Экранизировать мрачноватые комиксы Майка Миньолы (Mike Mignola) про "адского мальчика" было давней мечтой мексиканского режиссера-самородка Гильермо Дель Торо, но все никак не получалось, ибо кто он такой был, этот Дель Торо, чтобы доверять ему постановку большого масштаба? Однако в одночасье все переменилось после внушительного успеха второго "Блэйда", и режиссеру предложили аж три внушительных проекта - снимать еще один сиквел "Блэйда", третью серию про Гарри Поттера или... проект его мечты - Хэллбой. Естественно, Дель Торо выбрал Хэллбоя, согласившись даже на урезанный бюджет (вместо запрошенных им семидесяти пяти миллионов продюсеры согласились выделить лишь немногим больше шестидесяти), но получив взамен почти полную творческую свободу, которой он не преминул воспользоваться, затащив в проект многих своих друзей-приятелей и подключив к работе над фильмом создателя оригинальных комиксов, Майка Миньолу. Естественно, все это пошло картине лишь на пользу, ибо Дель Торо и Майк сразу отсекли поползновения продюсеров, которые хотели внести существенные "корректировки" в образ главного персонажа, а также единодушно отдали эту роль "красавчику" Рону Перлману, который вписался в образ просто идеально, правда, серьезно "пострадав за идею" - во время съемок одной из экшн-сцен актер сломал ребро, а также был вынужден каждый день проводить в гримеровочном кресле по четыре часа кряду. За подходящей натурой дело тоже не стало, и весь фильм снимался там же, где и "Блэйд 2" - в Праге и ее окрестностях, хотя закос под "Волоколамское шоссе" и "Кладбище №16" оказались не очень убедительнымы, ибо столь красивых древних кладбищ у нас попросту нет... но это уже мелкие придирки ;)

Бессмертный герой-любовник Григорий Ефимович Распутин с эсесовской подручной Ильзой (которая "Волчица СС" ;)) и мертвым мазохистом-ножемахателем Карлом Кроненом (Karl Kroenen) в 1944-м году по заказу Гитлера пытаются открыть врата ада (ведущие, кстати говоря, на околоземную орбиту ;)). И им это на некоторое время удается, но небольшой отряд союзников во главе с профессором оккультных наук Тревором Браттенхольмом спутывает им все карты и закрывает портал, через который, тем не менее, в наш мир сумел проникнуть маленький краснозадый чертенок с огромной каменной рукой, названный солдатами Хэллбоем – «адским мальчиком». Наше время... Чертенок под чутким руководством доброго профессора Браттенхольма вымахал в двухметрового красного черта с отпиленными рогами, любовью к кошкам, хорошим сигарам и сладостям. А еще чертяка был влюблен в девушку-мутанта Лиз Шерман, обладавшую даром управления огнем, но не отвечавшую ему взаимностью. Можно сказать, что это был служебный роман, ибо Хэллбой вместе с Лиз и человеком-амфибией Эйбом Сапиеном (Abe Sapien) работали в сверхсекретной правительственной конторе по предупреждению и устранению паранормальных и прочих мистико-оккультных явлений, проще говоря - Хэллбой был одним из "магических спецназовцев", защищающих землю от потусторонних сил зла. Силы зла, тем не менее, не собирались сдаваться, и под руководством Гришки Распутина Хэллбоя со товарищи заманили в хитро расставленную ловушку, где ему было уготовано стать ключевой фигурой в деле воскрешения страшных богов древности...

