Прежде чем стать кинематографистом, Джон МакНотон перепробовал множество далеких от творчества профессий, пока случай не привел его в MPI Media Group (один из крупнейших независимых дистрибьюторов и производителей аудио/видео продукции), для которой он снял документалку о легендарных гангстерах Америки под названием "Dealers in Death" (1984). Этот проект оказался успешным, и тогда руководитель видеоподразделения MPI, Валид Али (Waleed B. Ali), предложил Джону попробовать себя на ниве полного метра, обещав выделить для этих целей стотысячный бюджет. МакНотон, разумеется, согласился, и усиленно начал искать идею для будущего фильма. Было очевидным, что с такими деньгами особенно не разгуляешься, поэтому снимать нужно было в недорогом жанре хоррора, но ЧТО снимать? Занявшись "самообразованием", которое состояло в просмотре огромного количества уже выпущенных на видеорынок "ужасов", Джон обнаружил кассету с коротенькой документалкой "20/20" про деяния серийного убийцы Генри Ли Лукаса (Henry Lee Lucas), и понял, что его история - идеальный материал для фильма. Но чтобы начать снимать, этот идеальный материал сначала нужно было обернуть в сценарную форму, для чего был приглашен Ричард Файр (Richard Fire), написавший для Джона полноценный и профессиональный сценарий, который, в свою очередь, был отправлен на утверждение продюсера, Валида Али. Тот заморачиваться с чтением "Генри" не стал, и, всецело доверяя Джону, просто выписал ему чек на первые двадцать пять тысяч долларов, которые положили начало истории про...

...серийного убийцу Генри, живущего в маленькой и грязной чикагской квартирке вместе со своим тюремным приятелем Отисом. Перебиваясь случайными заработками, в свободное от работы время Генри любил убивать и насиловать женщин, постепенно втянув в это увлекательное занятие и Отиса, к которому недавно приехала его молоденькая сестричка Бэки. Сойдясь на почве тяжелого детства, Бэки стала симпатизировать Генри, но развитию их отношений помешал Отис, в пьяном угаре изнасиловавший сестренку. Тогда взбешенный Генри жестоко убивает своего подельника, расчленяет его труп в ванне и по частям выбрасывает в реку, уезжая вместе с Бэки из города. Девушка, впрочем, протянула не намного дольше своего непутевого братца...

Открываясь видами трупов, которые оставляет после себя главный герой, эта картина моментально внушает зрителю мысль о том, что все события ленты происходят вокруг него, в реальной жизни, а не в выдуманном стилизованном мире голливудских слэшеров. Созданию псевдодокументальной атмосферы хорошо способствует и зернистая 16-мм пленка, которая, вкупе с минималистичным, но очень мрачным музыкальным сопровождением, передает невероятный бытовой реализм жизни низших слоев американского общества. "White Trash", к которому принадлежат все герои этой ленты, живет в "благополучной" Америке не сказать чтобы отлично - перебиваясь грязной копеечной работой, глуша по вечерам дешевое пиво, и снимая, иногда, не менее дешевых уличных шлюх. Все это порождает в людях немотивированную агрессию и еще большее социальное напряжение, которое, в некоторых районах и городах Америки, и так уже зашкаливает за все возможные пределы. Впрочем, в случае Генри, агрессия его была вполне мотивированной, а социопатом его сделала, по сути дела, собственная мать, получившая, впоследствии, от сыночка по заслугам. Генри убивал своих жертв целенаправленно, обставляя все это так, чтобы полиции было как можно сложнее напасть на его след. А чтобы затруднить полицейским задачу нужно было соблюдать всего два простых правила - убивать каждый раз своих жертв по разному, и постоянно перемещаться, уезжая подальше от места преступления. В таком случае полиция не сможет связать воедино разрозненные дела, и велика вероятность того, что убийцу вообще не поймают. Всем этим премудростям Генри учил своего подельника Отиса, который, в отличие от своего хладнокровного приятеля, однажды "подсев" на убийства уже не мог вести себя адекватно, за что и был, в конечном счете, наказан. А Генри, что Генри? Скинув на обочине окровавленный чемодан, он продолжил свое бесконечное путешествие по дорогам Америки, один...

