Оригинальная "Пятница", как известно, имела такой грандиозный успех, что дистрибьютор Paramount по-быстрому выкупил у Шона Каннингэма (Sean S. Cunningham) все права на производство сиквелов и неплохо наживался на франшизе почти все восьмидесятые, выпуская по фильму в год. В конце десятилетия, правда, хорошо смазанный Джейсоном мотор стал серьезно сбоить, и после кислых сборов восьмой части, "Friday the 13th Part VIII: Jason Takes Manhattan" (1989), Paramount решила избавиться от сериала, продав в 90-м часть прав New Line Cinema. По условиям той сделки у Paramount оставался копирайт на первые восемь частей и название "Пятница 13-е", в то время как New Line приобрела права на персонажей Джейсона и Памелы Вурхис, а так же название "Crystal Lake". Впрочем, под крылом у новых хозяев Джейсону поплохело в финансовом смысле еще больше, так как ньюлайновцы сначала отправили его в Ад ("Jason Goes to Hell: The Final Friday", 1993), а потом и вовсе запульнули в космос ("Jason X", 2001), где известный персонаж превратился вообще в невесть что. Однако успех "crossover" фильма "Freddy vs. Jason" в 2003-м и неплохие финансовые показатели череды ремейков известных хоррор-лент вновь обратили внимание продюсеров на легендарную франшизу, из которой, по их мнению, еще можно было вытрясти немало "бабла". Для решения этой задачи New Line обратилась к недавно образованной конторе Майкла Бэя (Michael Bay) Platinum Dunes, которая довольно громко заявила о себе удачными ремейками "The Texas Chainsaw Massacre" (2003) и "The Amityville Horror" (2005). Майклу и его партнерам, продюсерам Брэду Фуллеру и Эндрю Форму (Brad Fuller, Andrew Form), идея "перезагрузки" ("reboot") пятничной франшизы очень понравилась, но они хотели базировать свой новый фильм на первых трех частях оригинальной "Пятницы", что было невозможно сделать без согласия Paramount и конторы Шона Каннингэма Crystal Lake Entertainment. Потратив больше года на утрясение всех формальностей и юридических дрязг с Paramount, "концессионеры" в конце-концов договорились о тройственном союзе New Line, Platinum Dunes и Paramount, которая не только позволила использовать легендарное название и любой материал из подконтрольных ей частей, но и получила права на международную дистрибуцию ленты, в то время как в Штатах прокатчиком фильма осталась New Line. Точнее, Warner Brothers, которой принадлежит New Line, и ирония ситуации заключается в том, что двадцать девять лет назад все было с точностью до наоборот - в 1980-м году североамериканским дистрибьютором оригинальной "Пятницы" являлась Paramount, а Warner Brothers занималась международным прокатом, что сейчас воспринимается как изощренная издевка :) В накладе, впрочем, никто из них явно не останется, включая Шона Каннингэма, ставшего одним из исполнительных продюсеров проекта.

