Имя немного подзабытого ныне Сэма Рейми (Sam Raimi) в начале нулевых было на слуху. Широкой публике он был известен, прежде всего, как режиссер нашумевшей трилогии о Человеке-пауке, самой успешной экранизации комиксов того времени. Ну а наиболее продвинутая часть киноманского общества (это я про нас с вами ;-)) знала его также как постановщика и продюсера разнообразных жанровых картин, благодаря которым он в начале своей карьеры и проложил себе дорогу в Голливуд. Ну а на рубеже тысячелетий Сэм, как и многие другие, был впечатлён небывалым успехом американской адаптации одноименного японского ужастика «Звонок» ("The Ring", 2002). Этот успех, помимо того, что ввёл в моду немало приёмов восточного жанрового кино, также породил еще и целую волну ремейков. Поэтому неудивительно, что свежесозданная продюсерская контора Рейми и Роберта Таперта (Robert Tapert) «Ghost House Pictures» обратила своё внимание на ещё одну широко известную за океаном серию «Ju-on» про мстительного призрака, преследующего всех, кто посетил его заброшенный дом. Этот сериал к тому моменту уже насчитывал два телевизионных и два театральных фильма, не считая короткометражки, с которой всё и началось. Рэйми и Ко, однако, в отличие от ремейка "Звонка", не стали усаживать в режиссерское кресло американца, а пригласили из Японии создателя оригинальной франшизы Такаси Симидзу. Ему был выдан невиданный по его меркам, и вполне неплохой для жанрового кино бюджет в $10 миллионов, и в результате через девять месяцев после начала съёмок, аккурат под Хэллоуин 2004-го, на экранах американских кинотеатров всплыли титры «The Grudge».
Надо сказать, что уже имея на руках достаточно богатый материал в виде четырёх полнометражных лент, Симидзу, по всей видимости, решил пойти по пути наименьшего сопротивления, просто «надёргав» для своей американской ленты наиболее удачные и эффектные сцены из японских фильмов франшизы. Прием этот, впрочем, для него был отнюдь не нов, поскольку театральные версии японского "Ju-on" во многом создавались по схожему принципу. Поэтому среди поклонников серии выделяются «культовые» сцены, особо полюбившиеся зрителям и оттого кочующие из фильма в фильм, вроде знаменитой сцены сползания Каяко по лестнице, и на фанатских форумах во всю шли обсуждения, в каком фильме каждая из этих сцен выглядит лучше всего. Так вот, именно из таких вот «культовых» фрагментов и собран американский ремейк, сама структура которого не претерпела изменений. Оригинальные картины были выполнены в формате, похожем на антологию, и разделялись на сегменты, озаглавленные именами персонажей, в них участвующих. Ну, как «участвующих». Обычно смысл этих короткометражек сводился к изображению того, как на этот раз кровожадный призрак расправится со своей очередной жертвой. Как правило, фрагменты располагались не в хронологическом порядке, что, наверное, добавляло некоторый интерес для зрителей, которые должны были самостоятельно сложить этот паззл, чтобы получить общую картину происходящего, но с другой стороны это довольно серьёзно усложняло понимание сюжета, поскольку персонажей было много (по традиции "Ju-on" состоял из шести эпизодов) и появлялись они на экране только для того, чтобы через 10-15 минут загадочным образом умереть. И все это еще по-хитрому перемешано. В американском ремейке, рассчитанном, очевидно, на американскую и международную публику, попытались сделать менее хардкорно. В частности, убрали «книжное» разделение на главы, оформив их в виде флэшбэков и сайдбэков, когда события происходят до или параллельно с только что показанными. Однако блочная структура фильма по-прежнему, что называется, видна невооруженным глазом.
