Сын французского сценариста, режиссера и продюсера Александра Аркади (Alexandre Arcady), уже по праву рождения был призван оставить свой собственный след в кино. Молодой да ранний, Александр (псевдоним которого, Aja, составлен из первых букв его полного имени - Alexandre Jouan Arcady) дебютировал короткометражкой "Over the Rainbow" (1997) в возрасте девятнадцати (!!!) лет, а через два года последовала уже полнометражная фантастическая драма "Furia", особого фурора, правда, нигде не вызвавшая. Зато настоящий прорыв для молодого режиссера случился через четыре года, с выходом "Высокого Напряжения"...

Две студенческие подруги, Мари и Алексия, едут в деревенский дом последней, чтобы в тишине и покое подготовиться к предстоящим экзаменам. Но подготовиться к ним они не успевают, так как ночью в дом врывается маньяк, методично убивает всю семью Алексии, а ее саму, связанную цепями и с кляпом во рту, "грузит" в свой ржавый грузовик. Так как надеяться девушкам больше не на кого, то Мари, которая лишь чудом не попалась на глаза маньяку, вынуждена взять судьбу Алексии в свои натруженные, окровавленные руки...

Будучи большим поклонником фантастики и фильмов ужасов, Александр, со своим давним приятелем и постоянным партнером по перу Грегори Левасьёром (Gregory Levasseur), пишет исключительно качественный и талантливый сценарий, который, к их общему сожалению, никто не желает финансировать. Потому что во Франции, как когда-то в СССР, "секса нет", точнее секса там, конечно, завались, но вот жанра ужасов, действительно, нет и в помине (за редчайшими исключениями, которые лишь подтверждают правило). Хочешь снимать эротику? Флаг (и кучу бабок) тебе в руки! Желаешь склепать очередной боевичок? Да не вопрос! Хочешь экранизировать культовые комиксы про Астерикса и Обеликса? Вот тебе пятьдесят миллионов, мальчик, только в путь! Задумал снять кровавые ужасы про маньяков, с кучей насилия и брутальности? Да ты с ума, что ли, сошел? Мы, утонченные культурные французы, такое низкопробное психованное дерьмо финансировать не будем, лети лучше в Голливуд, к тупорылым америкашкам, они такой шлак смотреть любят, ну и тебе, может, денег на него дадут...

Примерно вот таким вот образом обстоят дела с продвижением жанровых проектов во Франции, но у Александра все же был один козырь в рукаве, и звали его... Люк Бессон! Да-да, тот самый Люк, до своего нынешнего статуса "продюсера намбер ван во Франции", бывший некогда отличным режиссером. Прочтя сценарий, дядя Люк посоветовал молодым кинематографистам кое-что в нем изменить (и его советы, надо сказать, действительно оказались очень грамотными), после чего позвонил "нужным людям", и выдал Александру и компании около двух миллионов долларов с напутствием - "иди снимай, сынок"... (Резко вспоминаем рекламу чипсов с участием мамы Рональдиньо... ;)) Ну, Алекс и пошел, и шел и шел и шел, пока не пришел в Румынию, где в течение шести недель и снимался фильм. "Почему не во Франции?" - спросите вы, да потому что там ВСЕ БЕЗУМНО ДОРОГО! И этих двух миллионов хватило бы отсилы на пару недель съемок, с пропитанием из МакДональдса, а в Румынии папашка Александра (один из продюсеров ленты) нашел отличное место, очень похожее на сельский юго-запад Франции, и за копейки нанял опытную бригаду технических рабочих, так что из Франции нужно было привезти лишь ключевых людей - актеров, оператора, режиссера...

Так как действующих лиц в этом кино не много, то на актерах особо не разорились, хотя все они люди (для Франции) "с именами". Филипп Наон, к примеру, начал свою карьеру аж в 1962-м году, и является почетным расистом, садистом, насильником и убийцей французского кино (всю жизнь, при этом, мечтая играть благообразных дедушек и образцовых отцов ;)). Сесиль Де Франс, которая для этой роли занималась усиленной физподготовкой со специалистом по тайскому боксу (сидя, при этом, на жесткой диете), была названа одной из самых заметных европейских актрис 2003-го года, а ее экранная подруга, Майвен Ле Беско (еще в детстве начавшая сниматься для кино и телевидения), известна всему миру как фантастическая Дива Плавалангуна из "Пятого Элемента", фильма своего тогдашнего сожителя Люка Бессона.

