Имя немного подзабытого ныне Сэма Рейми (Sam Raimi) в начале нулевых было на слуху. Широкой публике он был известен, прежде всего, как режиссер нашумевшей трилогии о Человеке-пауке, самой успешной экранизации комиксов того времени. Ну а наиболее продвинутая часть киноманского общества (это я про нас с вами ;-)) знала его также как постановщика и продюсера разнообразных жанровых картин, благодаря которым он в начале своей карьеры и проложил себе дорогу в Голливуд. Ну а на рубеже тысячелетий Сэм, как и многие другие, был впечатлён небывалым успехом американской адаптации одноименного японского ужастика «Звонок» ("The Ring", 2002). Этот успех, помимо того, что ввёл в моду немало приёмов восточного жанрового кино, также породил еще и целую волну ремейков. Поэтому неудивительно, что свежесозданная продюсерская контора Рейми и Роберта Таперта (Robert Tapert) «Ghost House Pictures» обратила своё внимание на ещё одну широко известную за океаном серию «Ju-on» про мстительного призрака, преследующего всех, кто посетил его заброшенный дом. Этот сериал к тому моменту уже насчитывал два телевизионных и два театральных фильма, не считая короткометражки, с которой всё и началось. Рэйми и Ко, однако, в отличие от ремейка "Звонка", не стали усаживать в режиссерское кресло американца, а пригласили из Японии создателя оригинальной франшизы Такаси Симидзу. Ему был выдан невиданный по его меркам, и вполне неплохой для жанрового кино бюджет в $10 миллионов, и в результате через девять месяцев после начала съёмок, аккурат под Хэллоуин 2004-го, на экранах американских кинотеатров всплыли титры «The Grudge».
   Надо сказать, что уже имея на руках достаточно богатый материал в виде четырёх полнометражных лент, Симидзу, по всей видимости, решил пойти по пути наименьшего сопротивления, просто «надёргав» для своей американской ленты наиболее удачные и эффектные сцены из японских фильмов франшизы. Прием этот, впрочем, для него был отнюдь не нов, поскольку театральные версии японского "Ju-on" во многом создавались по схожему принципу. Поэтому среди поклонников серии выделяются «культовые» сцены, особо полюбившиеся зрителям и оттого кочующие из фильма в фильм, вроде знаменитой сцены сползания Каяко по лестнице, и на фанатских форумах во всю шли обсуждения, в каком фильме каждая из этих сцен выглядит лучше всего. Так вот, именно из таких вот «культовых» фрагментов и собран американский ремейк, сама структура которого не претерпела изменений. Оригинальные картины были выполнены в формате, похожем на антологию, и разделялись на сегменты, озаглавленные именами персонажей, в них участвующих. Ну, как «участвующих». Обычно смысл этих короткометражек сводился к изображению того, как на этот раз кровожадный призрак расправится со своей очередной жертвой. Как правило, фрагменты располагались не в хронологическом порядке, что, наверное, добавляло некоторый интерес для зрителей, которые должны были самостоятельно сложить этот паззл, чтобы получить общую картину происходящего, но с другой стороны это довольно серьёзно усложняло понимание сюжета, поскольку персонажей было много (по традиции "Ju-on" состоял из шести эпизодов) и появлялись они на экране только для того, чтобы через 10-15 минут загадочным образом умереть. И все это еще по-хитрому перемешано. В американском ремейке, рассчитанном, очевидно, на американскую и международную публику, попытались сделать менее хардкорно. В частности, убрали «книжное» разделение на главы, оформив их в виде флэшбэков и сайдбэков, когда события происходят до или параллельно с только что показанными. Однако блочная структура фильма по-прежнему, что называется, видна невооруженным глазом.
   Впрочем, если не знать истории создания ленты, то на это можно и не обратить внимания, ибо переходы сделаны достаточно плавно и аккуратно, и не нужно проявлять чудеса дедукции, чтобы понять, что происходит. В этом плане я считаю американское «Проклятие» очень удачной адаптацией, которая превратила крайне специфическую азиатскую серию в фильмы, доступные самому широкому западному зрителю. Оригинальные ленты хоть и содержали в себе большой потенциал, но на взгляд среднестатистического "западного варвара" являются непонятными, затянутыми и попросту скучными. На фоне этого вышедший в Америке «The Grudge» представлял собой крепко сбитый и, что называется, "action-packed" мистический слешер, где, может, и было не очень понятно, зачем именно злобный дух охотится на несчастных посетителей проклятого дома, но зато сцены убийств и самой охоты, как и подобает в хороших слэшерах, в нём сделаны очень эффектно и креативно. К ещё одному достоинству картины и другой параллели к слэшерам я бы отнёс её «приземлённость». Обычно в историях про призраков и нечистую силу фигурируют другие миры, демонологи, экзорцисты и подобный антураж, но здесь такого нет. Здесь расследованием происшествий занимается полиция, здесь вместо магической доски с буквами призрак использует мобильный телефон – всё это помещает героев в повседневную, привычную зрителям среду, в которой проявления неведомой потусторонней силы выглядят ещё более устрашающе.
   Также нужно отменить и отличное владение создателями фильма традиционными для жанра методами нагнетания саспенса и запугивания публики. Моменты нападения призрака мимолетны и длятся буквально по паре секунд, но вся предыдущая сцена очень грамотно подводит к этим секундам, которые становятся яркой её кульминацией. Особенно, на мой взгляд, авторам удалось звуковое сопровождение ленты, начиная от тревожных скрипов и зловещего топота и заканчивая "фирменным хрипом", ставшим одним из символов франшизы. В этом фильм, пожалуй, превосходит американский «Звонок», признанную классику японских ремейков, который, несмотря на своё «звуковое» название, каких-то особых аудио-символов не имел.
   Конечно, у этой версии «Проклятия» есть целый ряд недостатков, о главных из которых я уже упоминал. Блочная структура фильма, по сути, состоящего из набора сцен убийств, не очень располагает к развитию сюжета и созданию запоминающихся персонажей. Хотя сами эти сцены выполнены отлично, актёрам в них особо нечего играть, кроме изображения крайней степени испуга, в результате чего их персонажи слабо отличаются друг от друга. Фактически, отличия только во внешности, поскольку ведут они себя одинаково. Даже главная героиня в исполнении харизматичной Сары Мишель Геллар теряется на общем фоне, потому что из-за наследия формата антологии общего экранного времени у нее – от силы половина хронометража, а скорее, даже меньше. Кроме того, не очень ясна мотивация смертоносного духа, как в слэшерах, в которых никто не спрашивает, почему маньяк такой кровожадный. Да потому, что он маньяк, вот почему! Так и тут: сюжета особо нет – лишь бесконечная череда убийств, бессмысленная и беспощадная.
   Однако, несмотря на эти недостатки, в глазах американской (и не только) публики достоинства "Проклятья" всё же перевесили, и картина завершила свой прокат с внушительными 187-ю миллионами мировых сборов, к которым затем прибавилась солидная сумма от видеорелиза. После такого успеха вопрос о выходе продолжения стал лишь вопросом времени, но это, как говорится, уже совсем другая история. А пока я могу рекомендовать ознакомиться с этой картиной тем, кто этого ещё не сделал, ну а остальным – советую пересмотреть при случае, ибо она даже по прошествии уже почти двух десятков лет выглядит весьма и весьма неплохо.