Брайан Юзна - человек сам по себе культовый. Большой поклонник Лавкрафта (и, что называется, "движущая сила" чуть ли не всех проектов кинопостановок по произведениям писателя) и жанрового кинематографа, этот человек стоял (как продюсер, так и режиссер) за такими культовыми вещами, как обе части "Реаниматора", "Вовзращение Живых Мертвецов-3", "Некрономикон", "Извне" и многими другими. Проживая до недавнего времени в США, около двух лет назад (в январе 1999 года) он принял предложение от крупного испанского кинодистрибьютора Filmax создать собственную кинокомпанию, которая производила бы низко- и среднебюджетное "жанровое кино", то бишь всеразличную фантастику, ужасы и так называемые фэнтези-фильмы. С радостью приняв предложение, Юзна переехал в солнечную Испанию, в Барселону, где и создал под покровительством и при непосредственном финансовом участии Filmax собственную производственную фирму Fantastic Factory, первым релизом которой через год после создания и стал фильм "Фауст: Любовь Проклятых", рецензию на который Вы сейчас и читаете...

Фауст - это киноадаптация известной и в среде любителей комиксов культовой серии "независимых" авторов Тима Вигила и Дэвида Квинна (Tim Vigil & David Quinn) под названием, конечно же, "Фауст". Каюсь, комиксы я не читал (да и достать их непросто даже в Америке - тираж небольшой, а идут они нарасхват), но те, кто их все же видел, говорят, что более "больного" и "шизоидного" материала они не видели - рисованные истории полны безумного садомазохистского (да и просто нереально извращенного) секса, чрезмерного даже по "либеральным" меркам насилия и нетривиальных характеров, в буквальном смысле слова "намертво" завязанных друг с другом в непростой и интересной истории. Естественно, все вертится вокруг антигероя Джона Джасперса (Фауста), молодого художника, подружку которого жестоко убили местные бандиты, и который, желая отомстить, заключает сделку с Мефистофелем, а тот дает Джону сверхспособоности и универсальное оружие идеальной машины-убийцы (острые как бритва длинные лезвия) в обмен на его бессмертную душу. И вскоре, отомстив бандитам, но не желая больше убивать, он против своей воли становится послушной игрушкой, инструментом кровавой расправы в руках мистера "М" (Мефистофеля, Сатаны, называйте его как угодно), который хочет уничтожить известный нам мир, вызвав из недр земных Гомункула, который превратит землю в ад, и Фауст нужен ему для выполнения некоторых промежуточных этапов зловещего плана. Когда же Джон Джасперс перестал быть нужным М, тот хоронит его заживо на одном из кладбищ, полагая, что отправил несчастного художника в Ад; однако у Фауста оказалось достаточно сил, чтобы вырвать себя из лап смерти и вернуться на землю, чтобы продолжать мстить теперь уже новым обидчикам...

Как видим, сюжет комиксов лишь частично напоминает "Фауста" Гете, но комиксы и их реализация в виде фильма уж явно будут посильнее... К сожалению, принимая во внимание достаточно небольшой для постановки по комиксам такого уровня (а уровень у них самый что ни на есть высокий - потрясающий, очень сложный artwork, готический антураж и нетривиальные персонажи) бюджет (порядка 6 миллионов долларов) - полностью следовать исключительно мрачному и стильному визуальному решению оригинала у создателей фильма возможностей не было, так же как не было у них возможностей запихнуть всю историю целиком вместе со всеми промежуточными сюжетными линиями и детально проработанным прошлым основных персонажей в полтора часа экранного времени. Естественно, пришлось многим жертвовать, весьма быстро знакомя нас со всеми основными действующими лицами и, собственно говоря, самой историей Фауста. Из-за этой быстроты (а фильм просто изобилует молниеносными "клиповыми" вставками и "флэшбэками") многие зрители наверняка останутся в недоумении, а многие и в раздражении из-за того, что весьма сложно за столь короткое время понять, что за черт вообще происходит на экране. Правда, справедливости ради, надо сказать, что такая неразбериха идет лишь первую треть фильма, после чего, когда зрителю уже представлены все основные действующие лица истории, фильм чуть сбавляет обороты и вся середина проходит уже в более спокойном темпе, внятно рассказывая, что же на самом деле творится в мире Фауста. Но концовка картины, опять же явно из-за временнЫх проблем, также весьма быстра и "скомканна" (не говоря о том, что сама по себе весьма идиотична и странна), что, конечно, совсем не идет фильму на пользу.

На самом деле фильм этот, при всех явных огрехах, о которых я поведал вам чуть выше, совсем не так плох, и что порадовало меня (заставив забиться в жестоких приступах ностальгии) больше всего - так это его уникальный дух и стиль восьмидесятых, будто снят он был не год, а лет эдак пятнадцать тому назад, когда жанр подобных фильмов переживал свой бум и каждый сезон на-гора выдавались десятки, а то и сотни таких картин. И я безумно рад, что в лице солнечной Испании и конкретно Брайана Юзны как владельца Fantastic Factory и просто безумного фэна, синефила и знатока ужасов, у нас есть надежда если и не на возрождение старой школы киноужасов восьмидесятых/самого начала девяностых годов, то уж во всяком случае можно надеяться на то, что подобных фильмов сниматься будет больше. А принимая во внимание намного более либеральные европейские законы (в плане того, что можно и что нельзя показывать на экране), увидим мы все сцены жестокости и насилия, смакуемые во всей своей нецензурированной красе.