Писать сценарий новой "Пятницы" позвали творческий дуэт из Дамиана Шэннона и Марка Свифта (Damian Shannon, Mark Swift), дебютировавших фильмом "Фредди против Джейсона", а в режиссерское кресло усадили немецкого клипмэйкера Маркуса Ниспела, снявшего для Platinum Dunes их дебютный ремейк на "Техасскую Резню". Оператором фильма, кстати, стал Дэниэл Перл (Daniel Pearl), снявший как оригинальную "Резню" Тоби Хупера (Tobe Hooper), так и ремейк Ниспела, а между ними забацавший кучу других фильмов и суперхитовых видеоклипов. Но особенно трепетно фанаты сериала ждали новостей о том, кто на этот раз будет ходить в хоккейной маске Джейсона, ведь именно он является "сердцем" всей франшизы. Как известно, эта роль всегда отходила здоровым и крепким каскадерам, ни один из которых не исполнил ее дважды, кроме Кейна Ходдера (Kane Hodder), который не только стал "любимым Джейсоном" большинства поклонников "Пятницы", но и единственным из всех "Джейсонов", снявшимся подряд аж в четырех картинах (начиная с "Friday the 13th Part VII: The New Blood" (1988) и заканчивая "Jason X" (2001)). И когда продюсеры "Фредди против Джейсона" объявили, что "масконосного" любимца публики будет играть не Ходдер, а обладатель "добрых глаз" Кен Кирцингер (Ken Kirzinger), то многие таким решением были раздосадованы и по поводу ремейка никто уже иллюзий не питал, приготовившись услышать имя нового Джейсона. А стал им, ни за что не догадаетесь... - КАСКАДЕР! :) За плечами которого, впрочем, больше небольших ролей, чем трюков. Его имя - Дерек Миарс, и по своей комплекции он не уступает ни Ходдеру, ни Кирцингеру, да и "глазной доброты" последнего в нем нет ни капли , потому что обновленный Джейсон по мнению продюсеров должен вызывать в зрителях страх, а не жалость. Зрители, впрочем, частенько смеются, ибо сценаристы подкинули им немало забавных моментов, не забывая, впрочем, и про "ужасы". По сути дела, они просто скомпилировали все лучшее из первых трех (и, в существенно меньшей степени, четвертой) частей сериала с целью как можно более удачно "перезапустить" франшизу для современной аудитории, большая часть из которой не смотрела оригинальных "Пятниц" и поэтому не совсем "в теме". По этой причине события фильма развиваются в наши дни (хотя поначалу хотели делать "честный" ремейк с событиями в восьмидесятом), в его начале дан краткий экскурс в "историю вопроса", а орущих тинэйджеров крушит не хрупкая Памела Вурхис, а бугай Джейсон...

В пятницу 13-го июня 1980-го года единственная оставшаяся в живых вожатая лагеря "Хрустальное Озеро" сносит голову сумасшедшей убийце Памеле Вурхис, устроившей кровавую баню в качестве мести за смерть своего сына Джейсона. Но Джейсон то, оказывается, не умер, и с утроенным рвением продолжил дело родительницы по "зачистке" приозерной территории от пришлых тинэйджеров. С тех пор минуло почти тридцать лет, и в наши дни на Хрустальное озеро приезжает очередная группа молодняка, которую, конечно же, разделывает Джейсон. А еще через полтора месяца в окрестности озера приезжает брат одной из "разделанных" в поисках пропавшей сестренки и группа обдолбышей под предводительством сыночка богатых родителей Трэнта. Джейсон, разумеется, снова не остается в стороне от участия в судьбе молодых людей, но кое-кто из них оказывается шит не лыком, в результате чего враг повержен, и справедливость торжествует... Или нет? ;)

В принципе, в новой "Пятнице" присутствуют все необходимые элементы успешного слэшера, а некоторые из них даже в избытке. В данном случае я веду речь о сиськах, тема которых тут действительно раскрыта, как модно нынче говорить в молодежных кругах и о чем прямым текстом вещает один из героев фильма, во всяком случае, в театральном русском дубляже :) Сисек здесь действительно много, и показывают их довольно долго, хотя почти все они безобразно силиконовые и лишь у одной девушки - стопроцентно натуральные, большие, и очень, надо сказать, красивые. Такой избыток обнаженки связан, на самом деле, с желанием продюсеров переплюнуть по этому показателю все предыдущие "Пятницы", о чем они не скрываясь говорили в интервью сайту Bloody Disgusting, и в чем, надо признать, действительно преуспели. Зато второй неотъемлемый атрибут жанра - убийства, в этой картине не всегда интересные, хотя как минимум один эпизод нереально порадует всех поклонников жанра, да и парочка других весьма неплохи. Что же касается "обновленного Джейсона", то относиться к нему вы будете в зависимости от того, какие части классической "Пятницы" вам нравятся больше, до или уже после "зомбификации" нашего славного парня. Ведь Джейсон, если кто не помнит, "официально" стал зомби лишь в шестой части - "Jason Lives: Friday the 13th Part VI" (1986), в то время как во второй, третьей и четвертой частях он был, вроде бы как, живой. А так как сценаристы основывались на первых трех сериях франшизы, то и Джейсон у них вовсе не зомби с тяжелой поступью, а вполне себе живчик, который и бегает, и по крышам лазает, и вообще ведет себя как заправский Рэмбо :) Признаюсь сразу, лично мне больше импонирует "зомби-Джейсон", поэтому к "живому Джейсону" я отношусь прохладно, да и в любом случае довольно трудно представить себе живого человека, которого сначала повесили, потом всадили в грудь мачете чуть ли не по самую рукоятку, затем сбросили труп в озеро, а он ... ЖИВОЙ! Ну смешно же, честное слово :) Хотя смеяться вы будете не от этого, а от действительно забавных юморных моментов, которые щедрой рукой раскинуты сценаристами по всему пространству фильма. Столь же щедро ими раскиданы и стандартные "пугалки" с неожиданным резким движением в сопровождении громкого звука, которые хоть и стары как мир, но до сих пор безотказно действуют, во всяком случае, в тех моментах, когда "ничего такого" действительно не ожидаешь.