Но главный козырь "Высокого Напряжения" для насмотренной кинокультовой общественности даже не актеры, а легендарный специалист по гриму и спецэффектам, итальянец Джанетто Де Росси (Giannetto De Rossi), поработавший над такими мегакультовыми лентами как "Zombi" (1979), "The Beyond" (1981) и "House By The Cemetery" (1981) Лючио Фульчи, "Cannibal Apocalypse" (1980) Антонио Маргерити, и крупной голливудской продукцией ранга "Conan the Destroyer" (1984), "Dune" (1984) и "Rambo III" (1988)! Джанетто, приехавший в Румынию в одиночку, без команды гримеров, не только создал для этого фильма впечатляющие кровавые эффекты, но еще и собственноручно гримировал актеров, изменяя их облик по ходу действия ленты, смотря которую, сразу чувствуешь великий дух семидесятых и начала восьмидесятых годов. Того самого времени, когда хоррор еще не оккупировали бесконечно орущие тинэйджеры и компьютерные спецэффекты, а все было мрачно, дико и кроваво. Как в "Haute Tension", где события начинают стремительно развиваться уже через пятнадцать минут после начала, а их брутальный реализм не прекращается до самого конца, в котором зрителю приготовлена шокирующая и неожиданная развязка. Именно развязка ставит откровенные логические несуразности (как кажется во время просмотра) фильма на свои места, и, после завершения сеанса хочется, в буквальном смысле слова, купить билет во Францию и пожать руку режиссера, столь элегантно обыгравшего всеми любимый нами жанр. При этом сама режиссура, работа с цветом, и особенно со звуком - вне всяких похвал. При минимуме диалогов, фильм действительно держит зрителя в сильном напряжении, как и заявлено в названии, заставляя аудиторию сопереживать героиням и грызть ногти в ожидании развязки. Стильная кинематография ленты оттеняется удивительно грамотно подобранной музыкой композитора Франсуа Юде (Francois Eudes), которая была написана им "просто так", но идеально подошла для этого проекта. Но даже больше чем музыка, выделяет и сопровождает действие потрясающего качества объемный звук, для микширования которого был нанят (по словам режиссера) самый профессиональный звукоинженер Франции! Результат его усилий, надо сказать, слышен невооруженным ухом (при наличии системы окружающего звука, разумеется ;)), и с моей точки зрения является одной из лучших звуковых дорожек последнего времени.

Слаженная совместная работа талантливого режиссера, актеров, оператора, гримера и звукоинженера, а также многих и многих других, сделали возможным настоящий жанровый прорыв Франции на территорию, уже давно оккупированную Штатами и, в меньшей степени, другими странами Европы (Англия, Италия, Испания). "Haute Tension" моментально стал современной классикой, а со временем, я уверен, он станет классикой "настоящей". Даже если господин Аджа больше ничего дельного не снимет (а его римейк "The Hills Have Eyes", с моей точки зрения, на несколько порядков хуже этого фильма), этой лентой он уже вписал свое имя на жанровую "доску почета", а заодно, и в историю кинематографа. Но, как часто это бывает с поистине великими фильмами, в прокате лента прошла слабенько, собрав по всему миру лишь жалкие два с половиной миллиона, а в Штатах, при довольно широком релизе (1300 экранов, спасибо Lions Gate, которая, впрочем, сократила фильм на минуту, для получения вожделенного R рейтинга), всего три с половиной. Тем не менее, в мире лента не прошла незамеченной (собрав немало номинаций и выиграв несколько призов на крупных кинофестивалях), и на DVD ее продажи более чем успешны. Этот жестокий, кровавый, мрачный, и очень талантливый шокер просто необходимо посмотреть любому уважающему себя поклоннику кино, и я говорю сейчас не только о жанровой публике. Это - современный шедевр, призванный стать классикой, и уже ставший культом, поэтому "Haute Tension" обязательно должен поселиться на вашей видеополке!