Всеразличные вариации на тему бессмертного готического романа Мэри Шелли "Франкенштейн" на протяжении многих лет были неиссякаемым источником доходов для культовой британской студии Hammer Films. И все это время образ любознательного барона Франкенштейна с неизменным успехом создавал на экране Питер Кушинг, одна из самых высокооплачиваемых звезд Хаммер Студиос. Однако невозможно постоянно эксплуатировать одну и ту же историю про "доброго доктора Франкенштейна" и то, как он создавал своего монстра, без изменений - публика жаждала хоть небольшого, но разнообразия, и студия, не желая расставаться с весьма прибыльной франшизой, с готовностью оное разнообразие предоставила...

Фильм начинается с эпизода казни пьяницы и невольного убийцы, свидетелем чего стал сын этого человека, мальчик Ганс. Fast forward на десять лет вперед - и вот уже мы видим возмужалого Ганса, работающего ассистентом у местного престарелого доктора Герца. Вдвоем с доктором Ганс вытаскивает из холодильника продолговатый контейнер, в котором находится замороженное тело человека. Доктор Герц подсоединяет к запястьям мертвеца электроды, а Ганс врубает электричество..., и через некоторое время человек оживает... Человеком этим был барон Франкенштейн, который обосновался в небольшой деревеньке "под крышей" доктора Герца, чтобы в относительном спокойствии провинции продолжать свои эксперименты. На этот раз он попросил умертвить себя и продержать в холодильнике час, чтобы на собственном опыте убедиться, что в течение часа душа еще не покидает тело. Как видим, его опыт прошел весьма удачно, что предало Франкенштейну сил для продолжения своих изысканий - уже в области физики. И в этой области знаний доктора ждал успех - ему удалось создать энергетическое поле такой мощности, что оно не пропускало (а значит и не выпускало) внутрь себя никакие посторонние предметы и/или физическое воздействие. Видя такой успех, доктор делает вывод, что если бессмертная душа не покидает тело человека как минимум час после его смерти, то есть возможность за этот час "поймать" ее и сохранить в энергетическом поле, после чего при необходимости можно будет в любой момент "перетащить" душу в подходящее тело. Однако все это было пока в теории, но и практика как никогда кстати подоспела. Ганс, которого отправили в местный кабак за бутылкой шампанского по случаю удачного окончания эксперимента, ввязался там в драку с тремя местными богатыми подонками, отстаивая честь своей любимой девушки Кристины, которая с рождения страдала физическим уродством. Драку полицейские разняли, но в порыве ярости Ганс выкрикнул хозяину заведения, отцу Кристины, что он "убьет его". Это и стало одной из причин его скорого ареста и казни за убийство, ибо позже той ночью хозяина кабака действительно убили... Однако, как нетрудно догадаться, сделал это не Ганс, а три богатеньких подонка... Однако улики все были против Ганса, и суд приговорил его к гильотине, свидетелем чего стала Кристина, которая, не в силах вынести потерю любимого, бросилась с моста в реку. Вся эта цепь событий как нельзя лучше подошла для планов доктора Франкенштейна. С помощью своего "чудо-поля" он сохранил душу Ганса, а впоследствии переместил ее в тело Кристины, которой он между делом "подправил личико" и устранил другие физические недостатки. Однако вскоре душа Ганса стала требовать мести, и Кристина начала расправляться с тремя богатыми подонками по одному...

Как мы видим, очередная история про Франкенштейна приобрела уже явный метафизический оттенок и фильм получился скорее философским исследованием законов существования души и природы личности, нежели очередным "хоррор-фильмом про монстра". Да и монстра-то, по сути, никакого тут и нет - Сьюзан Денберг, исполнительница роли Кристины, весьма хороша собой внешне. Но помимо внешней красоты, она также и хорошая актриса, справившаяся с отведенной ей двойной ролью (уродливой несчастной девушки в начале и смертельно опасной красавицы в конце фильма) более чем достойно. Так как ее персонаж не некий абстрактный монстр, "чистое зло", крушащее все и вся без разбору на своем пути, а несчастный человек, движимый простым и понятным всем желанием отомстить подонкам, убившим ее отца и пославшим на гильотину любовь ее жизни - ее поступки и мотивация понятны всем без исключения зрителям, а значит этот персонаж вызывает симпатию и понимание, а такого еще ни разу не было в предыдущих фильмах сериала. Помимо Сьюзан Денберг, в замечательной актерской форме находятся все без исключения главные действующие лица ленты: Питер Кушинг как никогда хорош в образе одержимого исследованиями, но нисколько не сумасшедшего Виктора Франкенштейна; Роберт Моррис замечательно исполнил роль молодого и импульсивного, но при этом безнадежно романтичного и несчастного Ганса; а Торли Уолтерс замечателен в образе стареющего и уже немножко склеротичного, но такого милого и доброго доктора Хертца. Ну и конечно, не только основные актеры замечательно играют в этой картине, но и все второстепенные роли сыграны на очень хорошем уровне, впрочем, как всегда у Hammer.

Помимо безупречной актерской игры и сильного исполнительского состава, фильм также может порадовать и прекрасными съемками, уникальной "хаммеровской" атмосферой и местами затейливой постановкой света. Режиссура одного из самых талантливых хаммеровских постановщиков Теренса Фишера, как всегда, вне всяких похвал, но и работать ему пришлось с достойным материалом, спасибо сценаристу Энтони Хиндсу (Anthony Hinds). Фильм этот, пожалуй, стоит особняком в череде "стандартных" историй про Франкенштейна, чем особенно интересен искушенному зрителю. Это не просто очень хорошая картина по своим кинематографическим достоинствам, но и весьма необычный и интересный взгляд на сущность вещей, связанных с духовной сферой человека. Рекомендуется для просмотра самому широкому кругу зрителей, но особенно людям, которым небезразлична бессмертная история о Викторе Франкенштейне и его исследованиях природы человеческой жизни...