Стараясь ориентироваться на первые "Пятницы" и "дополнять" их, сценаристы наконец-то показали нам момент обретения Джейсоном его легендарной хоккейной маски и то, как он одевает ее на себя. Эта маска впервые появилась в третьей части "Пятницы", но там не было подробностей ее обретения Джейсоном, а теперь они у нас есть. Не бог весть какое достижение, конечно, но все равно приятно :) Зато вот что действительно неприятно, так это странное решение не использовать классическую музыкальную тему бессменного композитора сериала Гарри Манфредини (Harry Manfredini), которая в классическом виде тут не появляется вовсе, и пару раз лишь звучат ее тихие отголоски. Конечно, чисто по-человечески вполне понятно желание продюсеров из Platinum Dunes дать работу своему штатному композитору Стиву Яблонски (Steve Jablonsky), но не в ущерб же фильму! А в данном случае фактическое отсутствие мегакультовой музыкальной темы не пошло ленте на пользу, и сочиненная господином Яблонски музыка ну никак не может заменить оригинальное "чи чи, ча ча" Манфредини, при том, что с лицензией проблем не было, и режиссер вполне мог эту тему использовать. Но... не стал, как не стал он "вживаться" и в сам сериал, в результате чего у него получился хипповый молодежный слэшер с приколами, кучей сисек и парочкой неплохих убийств, но... НЕ ПЯТНИЦА 13-Е!!! Да, господа, не смотря на присутствие большинства необходимых элементов и многообещающее мясное начало, новая "Пятница" совершенно не ощущается частью легендарной франшизы, и это действительно ее "reboot" - попытка пересказа старой истории на новый лад и подгонка ее под вкусы современной молодежной аудитории. С точки зрения поклонника классического сериала - попытка эта не особенно удачная, а с коммерческой точки зрения судить об этом еще рано, так как фильм пошел в прокате лишь недавно. Если его финансовые результаты будут похожими на ремейк "Техасской Резни", который при бюджете в девять с половиной миллионов только в Штатах собрал восемьдесят, тогда нас неминуемо ждет сиквел, как это было с той же "Резней", но у меня почему-то на этот счет есть большие сомнения. Нет, при бюджете в шестнадцать миллионов новая "Пятница" наверняка окупится, на DVD то уж точно, но в том, что она не станет зачинателем столь же успешной "новой" франшизы, каковым был оригинал, - у меня нет никаких сомнений. И дело тут даже не в подгонке классики под современные реалии, и не в "живом" Джейсоне, а в чем-то намного более глубоком. Просто во время просмотра этого фильма меня не покидало ощущение, что в нем нет "искры", что режиссер во время съемок (закончившихся, кстати, в пятницу, 13-го июня ;)) не "болел материалом", а сценаристы уделяли больше внимания придумыванию молодежных шуток, а не попыткам сделать свой "reboot" максимально приближенным к канонам всей франшизы. Нет, разумеется, сам факт того, что на Джейсона снова обратили внимание не может не радовать, да и многие моменты фильма довольно неплохи, но общее впечатление остается весьма смазанным...