которой одна из их бывших "сокультниц" по имени Анна передает парням "приветы". Парням, которые всеми силами пытаются избавиться от груза прошлого, находясь на психологической реабилитации, но интегрироваться в полноценную жизнь до сих пор не могут, перебиваясь непрестижными копеечными работами и не имея социальной жизни. А эта "весточка из прошлого" напомнила Аарону о беззаботных временах в "коммуне", где каждый день на столе стояла вкусная натуральная еда, а люди были дружелюбными и приветливыми. Его старший брат Джастин подобной "розовой ностальгией" не страдал, так как именно он вытащил их обоих из цепких лап суицидального культа. Во всяком случае, если верить его рассказам, благодаря которым он на короткое время стал звездой локальных медиа. Но вот прошло с тех пор уже десять лет, а все участники культа, если верить видеокассете, живы, и продолжают жить такой же сплоченной коммуной, и не помышляя о самоубийстве.

Этот факт сподвиг Аарона проведать своих бывших "сокультников", ну а Джастин, хотя и не был в восторге от этой идеи, конечно не бросил своего младшего брата и отправился в коммуну вместе с ним, поставив условие, что они проведут там лишь сутки, после чего отправятся восвояси. Но этому плану не суждено было сбыться, потому что приехав на место они действительно увидели цветущих приветливых людей, которые за десять лет внешне никак не изменились, и Аарону захотелось побыть там подольше. А пока его младший брат восхищался беспечным с виду образом жизни "культистов", поклонявшихся некоему невидимому существу, которое, по их словам, оберегает и следит за ними, скептически настроенный Джастин стал отмечать вокруг немало странностей. Начиная от странных оптических эффектов, благодаря которым в небе светило сразу две луны, и заканчивая необъяснимыми природными явлениями, которые, в итоге, ему были объяснены, но объяснение это Джастину совсем не понравилось...

Я долго думал, продолжать ли мне дальше рассказывать перипетии сюжета, или нет, и пришел к выводу, что лучше вам самим все увидеть, иначе смотреть будет не столь интересно. А смотреть этот "независимый" фильм ОЧЕНЬ интересно, потому что снят он исключительно талантливо двумя закадычными корешами-многостаночниками (на своих проектах парни делают ВООБЩЕ ВСЕ, ну, может, кроме жрачки и компьютерной графики :)), ворвавшимися в жанровую "инди тусовку" в 2012-м году со своим микробюджетным хоррором "Resolution", некоторые персонажи которого присутствуют и в этом фильме. Просто потому, что его действие происходит в той же "креативной вселенной", хотя сами братья не считают "The Endless", что правильней было бы перевести как "Бесконечный" или "Закольцованный", непосредственным сиквелом своего дебюта. "Частичным сиквелом" - возможно, из-за того же места действия и частичного вплетения событий "Ломки", как перевели у нас "Resolution", в канву этого фильма.

Идея которого, при этом, совершенно другая, и в некоторых аспектах он гораздо серьезней и "шире" их первой ленты, которая являлась эффектным "мистическим хоррором", в то время как новую ленту Аарона и Джастина я бы назвал "концептуальной фантастикой". Но наш прокатчик "Экспонента", видимо, памятуя о прошлых жанровых достижениях режиссеров (а это, помимо "Resolution", еще и так же обласканный критикой "романтический бади хоррор" 2014-го года "Spring", и сегмент в популярной хоррор-антологии "V/H/S: Viral", тоже 2014-го), продвигает этот фильм как "хоррор", во всяком случае он так был нам представлен на пресс-показе. В приглашении на этот пресс-показ, впрочем, он фигурировал как "фантастический хоррор", что уже более похоже на правду, если убрать оттуда слово "хоррор" и оставить "фантастический" :)

А еще туда можно добавить такие слова как "социальный", "драматический" и "психологический", ибо в ленте довольно много как первого, так и второго, и третьего. А еще там есть немало мистики и щепотка комедии. И "семейного фильма" в том смысле, что в картине исследуется феномен семьи как глобальной сущности, на примере "коммуны", и как сущности локальной, на примере непростых взаимоотношений двух братьев. Однако главное в "The Endless" - потрясающая атмосфера, которая одновременно будет вызывать у вас немало разных чувств. И одно из основных - любопытство, потому что сюжет фильма постепенно, неторопливо, но фаталистично и неумолимо закручивается, сначала заставляя зрителя строить собственные догадки, а потом попытаться понять, как же это все на самом деле "работает", кто за этим стоит и что ему надо. Причем догадки вы продолжите строить и насчет концовки ленты, которая откровенно издевается над зрителем в ключе финального кадра нолановского "Начала" ("Inception", 2010).

