С выходом в 1978 году эпохального фильма Джорджа Ромеро "Рассвет Мертвых" (Dawn Of The Dead), вся Европа чуть ли не помешалась на зомби-фильмах, настолько (для многих, кстати, весьма неожиданно) популярным оказалось культовое творение Ромеро. В самых "кино-активных" на тот момент европейских странах - Италии, Испании и Франции - ушлые трэш-продюсеры быстро ухватились за новый трэнд и стали выпекать локальные, так сказать, доморощенные, зомби-фильмы, как горячие пирожки. Не упустил своего момента и Жан Роллен, "поэтический трэш-автор" Франции, неутомимый воспеватель тяжелой жизни современных вампиров и мертвых девушек (это я намекаю на такие фильмы авторства Роллена, как, к примеру, "Изнасилование Вампира", "Две Сиротки-Вампирши" и "Живая Мертвая Девушка" - The Rape Of The Vampire (1967), Two Orphan Vampires (1997) и The Living Dead Girl (1982)). Однако отталкиваясь в своей работе от классической "Ночи Живых Мертвецов" (Night Of The Living Dead) все того же Ромеро, Роллен, тем не менее, многое изменил в своем фильме, так что по большому счету "Виноградники Смерти" в "чистом виде" зомби-фильмом не является, и сейчас я объясню почему. Основной момент, почему эту картину нельзя причислить к числу "стопроцентных зомби-фильмов" заключается в том, что "зомби" в этом фильме не являются мертвыми людьми. Скорее, они находятся на грани между жизнью и смертью, не в силах совладать с обуревающим их недугом, и зачастую полностью осознавая, что они делают. По большому счету - это просто больные люди, пораженные страшным вирусом, постепенно разлагающим их изнутри и доводящим их разум до состояния полного сумасшествия, что и заставляет их убивать. "Технически" они не мертвы (и убить их можно так же, как и обычных людей), и поэтому называть их "зомби" не совсем правильно, а соответственно, и "Виноградники Смерти" - не "зомби-фильм". Однако с другой стороны, явно инспирируясь классикой "фильмов про живые трупы" и внеся достаточное количество элементов этих фильмов в свою картину, Роллен, по моему мнению, все же создал свою версию "зомби-фильма", намного более "поэтически-романтическую" (и не столь прямолинейную), если можно так сказать, чем "классические представители семейства".
Фильм начинается с показа группы рабочих, опрыскивающих химикатами виноградники, причем один из них, водитель трактора, явно не очень хорошо себя чувствует. Кое-как доехав до хозяина, водитель, молодой парень, жалуется ему на недомогание и на то, что у него сильно болит шея, на что хозяин лишь советует ему принять немного винца и расслабиться, и тогда все недуги очень скоро пройдут. Потом нам показывают двух молодых девушек, Элизабет и Брижит, которые путешествуют в поезде по скалистой и безлюдной местности южной Франции, причем Элизабет едет к своему жениху, заведующему частной винарней (где, собственно, рабочие и опрыскивали виноградники), а Брижит - просто ее хорошая знакомая, которой ехать чуть дальше. Девушки едут одни в целом поезде, однако на одной из непродолжительных остановок, пока Брижит умывалась в туалете, в их вагон заходит тот самый молодой парень, который жаловался в самом начале фильма на недомогание, и присаживается в купе к Элизабет, ожидающую возвращение подруги. Подруга ее уже не вернется, а подсевший к ней парень действительно выглядит не очень хорошо, ибо буквально на глазах его лицо начинает опухать, а из образовавшейся язвы течет желтый гной. Видя такое дело, Елизабет хватает чемодан и бежит вон из купе в другой вагон, по пути в тамбуре между вагонами обнаруживая труп своей подруги - а парень, естественно, следует за нею. В панике побросав все вещи, Элизабет тянет за стоп-кран поезда и выбегает из остановившегося вагона на рельсы - ноги сами уносят ее прочь от страшного поезда, а убийца, выйдя из вагона, и не пытается ее догонять, вместо этого он садится на рельсы и в отчаянии от содеянного склоняет голову. С этого момента для Элизабет начинается долгое путешествие по безлюдной сельской Франции, полное опасности и ужаса, ибо похоже, что все люди, которых она на своем пути встречает, заражены какой-то страшной болезнью, которая не только подвергает процессу гниения их плоть, но и заставляет совершать ужасные акты убийства. При этом зачастую несчастные искренне раскаиваются в содеянном, но самостоятельно не в силах противостоять безумию. В конце фильма, естественно, выяснится причина происходящих событий, которая, впрочем, была для зрителя вполне очевидна с самого начала - местное вино производили из обработанных "усовершенствованными" пестицидами виноградников, которые и стали причиной ужасной эпидемии среди местного населения. Однако для главной героини картины эта информация уже не имела абсолютно никакого значения, и нигилистический финал ленты оказывается вполне ожидаемым и закономерным...