Смотря этот фильм просто диву даешься, как у создателей получилось снять его за столь смехотворные деньги в течение всего 28 дней. Потому что в ленте есть не только огромное количество локаций (на улице снимали, разумеется, "партизанским способом", без разрешений :)), но и отличная операторская работа, качественное звуковое и музыкальное сопровождение, а главное - талантливые актеры, часть из которых получило на этой картине свой "пропуск в Голливуд". Для харизматичного Майкла Рукера, роль Генри стала не только первой, но и одной из основных в его карьере, потому что именно кассеты с этим фильмом, циркулировавшие в Голливуде, дали актеру немало ролей, как в кино, так и на телевидении. Впрочем, режиссеры предпочитали видеть Майкла исключительно в брутальном свете "плохого парня", коих он переиграл десятки, но работа есть работа, зато не нужно больше драить полы и чистить сортиры, чем Майкл занимался до того момента, пока его, по совету знакомого, не обнаружил Джон МакНотон. Другим человеком, для которого "Генри" стал "путевкой в жизнь", оказался театральный актер Том Тоулс, талантливо исполнивший роль Отиса. Имевший до этого всего одну роль в кино, после выхода "Генри" в начале 1990-го года, Том стал получать немало предложений, надолго обосновавшись на "наших голубых экранах" и в недорогих B-movies. Кстати говоря, Том является одним из любимчиков Роба Зомби (Rob Zombie), и на данный момент появился во всех его лентах :) Но если бОльшая часть мужчин, работавших над фильмом, впоследствии сделала неплохую карьеру, то этого же нельзя сказать о женщинах, и, в частности, об исполнительнице роли Бэки, Трэйси Арнольд. Безупречно сыгравшая молоденькую сестру мелкокриминального Отиса с тяжелым прошлым, большой карьеры в Голливуде Трэйси не сделала, получив лишь несколько крошечных ролей. В конечном итоге это сподвигло ее на возвращение из Калифорнии в родной Техас, где она открыла актерские курсы имени себя любимой :)

Из двух с половиной часов чернового монтажа, в конечном итоге получились восемьдесят три минуты окончательного варианта фильма, который и был предоставлен MPAA для получения рейтинга. Результаты для кинематографистов оказались неутешительными, потому что ассоциация влепила ленте рейтинг "X", что автоматически означало отсутствие какого-либо широкого проката. Причем в случае с "Генри" даже не было смысла что-то сокращать или вырезать, так как озвученной причиной столь жесткого рейтинга стал "тяжелый моральный тон всего фильма", а не какие-то отдельные эпизоды! Продюсеры и режиссер, разумеется, таким решением были возмущены, и даже ввязались в серию публичных дебатов на страницах газет по этому поводу, но безрезультатно, и фильм на три года оказался "на полке". Впрочем, в конце 1989-го и начале 1990-го картина все-таки появилась на американских экранах без рейтинга, и моментально обратила на себя внимание критиков и зрителей. Зрители в большинстве своем были шокированы грязным, а не "причесанным", как во многих Голливудских фильмах, натурализмом ленты, за что ее превозносили критики и одаривали призами кинофестивали. В ограниченном прокате фильм собрал всего шестьсот тысяч долларов, зато на видео стал настоящим бестселлером и моментально обрел культовый статус, что позволило Джону МакНотону продолжить свою карьеру режиссера. А что же настоящий Генри Ли Лукас? Так ли все было на самом деле, как показано в "Портрете"? Разумеется, не так.

Генри Ли Лукас родился 23 августа 1936-го года в семье проститутки Виолы Лукас (Viola Lucas) и безногого алкоголика Андерсона Лукаса (Anderson Lucas работал на железной дороге, где ему и отрубило ноги), и с детства подвергался избиениям и насилию со стороны матери, которая частенько заставляла Генри наблюдать за ее сексом с мужиками. Подростком, Ли Лукас стал убивать животных и совокупляться с их мертвыми телами, при этом воруя и ведя асоциальный образ жизни. В драке со своим сводным братом он повреждает глаз, который врачам не удается спасти, и его заменяют на стеклянный протез. По словам Генри, самое первое убийство произошло в 1951-м году и эта была девушка, отказавшая ему во взаимности, но позже он возьмет свои слова обратно, и большинство исследователей считают данный эпизод выдумкой. В 1954-м его сажают на шесть лет за несколько грабежей, Генри бежит, его снова ловят, и в 1959-м он выходит на свободу. А 12-го января 1960-го года он убивает свою мать ножом, что многие считают его настоящим первым убийством. Объяснениям о "самозащите" суд не верит, и ближайшие пятнадцать лет Генри снова проводит за решеткой, освобождаясь 22 августа 1975-го года. После этого он начинает колесить по американскому Югу, и вскоре знакомится с Оттисом Тулом (Ottis Toole), психопатом, убийцей и гомосексуалистом. Найдя в его лице достойную себе компанию, Лукас и Тул не просто убивали вместе, но еще и спали друг с другом (на что, кстати, в фильме был намек, но впоследствии этот эпизод вырезали), а Генри, ко всему прочему, совокуплялся с малолетней племянницей Тула, Фридой Пауэл (Frieda Powell), более известной как Бэки. Вскоре сладкая троица решила уехать из Флориды и осела в религиозной коммуне "Дом Молитвы" ("The House of Prayer"), в Техасе, где Лукас получил каморку и работу кровельщика. Через некоторое время, однако, Бэки заскучала по дому, и на обратном пути во Флориду, после небольшого скандала, Лукас убил ее ножом в шею, совокупившись на прощание с трупом...

