В 1987 году достаточно известный уже к тому времени молодой писатель англичанин Клайв Баркер, которого Стивен Кинг окрестил "Будущим жанра ужасов", решил перенести фабулу одной из своих повестей (под названием "The Hellbound Heart") на большой экран. Решив не размениваться по мелочам, Баркер возложил на себя и режиссуру будущего культа, решив попробовать свои силы не только в драматургии, но и в тяжелом искусстве рассказа историй посредством картинок, а не слов. Написав сценарий и разработав основных персонажей (внешний вид монстров, основы костюмов и т.п.), Баркер с единомышленниками отправился на поиски денег на постановку и достаточно быстро нашел себе покровителей в лице кинокомпании New World Pictures, которая сочла предложенную им идею многообещающей и выделила на производство картины весьма скромную, но тем не менее вполне достаточную сумму в один миллион долларов. И машина кинопроизводства завертелась...,
...в конечном итоге выдав на-гора культовый во всех отношениях фильм, к сегодняшнему моменту уже давно ставший классикой и одной из самых уважаемых и почитаемых картин всего жанра. Но обо всем по порядку. Сначала - сюжет. Недавно поженившееся Джулия и Ларри Коттон переезжают из Бруклина в пригородный дом, который до этого принадлежал родственникам Ларри и простаивал пустым довольно долгое время. Отношения супругов были не то чтобы натянутыми, но и не идеальными - и Ларри считал, что смена обстановки сделает их брак счастливым снова. Однако Джулия так не считала, хотя впоследствии и не пожалела о переезде, ибо именно в этом доме она встретилась с харизматическим "мачо", братом Ларри Фрэнком, который первым показал ей, что такое необузданная в сексе животная страсть, и ей это понравилось. (Вообще, одна из основных линий картины такова - ради хорошего "траха" женщина готова на все...) Фрэнк вообще был натурой увлекающейся - всю свою жизнь он искал запретных наслаждений - и наконец нашел то, что искал, в полной мере. Нашел в виде небольшой, украшенной затейливыми узорами шкатулки-головоломки, решение которой открывало двери прямо в ад, или в рай, в рай наслаждений болью и страданиями - все зависит лишь от точки зрения. Однажды открыв ее, человек уже не мог вернуться назад, но Фрэнку это удалось. Кровь из порезанной руки Ларри вернула Фрэнка к жизни, но лишь в виде жалкого скелета с висящими клочьями плоти. Все, что ему теперь было нужно - это больше крови и живой плоти будущих жертв, дабы завершить свое возвращение в мир живых, но спутала все карты Фрэнку Керсти, молодая симпатичная дочь Ларри...
Сюжет фильма, при всех своих достоинствах, не идет ни в какое сравнение с его реализацией. А реализация его просто потрясающа и во многом революционна. Ну, начать стоит хотя бы с того, что впервые именно в этом фильме мы видим постепенное "обрастание" основного персонажа плотью, показанное нам во всех стадиях и со всеми анатомическими подробностями: сначала это был практически голый скелет с кусками жира и плоти; потом постепенно на нем нарастали всеразличные ткани, мускулы, формировались внутренние органы и появлялись кровеносные сосуды; ну, а на последнем, конечном этапе - естественно, нужна была кожа, которую Фрэнк без какой-либо задней мысли и зазрения совести позаимствовал у своего "горячо любимого" братца Ларри. Потом очень интересна и сама концепция того, что в иное измерение можно попасть с помошью небольшой головоломки, особенно если очень желаешь этого. И необязательно называть это место адом - для кого-то это вполне может оказаться раем, где страдания плоти бесконечны, а наслаждения болью постоянны. Оригинальна концепция и у существ, населяющих "ад" - зовут их ценобитами, и когда-то они были людьми. Просто однажды страсть к запретному затянула их в пучины другого измерения, где они стали его слугами, знающими о страданиях плоти все, что только возможно, а иногда и невозможно себе вообразить. И хотя в первом фильме экранного времени им уделено совсем немного (эта оплошность с лихвой исправлена во второй серии), все-таки невозможно не запомнить и не полюбить харизматического лидера ценобитов - Пинхэда (Pinhead - исполненного Дагом Брэдли, который впоследствии навечно стал рабом этого образа, бессменно играя зловещего персонажа во всех продолжениях сериала) - "человека", затянутого в кожу (впрочем, как и остальные ценобиты, причем костюмы их - верх мрачного стиля и эстетики, готам такое нравится ;)) с рядами аккуратных стальных гвоздей, вбитых в его голову. Харизматика и темное очарование его личности было настолько велико, что Пинхэд из рядового и второстепенного по сути своей персонажа первого фильма превратился чуть ли не в икону всего жанра (встав в один ряд с такими легендарными личностями, как Фрэдди Крюгер, Майкл Майерс или Джэйсон из Пятницы 13-го), и уж совершенно точно в символ всего сериала Hellraiser.