Похожий блокбастер этого лета, "Ван Хельсинг", нервно отдыхает и курит в сторонке, ибо "Хэллбой" уделал его по всем параметрам при втрое меньшем бюджете! Если "Ван Хельсинг" по своей сути был одним сплошным компьютерным спецэффектом, то Хэллбой радует глаз забавными персонажами, отличными актерскими работами, "реальными" трюками и намного более реалистичными компьютерными эффектами, вставленными к месту и именно "где надо", без приторного перебора. Душка Рон Перлман, как и ожидалось, превосходен в роли Хэллбоя, крутого парня, красного демона, но с человеческими слабостями и всем понятными желаниями. И хотя под килограммовыми слоями специальнго грима не видно ни одного участка тела самого Рона, кроме, пожалуй, глаз, это не помешало актеру на полную катушку проявить свою харизму и вдохнуть в комиксовый персонаж душу, максимально правдоподобно оживив его образ на экране, не отступая при этом от задумок Майка Миньолы, который ревностно следил за соответствием экранизации духу его комиксов. Фанатам комиксов опасаться нечего - фильм является наиболее точным их отражением на кинопленке, спасибо креативным талантам Гильермо, ну и немалым деньгам Sony Pictures Entertainment, разумеется ;) Колоритный образ бородатого Григория Распутина воплотил на экране чешский актер Карел Роден, с которым Гильермо работал над "Блэйдом 2", а роль старины Тревора Браттенхольма исполняет Джон Харт, из груди которого в свое время вылез незабвенный "Чужой" в культовой хоррор-фантастике Ридли Скотта. "На подпевках" работают молодые актеры Руперт Иванс, в роли новичка сверхсекретного подразделения Джона Майерса, и симпатяжка Сэльма Блэйр, которой досталась роль объекта воздыхания Хэллбоя, Лиз Шерман. Что же касается монстров, то в их "ролях" засветились персонажи Лавкрафта, ибо древние боги и жуткое чудовище Самаэль являются концентрированной выжимкой из порождений тьмы, созданных талантом и фантазией Говарда Лавкрафта в его многочисленных рассказах. Благодаря отличной компьютерной графике, эти персонажи на экране смотрятся воистину "как живые", что неимоверно порадует многочисленных поклонников удивительного творчества писателя.

Будучи талантливым режиссером, Гильермо Дель Торо весьма грамотно обошел все "грабли" стандартных экранизаций комиксов и сбалансировал свой фильм так, что в нем удачно сочетается и экшн, и развитие характеров, и страшное, и смешное. Многочисленные "сцены действия" сняты изобретательно и со вкусом, а в перерывах между ними зритель наблюдает за личными отношениями и переживаниями персонажей, которые очень часто довольно забавны, а многочисленные детали в небольших эпизодах этих самых отношений говорят о характере персонажей больше, чем в ином двухчасовом фильме. Ну и, конечно, в картине очень "правильная" эстетика - оккультные эксперименты Третьего Рейха, древние боги, говорящие трупы, бессмертный герой Григорий Распутин со своими подручными и защитник всего человечества - краснозадый демон с отпиленными рогами - Хэллбой. С таким защитником действительно можно спать спокойно, даже не заплатив налоги ;)

Вполне очевидно, что в этом фильме полно насилия, но оно практически "бескровное", хотя и стильное. Сделано это было совершенно сознательно, дабы получить прокатный рэйтинг PG-13, который позволил бы молодой армии любителей комиксов, в массе своей тинейджерского возраста, без проблем повалить в кинотеатры на очередную экранизацию их любимых книжек с картинками. Не размениваясь по мелочам, Дель Торо написал свой сценарий (совместно с Миньолой), основываясь аж на трех новеллах из жизни Хэллбоя (Seed of Destruction, Right Hand of Doom и Box Full of Evil), добавив до кучи отсылки еще как минимум к парочке (The Corpse, Pancakes), и постарался максимально удовлетворить фанатов исходного материала, которые, по большому счету, и составили основную кассу фильма, заработавшего в первый уикэнд проката 23 миллиона долларов. Потом дела пошли чуть хуже, и свой прокатный период в Северной Америке фильм завершил с довольно средненьким результатом в шестьдесят миллионов, даже не отбив свой бюджет. И это, надо сказать, удивительно, зная безумную любовь американцев к комиксам, которые делают кассу даже посредственным картинам типа "Daredevil", а тут почти шедевр, и такие средненькие сборы. За океаном, правда, лента прокатывалась довольно неплохо, собрав больше половины суммы американского проката, так что продюсеры унывать не стали и уже запустили в производство продолжение, которое должно выйти на экраны Америки в 2006-м году. "Рулит" проектом снова Дель Торо, ну, а Хэллбоем остался, разумеется, Перлман, а значит беспокоиться нам не о чем - все будет хорошо, а может, даже и еще лучше...