Арестовали его в июне 1983-го по обвинению в нелегальном владении оружием. Вскоре, однако, обвинения дополнились убийством восьмидесяти двух летней Кэйт Рич (Kate Rich) из города Рингголд, Техас (Ringgold, Texas), и Фриды "Бэки" Пауэл. Лукас утверждал, что полиция содержала его в нечеловеческих условиях, и, чтобы хоть как-то улучшить свое положение, он вынужден был сознаться в приписываемых ему преступлениях. Неопровержимых улик против него не было, и даже останки жертв не смогли идентифицировать, но исследователи сходятся во мнении, что этих двух женщин Генри все-таки убил. Но дальше началось самое интересное. На процессе по этим убийствам (в которых он был признан виновным) Лукас неожиданно заявил, что "убил как минимум еще сотню женщин". Столь неожиданное заявление повергло публику в шок, а Генри пояснил - "если они заставили меня сознаться в убийстве, которого я не совершал, тогда я сознаюсь вообще во всем". И тут начался форменный абсурд, который, тем не менее, был на руку полиции нескольких штатов. По сути дела на Лукаса повесили все нераскрытые убийства в течение последних шести-семи лет в Техасе и прилегающих к нему территориях, в которых он без проблем "сознавался", лишь для того, чтобы неделями позже отказаться от своих показаний. Но потом его снова "несло", и он "сознавался" в еще большем количестве преступлений :) Одна лишь полиция Техаса списала на счет Лукаса 213 "глухарей", а в определенный период времени Генри утверждал, что убил больше трех тысяч женщин (получается по одному убийству в день, если вести отсчет с момента его освобождения в 1975-м до ареста в 1983-м :))! Впрочем, бОльшая часть исследователей сходится во мнении, что реальное количество жертв Лукаса не превышает пятнадцати, и все остальные признания он делал лишь ради улучшения условий содержания и "пяти минут славы", которые он получил, в течение пары лет не слезая с заголовков газет и экранов телевидения как "самый кровавый серийный убийца Америки". Но когда стало совершенно очевидным, что подавляющее [shotl henry/t225/henry12.jpg]henry/henry12.jpg[/shotrlбольшинство его признаний не имеет под собой никакой основы, средства массовой информации о Лукасе быстро забыли, и он тихо умер в тюрьме от остановки сердца 13 марта 2001 года в возрасте шестидесяти четырех лет. Его подельник, Оттис Тул, скончался в сентябре 1996-го от цирроза печени, мотая в тюряге шесть пожизненных сроков :)

Как видим, от реальной истории Генри Ли Лукаса в фильме есть только некоторые факты (трудное детство, знакомство с Отисом, совместные убийства) и общие мотивы его асоциального поведения, и лента вовсе не претендует на гордое звание "основано на реальных событиях". Хуже она от этого, впрочем, не становится, рисуя исключительно реалистичный и пугающий портрет бытового серийного убийцы - хладнокровного, изобретательного и беспощадного. Убийцы, который может жить в соседней с вами квартире, сидеть рядом с вами в метро, или стоять в одной с вами пробке. По внешнему виду таких людей вычислить невозможно, и именно это обстоятельство пугает зрителя больше всего. Не кровь, которой в картине мало, а ужас осознания факта, что серийным убийцей в мегаполисе может быть каждый...