В постапокалиптическом мире будущего охотник за скарбом находит в радиоактивной пустыне части боевого робота, которые перепродает уже в городе другому мужику. А тот, в свою очередь, толкает их знакомому карлику-старьевщику, оставляя себе лишь голову робота, которую преподносит своей девушке-скульпторше в качестве подарка на Рождество. Она делает из этой головы центральную часть арт-инсталляции, не зная, что данный робот является новейшим самовосстанавливающимся военным прототипом под кодовым названием M.A.R.K. 13, и у него еще осталось немного энергии в аккумуляторе...
В советских видеопрокатах, где я впервые его и посмотрел, этот фильм шел под названием "Железяки". Тогда, естественно, он произвел на меня серьезное впечатление, и тем интересней было пересмотреть его спустя столько лет в идеальном BD качестве, оценивая ленту уже с высот своего возраста и намного бОльшей, чем тогда, насмотренности. И знаете что, до сих пор многие аспекты "Железок" весьма хороши, особенно если учитывать ее низкий бюджет, но некоторые вещи (вроде восьмибитных компьютеров с суперпримитивной графикой) сейчас, конечно, сильно бросаются в глаза и выглядят не лучшим образом. Начнем, однако, мы с хорошего.
Эта лента стала полнометражным дебютом "южноафриканского англичанина" Ричарда Стэнли, который до нее снимал любительские Super8 короткометражки и видеоклипы. Собственно, часть мотивов и даже полноценных эпизодов "Железа" взяты из его 45-ти минутной короткометражки 1985-го года "Incidents in an Expanding Universe" (очень невнятной и "сырой", надо сказать), но основной сюжет картины, как потом выяснилось, взят из комикса под названием "SHOK!", который был опубликован в 1980-м году в британском комикс-журнале "2000 AD". Почему это выяснилось только потом? Да потому, что Ричард не удосужился нигде сообщить об этом, и лишь после того, как издатель Fleetway Publications подал на авторов фильма в суд и выиграл дело, в последующих релизах ленты в конце сделали приписку, что она частично базируется на этой работе. Правда, если почитать сюжет комикса, то я бы сказал, что Ричард стащил оттуда 80% своего фильма... ;)
Во всяком случае, что касается основных поворотов сюжета. А техническую и визуальную реализацию ленты он явно "позаимствовал" из работ других людей. Например, из фильмов Дарио Ардженто и Марио Бавы (Dario Argento, Mario Bava) он взял стильное цветное освещение, а из "Терминатора" Джеймса Кэмерона (James Cameron's "Terminator", 1984) частично дизайн и аниматронику робота. Который у него тоже из глаз "светит лампочкой яркой", как пел некогда Лаэртский, и который имеет "скелетированный" внешний вид. Робот Стэнли, впрочем, имеет и серьезные отличия от Терминатора, так что тут процент откровенного плагиата, я бы сказал, сведен к минимуму.
Изначально проект презентовался независимому британскому дистрибьютору Palace Pictures как камерная (все действие, по сути, происходит в одной квартире) недорогая хоррор-фантастика с бюджетом не больше трехсот тысяч фунтов, на что продюсеры готовы были подписаться. Однако по ходу его разработки бюджет рос, и в итоге сопродюсерами ленты стали братья Вайнштейны (Bob & Harvey Weinstein) из Miramax, вложившие в нее больше половины из почти миллионного бюджета (в фунтах). А значит, получившие креативный контроль и сразу поставившие несколько условий, первым из которых был кастинг как минимум двух американских актеров, а вторым - перенос действия ленты в Америку. С чем Ричард Стэнли согласился, снимая "Железки" все равно в Лондоне и затащив в них кое-кого из культовых музыкантов, для некоторых из которых он сделал, в свое время, клипы. Так, готик-рокер Carl McCoy из Fields of the Nephilim в своем обычном для того времени "готик-вестерн" прикиде стал идущим по пустыне в поисках робота Номадом; легендарный металлист Lemmy из Motorhead появился в небольшой роли речного таксиста; а не менее, если не более легендарный Iggy Pop отдал свой голос радиодиджею по кличке Angry Bob. Что же касается основных актеров ленты в лице Стейси Трэвис и Дилана МакДермота, то они, по-моему, довольно "деревянны", хотя и разгуляться им, скорее всего, не дал сценарий. И тут я потихоньку подхожу к негативу.
