Семейная пара врачей покупает в провинции давно пустовавший большой дом, о котором у местных ходили нехорошие легенды. Глава семейства, однако, в силу своей профессии был человеком несуеверным, а посему купил эту собственность и пригласил своих коллег и знакомых помочь ему привести новый старый дом в порядок. И вот тут начались первые неприятности, а когда пригласивший всех доктор случайно нашел в подвале железный крест и вытащил его, то и вообще старый дом замуровал людей в своем чреве, начав убивать их одного за другим.
   Уж сколько раз мы видели на экране такие истории, не пересчитать. Как не пересчитать и всех использованных в этой картине "haunted house/poltergeist" клише, которые щедрой рукой вываливает нам на головы во втором и третьем акте Гас Триконис, вместе со сценаристом Гэйленом Томпсоном (Galen Thompson), специализировавшемся впоследствии исключительно на фильмах с Чаком Норрисом (Chuck Norris). Тут, впрочем, его сценарий по ходу съемок подправили продюсеры с режиссёром, в результате чего в картине появилось камео толстого американского комика Виктора Буоно (Victor Buono) в роли самого Дьявола, хотя изначально "зло" в картине было безликими. Что не понравилось продюсерам, которые потребовали от кинематографистов финальной конфронтации оставшихся в живых героев не абы с кем, а именно с "рогатым". Что в контексте истории выглядело довольно странно, но никого, при этом, не смутило, хотя в природе существуют версии фильма и без камео Виктора, сделанные для проката на некоторых зарубежных территориях.
   Но вернемся к нашим клише. Лично у меня сложилось стойкое впечатление, что перед производством этой ленты ее авторы неделями не вылезали из кинозала, отсматривая с блокнотом и ручкой все снятые до них фильмы про дома с привидениями и/или полтергейст и методично записывая все увиденные в них паранормальные моменты. Потому что в этой картине есть ВСЕ: и неожиданно вспыхивающий в разных местах огонь; и несколько смертей от электричества; и разгул стихии; и закрывающиеся или открывающиеся "потусторонней силой" окна/двери; и, собственно, сами призраки, точнее, всего один призрак; и сходящие с ума животные, из тихих няшек становящиеся агрессивными убийцами; и "полтергейст-изнасилование" с "невидимым избиением" и срыванием одежды; и реанимированные трупы; и еще много чего. При этом в основной cast ленты набрали действительно неплохих и довольно известных (Кренна и Прайн особенно) актеров, которые реально стараются, хотя некоторые эпизоды даже им не удались (имитация землетрясения, например, когда многие из них комично пытаются изображать неустойчивость). Но это частности, в то время как в общем и целом к актерской игре претензий нет, все на своих местах и исполняют свои роли достойно. Особенно небритый красавчик Кренна, которого теперь многие знают лишь по роли полковника Траутмана (Trautman) в первых трех фильмах о Рэмбо (Rambo).
   По сути, нет у меня серьезных претензий и к режиссуре Гаса Трикониса, начинавшего свою карьеру в шестидесятых в качестве танцора и актера, и продолжившего ее в семидесятых в качестве low budget exploitation режиссера, впоследствии ушедшего на телевидение. Работать с актерами и с камерой он явно умеет, хотя каким-то особым креативом и не выделяется, что плавно подводит меня к основной претензии к его работе над этим проектом, - его клишированной вторичности. Если бы "Зло" было первым, или одним из первых фильмов о жутком заброшенном доме со злобными призраками, - то оно стало бы классикой жанра и заработало бы тонну "зелени" в прокате. Но оно было не первым, и не вторым, и не десятым, и не сотым, и может быть даже не тысячным... А посему, смотреть его скучно, потому что все сюжетные ходы до мелочей ты знаешь наперед, а издевательства духов над людишками не вызывают удивления или страха, ибо все это вы видели уже сотни раз до этого. Со страхом тут вообще проблемы, так как саспенс, при всех попытках режиссера его нагнать, тут упорно не нагоняется, а ничего особо страшного в убийствах нет, поэтому смотреть "Зло" можно лишь как образец сверхклишированного паранормального "середняка" с действительно хорошими актерами и неплохими, в принципе, на тот момент эффектами. Хотя тросы, за которые дергают чернокожую героиню Линн Муди в сцене ее "изнасилования", неплохо видны... ;)