Культовый японский режиссер Теруо Ишии к концу шестидесятых уже имел за плечами репутацию хитмейкера, поставив для студии Toei десять (!!!) фильмов одной из самых прибыльных ее франшиз, "Abashiri Prison". Однако телевидение все больше отъедало у киностудий аудиторию, а вместе с ней и прибыли, в результате чего руководство Toei решило положить на полку традиционные кино жанры прошлого, - ленты про самураев и якудзу, и начать производство "фильмов будущего", ориентированных на молодых людей и "голубые воротнички", то бишь "pinky violence", как этот поджанр между мэйнстримом и порно стал известен в дальнейшем. Многие из режиссеров старой формации отказались снимать для студии "эту грязь", но Теруо Ишии с радостью вскочил на подножку "pinky violence" поезда, получив возможность реализовать в этих картинах немало собственных задумок и давно вынашиваемых проектов, среди которых был и этот фильм.

Фильм, созданный по мотивам произведений "японского Эдгара По", Хираи Таро (Hirai Taro), более известного под литературным псевдонимом Edogawa Rampo. Точнее, большая часть фильма основана на книге Рампо "The Strange Tale of the Panorama Island" (1926), которая, в свою очередь, может рассматриваться как извращенная версия "Острова Доктора Моро" Герберта Уэлса (H. G. Wells "The Island of Doctor Moreau", 1896). Однако лишь одной "Странной Историей" авторы сценария (Teruo Ishii и Masahiro Kakefuda) не ограничились, добавив в картину еще и небольшие сюжетные ходы из рассказов "Ogre of the Secluded Isle", "The Human Chair" и "Walker in the Attic". В результате получилась безумная смесь из клинической психиатрии, мрачной стилизованной хореографии Butoh, гротескных уродств, неожиданной семейной драмы с кучей чисто японской сентиментальности, и еще более неожиданного детектива!

Молодой человек по имени Хиросуке Хитоми оказывается запертым в психушке, но не чувствует себя, при этом, психом, хотя на то есть небольшие основания. Дело в том, что ему частенько слышится колыбельная песня и видится утес у моря, который он постоянно зарисовывает в тщетных попытках узнать то место. Сбежав из "больнички", Хиросуке отправляется на побережье, где из газеты случайно узнает о смерти молодого наследника богатого рода, Гензабуро Комода, похожего на него как две капли воды. Решив занять его место, Хиросуке имитирует "волшебное воскрешение" Гензабуро, приближаясь к своей цели все ближе и ближе. В конечном итоге он находит тот самый утес у моря, где снова слышит знакомую ему колыбельную, но вместе с этим узнает и страшную историю своей семьи, которая не дает ему возможности продолжить свой земной путь...

Будучи одной из ранних "pinky violence" картин Toei, обнаженки и насилия в этом фильме не очень много, зато откровенного клинического безумия и гротескных визуальных образов - выше крыши, что не удивительно, ведь Теруо Ишии именно этим современному культовому зрителю и известен. Но это сейчас, а в те времена он был известен в основном своими боевыми хитами, поэтому для большинства тогдашних зрителей показанное им было шоком. Режиссер, впрочем, в некоторых сценах именно к этому и стремился, пригласив на одну из центральных ролей контркультурного театрального авангардиста и основателя танцевального жанра Butoh, Татсуми Хиджикату. Именно перформанс Татсуми во многих эпизодах ленты придает ей откровенно шизофренической оттенок, создавая поистине инфернальную атмосферу клинического безумия вперемежку с радикальным экспрессионизмом, ну а концовка ленты запомнится всем ее зрителям на всю жизнь, ибо действительно крышесносяща.

То, что Теруо Ишии в своем новом фильме явно перегнул палку стало понятно буквально через несколько дней после начала проката, когда аудитория, зазванная в кино рекламными посулами истории в духе "Уродов" Тода Браунинга (Tod Browning's "Freaks", 1932), выходила из зала в полном смятении, получив вместо настоящих цирковых уродов загримированных артистов театральной труппы, а вместо сисястого эксплоитейшена - сентиментально-психованную семейную драму в оболочке псевдо детектива. Особых скандалов во время своего выхода этот фильм, впрочем, не вызвал, но очень быстро сошел с экранов кинотеатров и в дальнейшем практически не демонстрировался, не выходя даже на официальном видео (впервые на DVD картина была издана стараниями Synapse Films в 2007-м году, в Штатах). И это была исключительно инициатива студии, потому что официально лента в Японии никогда не была запрещена, просто набравшая в середине семидесятых японская политкорректность сделала ее слишком спорной для коммерческого показа, а Toei предпочитала не рисковать.

Во многом именно ее недоступность, а также имена Ишии и Хиджикаты, сделали из картины в восьмидесятых настоящий культ, статус которого, впрочем, этой лентой действительно заслужен. Ибо "Horrors of Malformed Men" является одной из немногих японских картин, про которую не перестают говорить уже больше тридцати лет и которая действительно является уникальным психо-визуальным опытом, через который должен пройти любой уважающий себя любитель культа...