Как видим, креативной энергии в создание этого фильма было вложено огромное количество, и это дало свои плоды не только в плане отличного технического исполнения картины (не без своих огрехов, разумеется, но для 1987 года очень впечатляюще - спецэффекты (особенно грим), операторская работа и монтаж очень хороши), но и в виде приличных прибылей - картина весьма быстро окупила свой небольшой производственный бюджет и закончила прокатный период с весьма солидными для жанра сборами в районе 30 миллионов долларов. Это был безусловный успех, на волне которого уже через год вышло продолжение, а впоследствии сиквелы делались раз в четыре года - правда, с успехом гораздо, гораздо меньшим. Не прошел фильм незамеченным и у критиков, и на фестивалях, заработав в большинстве своем отличные отзывы прессы и несколько призов на престижных кинофорумах, в основном за экстраординарный грим, естественно.
Это был, конечно же, безусловный успех Баркера не только как писателя, но теперь уже и как режиссера, причем для дебютной ленты, в профессиональном плане, это была исключительна сильная постановка, хотя и не без небольших проколов. Пожалуй, единственный серьезный момент, к которому можно придраться, это то, что в середине повествования картина немного затянута и теряет свой темп, но это огрех не столь большой и вполне простимый, особенно если учесть очень высокое качество всего фильма в целом. Этот фильм стал для Баркера пропуском в киномир, где его теперь стали принимать "за своего", что позволило ему поставить еще две ленты в качестве режиссера (естественно, снова по своим произведениям) и спродюсировать немало постановок по собственным книгам, среди которых особенно известны, конечно же, сериалы Hellraiser и Candyman. Этот фильм, как уже было сказано, и поныне остается культовой классикой, и является он ею вполне заслуженно, породив громадное количество продолжений и подражаний, что может сделать только исключительного качества произведение. Безусловно, данная картина рекомендуется к просмотру всем без исключения, ну, а коллекции истинных ценителей этот фильм никогда не покидает...
10 декабря 2005, 18:46 kraviz
Фильм действительно пугает. И дело не только в гриме. Очень грамотно, что ценобиты не превалируют. Первая часть фильма как раз выигрывает от этого, потому как добавляет страха чего-то неизведанного, но априори пугающего.
ЗЫ А насчёт "траха", это же классический фрейдистский мотив, появившийся ещё у немецких экспрерссионистов. Такая почва для пато
07 сентября 2010, 17:00 Maldoror
Как пишет участник группы Coil чей саундтрэк не понравился инвесторам фильма,которые обещали дать денег на приемлемые спецэффекты,только если их заменят на угодного им композитора (вполне приличный такой музон 80-х) визуально-образный ряд Хэллрайзера был создан под влиянием порно-журналов с садистским уклоном из коллекции музыканта и в особенности журналов о пирсинге.
20 февраля 2011, 19:47 edinorojek
Один несущественный прокол в начале фильма - когда сенобит складывает лицо из кускоф кожи: откуда там глаза? Глазные яблоки таким способом - заподлицо с кожей - не выдерешь, да и Фрэнк "материализовался" уже с глазами. Но это несущественно по сравнению с общей атмосферой - шикарной.