Дружба и личные связи, как известно, немало значат в нашей жизни, а уж в кино, где многие проекты двигаются исключительно "по-дружбе", и подавно. Если бы не восходящая (на тот момент) звезда Франко Неро, то продюсеры не дали бы режиссеру денег на экранизацию детективной повести Дэвида Дивайна (David McDonald Devine) "The Fifth Cord", и если бы не дружба, то оную экранизацию не снимал бы заслуженный оскароносный (на тот момент, в будущем) оператор Витторио Стораро (Vittorio Storaro). Но дружба есть дружба, и так как Стораро, Неро и Луиджи Бацони начинали все вместе еще с документалистики, то Франко для съемок в этом фильме пришлось вернуться из Америки, где восходящая звезда была нарасхват, а Витторио, ради маргинальной "Пятой Удавки", пришлось отказать самому Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni)!

Таинственный убийца присылает в полицию аудиокассету с записью своего голоса, на которой рассказывает о том, какое наслаждение он получит, совершив убийство. И действительно, вскоре начинается серия убийств знакомых криминального репортера-алкоголика Андрэ, который, разумеется, ввязывается в их расследование. Полиция, впрочем, тоже не сидела сложа руки, начиная подозревать запойного репортера, у которого, в большинстве случаев, не было алиби, и как минимум в одном из криминальных эпизодов был мотив. Однако Андрэ, не смотря на свой алкоголизм, оказался проворнее полиции, и, рискуя собственной жизнью, задержал-таки убийцу...

Как говорится в культовой поговорке - "у семи нянек дитя без глазу", что справедливо и для этого фильма - количество действительно талантливых людей, поработавших над картиной, не всегда выливается в безоговорочное качество. К убедительной игре Франко Неро - никаких претензий, к профессионализму заслуженного (впоследствии) кинематографиста Стораро - тоже, музыка Эннио Морриконе (Ennio Morricone) - как всегда отличная, хоть и без прикрас, но фильм с их участием получился унылым и скучным. И дело тут, как мне кажется, в двух вещах - "не тянущем" режиссере и слабом сценарии. Снимать документалистику - это одно, а вот художественный "полный метр" - совсем другое, и Луиджи Бацони, который уже работал с полнометражными фильмами с середины шестидесятых, до конца все тонкости их производства, с моей точки зрения, так и не освоил. Это особенно проявляется в затянутой экспозиции и куче совершенно ненужной болтовни, которая вполне органично смотрелась бы в документальном фильме, но явно тормозит все действие в картине художественной. Впрочем, этого самого действия и так совсем немного, а то, что есть - поистине смехотворно, и это уже, как мне кажется, "косяк" сценаристов, которых было аж три, включая режиссера. Мало того, что сама преамбула ленты не особо интересна (это уже, впрочем, вопросы к оригинальной повести ;)), так у нее еще и практически нет развития, что ожидаемо нагоняет на зрителя безумную скуку. И действительно, смотреть на то, как бОльшую часть фильма запойный репортеришка постоянно "трет" с многочисленными знакомыми и полицией, не продвигаясь, при этом, в своем расследовании - исключительно скучно и неинтересно, и чуток спасает положение лишь динамичная "финальная битва" на заброшенном заводе. Ее одной, впрочем, явно недостаточно для того, чтобы прикрыть собой отсутствие какого-либо "экшена" во всем остальном фильме, где крохотные сцены убийств сняты исключительно халтурно и неестественно (про стиль я уже просто молчу), а одно убийство и вообще осталось за кадром - нам лишь на пять секунд показали его результаты. И это, прости меня господи, джиалло? Это безобразие даже на второсортный телевизионный детектив с трудом тянет, а на качественный джиалло, к жанру которого формально принадлежит, не тянет и подавно. Кстати, итальянская публика того времени, для которой продюсеры переименовали картину в более джиаллистое "Черный День Для Овна", тоже ее не особенно оценила, хотя прокатные результаты и не были плачевными. Просто это был не хит, в отличие от дебютного творения Дарио Ардженто 1970-го года "Птица с Хрустальным Оперением" ("The Bird with the Crystal Plumage"), который снимал для него, кстати, все тот же Витторио Стораро. Понятное дело, что господин Бацони это не Ардженто, а "Пятая Удавка" не "Птица", но на поднятой ею волне, тем более со звездами, вполне можно было соорудить прокатный хит, но у Луиджи Бацони даже этого не получилось, я уж не говорю про то, чтобы снять полноценное и "настоящее" джиалло. Все элементы жанра в его фильме вроде как есть (таинственный убийца в темном плаще и перчатках, съемки "его глазами", и т.п.), но это не джиалло, или, скажем так, "смехотворное джиалло", в котором даже сисек почти не показывают, а про саму основу жанра - хитроумные, стильные и жестокие (по идее) убийства - лучше вообще скорбно молчать...

Одним словом, даже не смотря на то, что эта лента была в числе "джиалло первой волны" самого начала семидесятых, сейчас про нее помнят лишь исключительно упертые поклонники жанра и особо продвинутые киноманы, "копающие" весь итальянский кинематограф периода его расцвета. Фильм не спасает ни музыка Морриконе, ни игра Франко Неро, ни операторская работа Витторио Стораро. Зато я могу спасти вас от унылой скуки, просто посоветовав не смотреть этот фильм... ;)