Так же как и испанец Хорхе Грау (Jorge Grau) со своим замечательным фильмом "Не Тревожьте Сон Мертвых" (Let The Sleeping Corpses Lie) четырьмя годами ранее, Роллен использует мотив "эко-технологической катастрофы" для объяснения причин происходящего, тем самым давая публике абсолютно ясный (хотя далеко не новый и уж совсем не оригинальный) "месседж-предупреждение", что причина всех бед человечества - в нас самих. Помимо четкого обоснования причин происходящих событий, которого у Ромеро ни в одном фильме его зомби-трилогии не было, Роллен также решил изменить локации, в которых происходили события фильма. И если у Ромеро это всегда было замкнутое помещение (дом, огромный торговый центр или подземная военная база), где находились герои и куда ломились в надежде ими полакомиться толпы зомби, то Роллен отправил свою героиню в одиночку "путешествовать" по огромным просторам относительно безлюдной области сельской Франции, лишь иногда позволяя ей заходить в помещения (где он, безусловно, не преминул вставить пару цитат из классической "Ночи ..." Ромеро). Теперь, опять же, про самих "зомби". Как я уже упоминал выше - это отнюдь не мертвецы, а обычные сельские жители, подверженные действию опасных химикатов, в результате чего их плоть начинала заживо гнить, и сильно поражался мозг, превращая их в кровожадных маньяков-убийц. Однако даже совершая ужасные злодеяния, большинство пораженных людей вполне осознавало, что они делают, и после этих актов, не в силах совладать с собственной совестью, они искали смерти. При этом, естественно, они не были бессловесными "роботами", жаждущими плоти своих жертв, как это было в классических зомби-фильмах, а до самого конца оставались людьми со всеми свойственными им эмоциями и переживаниями, и конечно же, они спокойно общались, хотя и передвигались чуть медленне "нормальных" людей.
Эта картина считается во Франции "первым французским HardGore фильмом", и надо сказать, не без оснований. Фильм полон кровавых убийств, некоторые из которых исключительно эффектны и детализованы, для чего за отсутствием "собственных невтонов" из Италии были выписаны несколько специалистов по сложному гриму и спецэффектам, которые, безусловно, постарались на славу. Чего только стоит протыкание девушки насквозь вилами, или детальное изображение отрубания головы слепой женщины, которую, ко всему прочему, еще и прибили гвоздями к деревянной двери... Помимо впечатляющих спецэффектов и грима, на очень высоком уровне находятся все технические аспекты продукции - свет, звук, съемка, монтаж, минималистичное электронное музыкальное сопровождение. Роллен обладает своим собственным уникальным визуальным стилем, и оператор Клод Беконье (Claude Becognee) постарался действительно на славу, чтобы в самом лучшем виде передать визуальные задумки режиссера, благодаря чему фильм приобрел огромное количество "поэтически-красивых" кадров, таких, как, к примеру, проход героини по туманному мосту или ее путешествие по извилистым улочкам мертвой деревни. Но помимо высокого качества технического исполнения ленты, "не подкачали" и актеры, и в основном это касается, конечно, Мари-Жорж Паскаль, исполнительницы главной роли, девушки с очень необычными чертами лица. Она играет просто великолепно, безо всякой фальши и очень естественно передавая всю гамму обуревающих ее эмоций и переживаний. Помимо нее, из актерского состава следует еще выделить легендарную французскую порно-диву Брижит Лаэ, которая благодаря своему предыдущему сотрудничеству с Ролленом (любой уважающий себя трэш-мастер 60х-70х годов не брезговал и порно, а вы как думали? ;)) получила в этом фильме свою первую (пусть и не очень большую) роль в "настоящем кино". И надо отдать ей должное, справилась она с этой ролью на отлично, весьма естественно исполнив роль сумасшедшей предводительницы деревни маньяков, исключительно эффектно смотрящейся в белой ночной рубашке, с горящим факелом в одной руке и упряжкой псов на привязи в другой...
Что ни говори, а эта картина является, пожалуй, одной из лучших в долгой и плодотворной карьере Жана Роллена, и одной из лучших картин в поджанре "зомби-фильмов", если ее туда, конечно, причислять. "Виноградники Смерти" сняты Ролленом в более "традиционной" повествовательной манере, что позволит намного большему числу потенциальных зрителей принять и, что называется, "прочувствовать" этот фильм, а значит, и полюбить. Однако это отнюдь не означает, что картина потеряла своеобразный "Ролленовский" стиль в подаче материала, нет; будучи по форме чуть более традиционным, этот фильм, тем не менее, нисколько не утратил фирменных Ролленовских романтических "фишек" как в самом изображении, так и в ситуациях, в которые попадают его герои. Безусловно, эта картина станет идеальной для тех, кто желает впервые познакомиться с творчеством этого французского автора, так как она будет, пожалуй, наиболее понятной "неискушенному" зрителю, ибо этот фильм безо всяких натяжек можно назвать не просто очень хорошим, а отличным! Рекомендуется к просмотру самому широкому кругу зрителей.
23 марта 2007, 21:53 Cutmen
Единственный фильм Жана Роллина который пришёл мне по вкусу.
Рекомендую всем этот вот шедевр.Лично я получил удовольствие от просмотра!
10 января 2009, 14:36 pacher
На 100% согласен с рецензентом - Les Raisins De La Mort действительно шедевр, один из лучших фильмов Роллена! Это самый страшный зомби-фильм, из тех, что я видел, на меня он подействовал гораздо сильнее, чем ромеровские фильмы, с которыми его принято сравнивать. Красивый, завораживающий, с великолепными пейзажами, симпатичными актрисами и брутальными хоррор-сценами! После него прям страшно будет пить французское вино... брр! Сергей, надеюсь на Вашем сайте увидеть рецензии на другие фильмы этого замечательного французского режиссера, кроме уже представленных (прежде всего, конечно, на вампирский цикл, ну и на "La nuit des traquées" и на "La morte vivante" было бы неплохо).
06 февраля 2011, 22:59 Ah
Это один из лучших фильмов моей жизни, ужас и красота, красота и безнадёга. Не постыжусь даже быть третьим кто напишет про него - ШЕДЕВР.
Вечная память Жану Роллену
11 августа 2011, 11:39 Dohliy
Это первый фильм Роллена, который я посмотрел... Неплохое кино с отличными гримом, спецэффектами и визуальными изысками. Заслуживают уважения и некоторые оригинальные идеи Роллена, описанные в рецензии... В общем - один раз посмотреть точно можно.