Вы можете тут мне возразить, что атмосфера ленты никак не может вызвать любопытства, которое вызывает, обычно, интересный сюжет и закрученный сценарий. И я вам так скажу, обычно - да, все так и есть. Но "The Endless" по всем параметрам фильм необычный, поэтому и атмосфера тут работает по-другому. Прямо, как ... Нет, не буду спойлерить, ведь обещал! :) Просто поверьте мне на слово, - таких эмоциональных ощущений во время просмотра вы испытываете не часто. И тем более удивительно то, что эта своеобразная и реально очень неуютная атмосфера не достигается зловещими тенями с мрачным кладбищенским туманом и потусторонними шорохами из всех Dolby Atmos каналов, этих хоррор-клише здесь нет. Зато есть много яркого солнца и простых, с виду, сцен, которые по всем канонам не должны вызывать ничего, кроме позитива, но никакого позитива здесь нет, и атмосфера фильма, что весьма парадоксально, очень напоминает лавкрафтовскую, хотя никаких явных (в смысле ЯВНЫХ, потому что кое-какие мотивы, конечно, проскальзывают) элементов его творчества или отсылок к "Мифам Ктулху" ("Cthulhu Mythos") тут тоже не видно! Единственное, что формально связывает этот фильм с Лавкрафтом, следующая цитата в начале:[br][br] "The oldest and strongest emotion of mankind is fear, and the oldest and strongest kind of fear is fear of the Unknown. - H.P. Lovecraft" / "Старейшая и самая сильная эмоция человечества - это страх, а самый древний и сильный тип страха - страх Неизвестного. - Г.Ф. Лавкрафт"

И это, доложу я вам, гениально, потому что "The Endless" на подсознательном уровне действительно вызывает у зрителя страх неизвестного, манипулируя его сознанием не хуже сектантов. Сыгранных, кстати говоря, отличными актерами, которые сплотились тут в идеальный ансамбль, став на экране настоящей семьей. Вообще, этот фильм в очередной раз наглядно показывает, как с небольшими деньгами, но мощной историей и огромным талантом можно снять действительно классную ленту, которая на равных будет конкурировать с гораздо более "прайсовыми" проектами крупных студией. На равных в смысле визуального качества, конечно, потому что фильм вовсе не выглядит дешево, а финальные спецэффекты для "инди" картины и вообще, я бы сказал, довольно масштабные. Что ей, конечно, не поможет в плане кинотеатральной дистрибуции, где первую скрипку играют, естественно, мейджоры. По этой причине фильм сначала "от души" проехался по многочисленным фестивалям, где заработал целую охапку призов и номинаций (4 приза и 5 номинаций), а в театральный прокат пошел лишь в середине этого года, да и то, всего на нескольких территориях и малым тиражом. Причем у нас он еще идет весьма масштабно, - почти 400 копий, в то время как в Штатах, например, максимальный охват был всего 20 экранов, с которых лента собрала смехотворные двести семьдесят две тысячи долларов.

Ее авторы, впрочем, вполне понимают, что подобного рода фильмы отлично "заходят" на жанровых кинофестивалях и видео, а не в попкорновых мультиплексах, куда большинство публики ходит за другими эмоциями. Однако максимальный эффект от такой ленты получить можно именно на большом экране, поэтому не пропустите "Паранормальное" в кино, пока наши прокатчики еще делают нам такие шикарные жанровые подарки. Лично для меня на данный момент это реально один из самых сильных фильмов года, и действительно не зря почти вся пресса кипятком, как говорится, от него писает. Рекомендую!