Однако давайте немного отвлечемся от ностальгических размышлений и вернемся, собственно, к фильму. Актерский состав исполнителей, помимо неизвестных местных (читай испанских) актеров, радует глаз и некоторыми культовыми личностями. Точнее, этих личностей в фильме целых две: постоянный актер Юзны, его большой друг и действительно очень талантливый и неординарный человек, который хотя и не востребован "мэйнстримовым Голливудом", однако замечательно себя чувствует в рамках жанрового/культового кино - Джеффри Комбз, человек, переигравший чуть ли не во всех постановках по Лавкрафту (в том числе сыгравший и его самого в "Некрономиконе"), здесь исполняет непривычную для себя роль полицейского, пытающегося всеми силами докопаться до истины. Никакого надрыва или психических отклонений, как во всех его предыдущих персонажах в лейтенанте Марголисе нет, и тем интереснее видеть отличную работу актера в новом для него амплуа "прожженного жизнью копа". Конечно же, Джефф в этой роли, впрочем, как и в любой другой, на высоте. Второй же весьма примечательный человек в этом фильме - Эндрю Дивофф (Джинн в первых двух фильмах сериала "Исполнитель Желаний"), харизматично, инфернально и весьма эффектно исполнивший роль мистера М, то бишь самого Люцифера, добавив в роль Сатаны новые, свежие краски и черты. Основного же персонажа - собственно Фауста - исполняет молодой и не особенно известный актер Марк Фрост, и перформанс его, надо сказать, весьма неплох, хотя и специфичен, что, наверняка, соответсвует характеру его персонажа из комикса.

Вообще же, что касается всего фильма в целом - то ему, безусловно, не избежать параллелей с другим фильмом подобного рода, и также киноадаптацией известного комикса, "Отродьем" (Spawn). И действительно: и тут и там мы имеем сверхгероя в навороченном костюме с развевающимся сзади плащом (правда, в "Фаусте" плащ поскромнее), и тут и там этот сверхгерой умер, но вновь вернулся к жизни для мести, и тут и там наш сверхгерой обладает ярко выраженной отрицательной харизмой и на подвиги кровавой жатвы не скупится... Однако у фильмов есть и явные отличия: в первую очередь это, конечно же, бюджет - у "Фауста" он в несколько раз меньше "Spawn'a", поэтому то, что можно было реализовать в "Отродье", в "Фаусте" сделано быть просто не могло. Во-вторых, чуть отлична и сама концепция наших героев, и если Spawn - эдакий "Бэтмэн из Ада", то Фауст, скорее, несчастная жертва, игрушка в руках Люцифера, однако, нашедшая в себе силы вырваться из-под его подчинения, что с моей точки зрения, вызывает намного больше симпатии. Ну, и в-третьих, различна концепция "суперкостюмов" героев - у Spawn'a это стандартный "суперстильный" костюмчик с развевающимся на километры красным плащом, призванный придать его внешнему виду "крутизны", в то время как у Фауста, по сути, и нет никакого костюма - его "костюм" прорастает из его плоти, когда он в гневе, поэтому имеет ярко выраженную "телесную" структуру с торчащими костями и наростами мускулов (когда же гнев проходит, то Фауст остается просто голым). Одним словом, при всех своих очевидных параллелях, фильмы эти все-таки разные, и уж безусловно - Фауст намного "радикальнее". Радикальнее в плане показа секса и насилия, разумеется, и пусть это не сверхнатуралистичные "больные" комиксы, но все же в фильме нам показывают достаточно "экшн" сцен обоего рода - как извращенно-сексуальных (включая грандиозную садо-мазо-некро оргию в конце), так и чисто насильственных, со всевозможными отрубаниями конечностей и голов зазевавшихся жертв и фонтанирующей кровью из резано/колотых ран (в этом смысле примечательна фраза Фауста, обращенная к каменной горгулье, после очередной кровавой бойни: "Ну что ты думаешь, братец? Слишком много крови... или все-таки недостаточно?")...

Из всего вышепрочитанного, я думаю, вы должны были составить свое впечатление об этом фильме, но все же я подведу черту под своей рецензией. На самом деле, фильм этот на любителя. Причем на любителя весьма специфических зрелищ в духе кроваво-красных ужасов восьмидесятых. Очень многим этот фильм покажется полным бредом и ужасным дерьмом. Достаточное количество людей сочтут его вполне приемлимым, хоть и "на любителя", ну и уж совсем немного людей получат настоящее удовольствие от его просмотра. Скажу прямо - я из того числа, что получает удовльствие от подобного рода продукции. Да, объективно в фильме есть достаточно слабых моментов и явно это не лучшая работа Юзны как режиссера, но в тоже самое время фильм снят в духе восьмидесятых, что в наше тяжелое время ценно уже само по себе. К тому же достаточное количество извращенно/насильственных моментов не дадут скучать многим любителям жанра. Одним словом, далеко не шедевр, и для многих - плохой фильм, но "истинные любители жанра" наверняка получат удовольствие от его просмотра. А уж к кому вы себя относите - решать исключительно вам, и в зависимости от вашего решения, я советую вам смотреть или не смотреть данную картину... P.S. Принимая во внимание весьма специфическую природу фильма, я был просто несказанно поражен, увидев его, пусть и через год после выхода, в нашем ограниченном театральном прокате. Вот уж воистину - сюрприз...