Впрочем, если не знать истории создания ленты, то на это можно и не обратить внимания, ибо переходы сделаны достаточно плавно и аккуратно, и не нужно проявлять чудеса дедукции, чтобы понять, что происходит. В этом плане я считаю американское «Проклятие» очень удачной адаптацией, которая превратила крайне специфическую азиатскую серию в фильмы, доступные самому широкому западному зрителю. Оригинальные ленты хоть и содержали в себе большой потенциал, но на взгляд среднестатистического "западного варвара" являются непонятными, затянутыми и попросту скучными. На фоне этого вышедший в Америке «The Grudge» представлял собой крепко сбитый и, что называется, "action-packed" мистический слешер, где, может, и было не очень понятно, зачем именно злобный дух охотится на несчастных посетителей проклятого дома, но зато сцены убийств и самой охоты, как и подобает в хороших слэшерах, в нём сделаны очень эффектно и креативно. К ещё одному достоинству картины и другой параллели к слэшерам я бы отнёс её «приземлённость». Обычно в историях про призраков и нечистую силу фигурируют другие миры, демонологи, экзорцисты и подобный антураж, но здесь такого нет. Здесь расследованием происшествий занимается полиция, здесь вместо магической доски с буквами призрак использует мобильный телефон – всё это помещает героев в повседневную, привычную зрителям среду, в которой проявления неведомой потусторонней силы выглядят ещё более устрашающе.
Также нужно отменить и отличное владение создателями фильма традиционными для жанра методами нагнетания саспенса и запугивания публики. Моменты нападения призрака мимолетны и длятся буквально по паре секунд, но вся предыдущая сцена очень грамотно подводит к этим секундам, которые становятся яркой её кульминацией. Особенно, на мой взгляд, авторам удалось звуковое сопровождение ленты, начиная от тревожных скрипов и зловещего топота и заканчивая "фирменным хрипом", ставшим одним из символов франшизы. В этом фильм, пожалуй, превосходит американский «Звонок», признанную классику японских ремейков, который, несмотря на своё «звуковое» название, каких-то особых аудио-символов не имел.
Конечно, у этой версии «Проклятия» есть целый ряд недостатков, о главных из которых я уже упоминал. Блочная структура фильма, по сути, состоящего из набора сцен убийств, не очень располагает к развитию сюжета и созданию запоминающихся персонажей. Хотя сами эти сцены выполнены отлично, актёрам в них особо нечего играть, кроме изображения крайней степени испуга, в результате чего их персонажи слабо отличаются друг от друга. Фактически, отличия только во внешности, поскольку ведут они себя одинаково. Даже главная героиня в исполнении харизматичной Сары Мишель Геллар теряется на общем фоне, потому что из-за наследия формата антологии общего экранного времени у нее – от силы половина хронометража, а скорее, даже меньше. Кроме того, не очень ясна мотивация смертоносного духа, как в слэшерах, в которых никто не спрашивает, почему маньяк такой кровожадный. Да потому, что он маньяк, вот почему! Так и тут: сюжета особо нет – лишь бесконечная череда убийств, бессмысленная и беспощадная.
Однако, несмотря на эти недостатки, в глазах американской (и не только) публики достоинства "Проклятья" всё же перевесили, и картина завершила свой прокат с внушительными 187-ю миллионами мировых сборов, к которым затем прибавилась солидная сумма от видеорелиза. После такого успеха вопрос о выходе продолжения стал лишь вопросом времени, но это, как говорится, уже совсем другая история. А пока я могу рекомендовать ознакомиться с этой картиной тем, кто этого ещё не сделал, ну а остальным – советую пересмотреть при случае, ибо она даже по прошествии уже почти двух десятков лет выглядит весьма и весьма неплохо.
5101
The Grudge / Проклятие (2004)
Оно не прощает. Оно не забывает.
Однажды увидев, это забыть невозможно. Но если оно тебя увидит, тогда тебе не убежать.
Говорят, что если кто-то умирает с безумной яростью, то появляется проклятье.
Проклятье готово поглотить еще одну жертву.
В главных ролях:
Сара Мишель Геллар
(Sarah Michelle Gellar)
Карен (Karen)
Джейсон Бер
(Jason Behr)
Даг (Doug)
Уильям Мапотер
(William Mapother)
Мэтью (Matthew)
Клеа ДюВаль
(Clea DuVall)
Дженнифер (Jennifer)
Кади Стриклэнд
(KaDee Strickland)
Сьюзан (Susan)
Грейс Забриски
(Grace Zabriskie)
Эмма (Emma)
Билл Пулман
(Bill Pullman)
Питер (Peter)
Режиссер:
Такаси Симидзу
(Takashi Shimizu)
Copyright for all of the graphic materials on this page belongs to its respective owners.
Комментарии (1):