Первый негативный момент "Железок", который сразу же бросается в глаза, - это очевидно плохой сценарий и почти несуществующий сюжет. Ну не будем же мы считать "мужик находит голову робота, которую дарит своей подружке, после чего робот самособирается и начинает крушить все вокруг" серьезным сюжетом, ведь правда? Фильм очень долго "запрягает", показывая зрителю совсем не нужную ему "экспозицию" и совершенно не интересных ни с каких точек зрения персонажей, которые Ричарду нужны лишь для того, чтобы сделать из них в комически затянутом третьем акте пушечное мясо. Впрочем, несмотря на все свои огрехи и затянутость, первый час ленты все равно смотрится вполне достойно, благодаря отличной кинематографии и грамотно созданной атмосферы ядерного постапокалипсиса. Однако потом начинается смехотворный третий акт с "разборкой с роботом", который начисто все портит. Потому что степень маразма во время этой разборки зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы, а количество "фейковых концовок" не поддается исчислению, - вроде бы робота убили, но он опять живее всех живых. Вроде бы его опять убили, но он снова тут как тут. И так почти до бесконечности, что через некоторое время начинает выводить из себя. И это уже не вопрос небольшого бюджета, а исключительно и только лишь плохого сценария.
Бюджетом то как раз кинематографисты распорядились очень рачительно, с технической точки зрения выдав на-гора очень качественный и местами довольно кровавый продукт. Кровавый настолько, что американская MPAA сходу влепила ленте "порнографический" рейтинг "X", в результате чего "gore эпизоды" пришлось существенно подрезать для получения "прокатного" рейтинга "R". А качественный настолько, что Miramax в Америке пиарила "Железо" как высокобюджетный "студийный" фильм, запустив картину на семи сотнях экранов, с которых она собрала в итоге почти шесть миллионов долларов. Однако коммерческий успех ленты, на удивление, похоронил все планы на сиквел, сценарий которого у Ричарда Стэнли был готов и который должен был стать намного более масштабной и зрелой (во всяком случае, по его словам ;)) работой. Все дело в том, что фильм продюсировало сразу несколько компаний и семь продюсеров, которые между собой переругались на почве дележки прибылей, что привело к идиотской ситуации с доступностью ленты на видео и ее сиквелом. Сиквел не могли запустить, потому что непонятно было кому принадлежат права, а на видео лента не появлялась по той же идиотской причине. Это, кстати, стало одним из основных критериев ее культовости, - долгое время фильм просто невозможно было легально найти, а все ходившие по рукам копии были "шестой перезаписи" и потому ужасного качества.
Сейчас, впрочем, картина наконец доступна в идеальном качестве на Blu-Ray, и посмотреть ее может каждый желающий. А посмотреть ее надо, ибо фильм действительно культовый. Но не настраивайтесь на шедевр, потому что ни во время его выхода, ни сейчас, критики от "Железа" кипятком не писали, отмечая его очевидно "позаимствованные" моменты, а местами и явный плагиат. Однако для дебюта, да еще снятого за очень небольшие деньги, фильм выглядит достойно, если не принимать во внимание его дебильный третий акт, конечно... ;)
03 декабря 2020, 01:57 Всеволод
Согласен с автором статьи Сергеем Меренковым почти по всем пунктам, за исключением одного: если в 90-е этот «шедевр» и мог пройти просмотр из-за небольшого объёма кинолент на тему пост апокалипсиса и робото-железяк, то сейчас эту хрень категорически смотреть не рекомендую, дабы сохранить свои нервы и время. 2/10