В ночном кошмаре мальчик Глен становится свидетелем того, как в растущее во дворе его дома дерево ударила молния, после чего оно загорелось и повалилось, оставив после себя дыру в земле. А на следующее утро он проснулся от шума бензопил, и выглянув в окно увидел, что растущее во дворе дерево действительно лежит поваленным и рабочие распиливают его на куски чтобы увезти с участка. Разумеется, мальчик с любопытством побежал к ним и обнаружил в выкорчеванных корнях жеоду (это такое шарообразное геологическое образование, стенки которого внутри покрыты кристаллами), которую его лучший друг Терри оценил в сотню баксов и предложил попробовать найти еще такую же в оставшейся после дерева дырке. И они действительно нашли там еще одну большую жеоду, которая после вскрытия молотком на столе у Глена окатила любопытных мальчиков клубами едкого дыма и оставила на листе бумаги выжженные странные слова. Которые парни, разумеется, прочитали, чем вызвали в наш мир демонов, ибо это было заклинание, открывавшее двери в Ад. А дырка в земле, соответственно, была вратами Ада. В итоге, им пришлось сразиться с толпами маленьких демонов и победить одного большого. И все это на выходных, во время отсутствия родителей...

"Врата" являются еще одним представителем культового "детского" хоррора, который с ностальгией вспоминают все американские дети и подростки восьмидесятых. Тогда этот жанр вообще почему-то сильно "выстрелил", вместе, впрочем, с волной очень качественных "обычных" детских лент, вроде "The Goonies" (1985) или "The NeverEnding Story" (1984). А зачинателем тренда, как мне кажется, стал Стивен Спилберг и Джо Данте (Steven Spielberg, Joe Dante) с их суперуспешными "Гремлинами" ("Gremlins", 1984), из-за которых, собственно, по предложению Спилберга и появился "промежуточный" (между "детским" PG и "взрослым" R) рейтинг PG-13, которым в последнее время голливудские хоррор-дельцы явно злоупотребляют. Однако в отличие от "Гремлинов" и другого подросткового культа "The Monster Squad" (1987), которые были комедиями с элементами хоррора, "Врата" являются стопроцентным, если так можно сказать, хоррором, почти без комедийных элементов.

Именно поэтому мне очень сложно объективно оценить сейчас этот фильм, потому что когда мне самому было десять лет и я реально мог бы испугаться "Врат", - их я не видел, а сейчас они воспринимается мной, естественно, совсем по другому, потому что во время просмотра у меня даже розовых ностальгических очков на носу не было :) Некоторые вещи, впрочем, можно оценить вполне объективно безотносительно ностальгии и подросткового восприятия, и вещи эти, очевидно, технические. А чисто с технической точки зрения тут все в полном порядке. Более того, фильм обладает просто шикарными для того времени и небольшого бюджета спецэффектами, которые активно используют "forced perspective" трюки и stop-motion анимацию, вкупе со сложным многослойным композитингом и качественным "традиционным" гримом. С визуальной точки зрения мне придраться тут действительно не к чему, ибо съемочная группа очевидно состояла из мегапрофессионалов высшей категории. Так как спецэффекты явно съели бОльшую часть бюджета, то никаких звезд на главных ролях вы не увидите, да они в такой продукции и не нужны. Молодые актеры, при этом, сделали свою работу на пятерку, а для тринадцатилетнего Стивена Дорфа этот проект стал дебютом на большом экране, так как до этого он снимался лишь в нескольких телевизионных постановках. И потом, кстати, тоже, окончательно перейдя в кино лишь в начале девяностых. За роль в этом фильме Стивена дважды номинировали, - на статуэтку Saturn Award и Young Artist Award как лучшего молодого исполнителя, однако Young Artist Award в итоге получила его экранная сестра Криста Дентон. Ну и еще продюсеры ленты получили Golden Reel Award.

Продюсеры, впрочем, помимо награды получили еще и кучу бабла, ибо при смехотворном по голливудским меркам даже тогдашнего времени бюджете в два с половиной миллиона КАНАДСКИХ долларов в прокате Штатов картина неожиданно "выстрелила", дебютировав на втором месте бокс-офиса с результатом $4,258,063 и собрав в итоге в Штатах больше тринадцати с половиной миллионов АМЕРИКАНСКИХ долларов. Чем вызвала, кстати, массу статей как в "киношной", так и в обычной прессе, насчет того, что для успеха в прокате не обязательно снимать мегаблокбастеры с кучей прайсовых звезд (потому что "Врата" уступили первое место с разницей всего в сто тысяч долларов дорогущему фильму Columbia "Ishtar", который с бюджетом в 55 миллионов заработал в итоге чуть больше четырнадцати...), а достаточно всего лишь интересной идеи и качественной ее реализации.

По поводу реализации претензий действительно нет, а вот насчет идеи, - тут уже во мне включается "взрослый", ибо сюжет ленты и многие ее элементы - откровенно детские, и рассчитаны исключительно на детей. Самое интересное, при этом, что первый вариант сценария был намного более мрачным и кровавым, а снимать его должен был сам сценарист Майкл Нэнкин (Michael Nankin), насчет чего у него была договоренность с первоначальным продюсером. Которому, однако, не удалось собрать достаточно денег для реализации проекта, и он продал его канадцам. Ну а новые хозяева поставили режиссером венгра Тибора Такача и настояли на том, чтобы фильм он снимал гораздо более "family friendly". По коммерческим, естественно, соображениям, которые, как видим, оправдались, в отличие от их надежд на сиквел, который сняли в конце 1988-го года, но в кинотеатрах запустили лишь летом 1990-го, и то в Европе.

Вторую часть под названием "The Gate II: Trespassers" снова поставил Тибор Такач по сценарию Майкла Нэнкина, а из первого фильма в нее вернулся только Луис Трипп, для которого этот проект стал последним появлением на экране, если не считать, конечно, массовочного микрокамео через девять лет в "Detroit Rock City" (1999). Покатав вторые "Врата" немного по Европе и Азии, в феврале 1992-го сиквел без особой помпы выкинули в Штатах на 350 экранов, с которых он собрал жалкие два миллиона, после чего отправился на видео, где большинство фанатов первой части его и посмотрели, оценив, в целом, гораздо ниже оригинала.

Оригинальные "Врата", конечно, посмотреть надо всем обязательно, так как это давно уже культ. Без розовых очков ностальгии, впрочем, он смотрится довольно глупо, особенно финал, и совершенно не страшно, но с технической точки зрения до сих пор очень круто!