До появления специализированных игровых приставок и персональных компьютеров в начале восьмидесятых годов прошлого века, голливудские студии могли экранизировать, по очевидным причинам, лишь литературные творения - книги, пьесы или комиксы (плюс особо популярные мюзиклы :)). Однако с развитием игровой индустрии и все возраставшей популярностью "интерактивных развлечений" некоторые студийные боссы сообразили, что появилось абсолютно новое и уникальное поле деятельности, на котором, "не парясь" особенно, можно зарабатывать деньги. Логика при этом была такова: наиболее успешные игровые тайтлы продаются грандиозными тиражами в несколько миллионов, а то и десятков миллионов копий (многим книгам или комиксам такие тиражи и не снились) и уже имеют грандиозное количество фэнов, которые наверняка захотят посмотреть и фильм, сделанный на основе любимой игрушки. При этом не секрет, что подавляющее большинство играющей публики составляет молодежь, которая притом наиболее активно ходит в кино, поэтому одним выстрелом "из табельного оружия" студия убивает сразу двух зайцев: во-первых, не нужно "с нуля" создавать/раскручивать франшизу/брэнд (а значит, намного меньше рекламные/маркетинговые вложения) и "париться" над оригинальной историей, ибо требуется лишь сценарная адаптация видеоигры под киноформат; а во-вторых, на фильм гарантированно придет не только большинство поклонников игры (соответственно, количество потенциальных посетителей можно примерно рассчитать из проданного игрового тиража ;)) но и "сторонняя публика", что положительно скажется на продажах билетов и дает определенную гарантию возврата (и приумножения) вложенных средств. Как видим, логика железная, и в теории все должно было бы быть именно так, однако первые экранизации компьютерных игр в начале девяностых оказались разочарованием и для зрителей, и для студий, ибо "неожиданно" выяснилось, что адекватно перенести игру с экрана монитора на широкий экран кинотеатра представляется задачей отнюдь нетривиальной, и в большинстве случаев ни сценаристы, ни режиссеры с ней не справлялись. (Зато появилось и расцвело бурным цветом противоположное явление, когда по мотивам успешного фильма на скорую руку "клепалась" игра :)). Отсюда проистекало неудовольствие поклонников игр, которые в кино на фильм не шли, а "обычные зрители" лишь недоуменно пожимали плечами и в кино тоже не шли, в результате чего картина в прокате с треском проваливалась :)
Обжегшись на первых неудачах (среди которых наибольшую известность имеет история с фильмом "Super Mario Bros." 1993-го года, когда при бюджете в 42 миллиона лента с трудом наскребла в прокате жалкие двадцать), большинство студий решило прекратить рисковые (в финансовом смысле) эксперименты с игровыми киноадаптациями, и до начала двадцать первого века о новых авантюрах подобного толка было практически ничего не слышно. (Грандиозную мыльную оперу под названием "экранизация суперкультовой игры DOOM" мы в расчет не принимаем, ибо постоянно появлялась информация, что "вот-вот", а воз и ныне там, то бишь нигде :)). Однако в начале третьего тысячелетия молодой и талантливый режиссер Пол Андерсон (Paul Anderson, который был не только большим поклонником видеоигр, но и постановщиком одной из немногих относительно успешных игровых киноадаптаций середины девяностых, "Mortal Combat") решил "вспомнить былое" и перенести на экран суперкультовую серию игр жанра "survival horror" - Resident Evil. Фильм являлся британо-германской ко-продукцией и создавался в тесном сотрудничестве с разработчиками игры из компании CAPCOM, в результате чего "и овцы остались целы, и волки сыты", т.е. фильм в большинстве своем понравился как поклонникам игры, так и "обычным зрителям", которые остались довольны удачным action/horror гибридом. Сделав по всему миру и, что особенно важно, в Америке (40 миллионов долларов) внушительную кассу, "Resident Evil" не только автоматически запустил в производство собственный сиквел ("Resident Evil: Apocalypse" готовится к выходу на экраны в этом году), но и "расчистил дорогу" в Голливуд для других игровых адаптаций, заодно поспособствовав возвращению на широкие экраны зомби-фильмов. Решив, видимо, что экспериментировать с игровыми жанрами не стоит и следует браться лишь за то, что уже доказало свою коммерческую привлекательность на большом экране, кинодельцы сосредоточили свое внимание на других популярных представителях "horror survival", которые, сюрприз-сюрприз, все как один были клонами "Resident Evil". Собственно, выбор-то на самом деле был и невелик, ибо действительно популярными и особенно известными в данной нише (помимо "отца жанра", Resident Evil, разумеется) на данный момент являются всего две игры - серия "House of the Dead" от SEGA и серия "Silent Hill" от KONAMI. Первой на алтарь киношной алчности пала "House Of The Dead", а участь "Silent Hill" будет решена в следующем году, ибо на проект уже ангажирован известный французский режиссер Кристоф Ганс (Christophe Gans), широкому зрителю известный по стильному "средневековому мистик-боевику" "Братство Волка" (Brotherhood Of The Wolf (2002)).
Итак, "Дом Мертвых" - проект в высшей степени занимательный! Взяться за него снова решили наши неугомонные западные соседи, немцы. А если говорить конкретней, то режиссер/продюсер Уве Болл со своей производственной конторой Boll Kino Beteiligungs GmbH & Co. KG умудрился "развести" на авантюрный проект не только своих земляков из Herold and Besser Studios, но и американцев Mindfire Entertainment вкупе с канадцами (на территории которых, недалеко от Ванкувера, и снимали) Brightlight Pictures Inc. Худо-бедно собрали на проект 12 миллионов долларов бюджета. Отдуваться же за всех пришлось умирающей ARTISAN, компании "одного хита", которая в свое время вылезла "из грязи в князи" благодаря независимому суперхиту "Blair Witch Project", неожиданно заработавшему сотни миллионов долларов, но благодаря бездарному менеджменту компания очень быстро потеряла свои позиции, что и вылилось в ее недавнюю покупку более удачливым канадским конкурентом Lions Gate Entertainment. "House Of The Dead", по сути, стал "лебединой песней" ARTISAN на ниве кинопрокатной деятельности...
События этого фильма являются приквелом к первой части игры. На некоем острове, давным-давно прозванном испанцами "Isla Del Muerte" (Остров Мертвых), проводится рэйверская вечеринка, на которую спешит небольшая компания молодых людей. На катер они опоздали, а посему им не остается никакой другой возможности как за "штуку" зелени уговорить прожженного жизнью контрабандиста капитана Керка доставить их на остров. Поддавшись алчности, Керк нехотя соглашается, предупредив, что место это нехорошее, недаром зовется "Островом Мертвых". И действительно, приплыв на остров, вместо рэйва ребята и девчата обнаруживают лишь пустую сцену со следами небольшого погрома и никакого бурного веселья. Вскоре, однако, веселья им будет хоть отбавляй, ибо начнется увлекательнейшая игра под названием "кого съедят следующим" с участием местного островного населения - зомби!
Честно говоря, мне даже трудно подобрать адекватные слова для описания всего того, что зритель будет наблюдать на протяжении полутора часов экранного времени. Это надо просто видеть! Причем во время просмотра возможны две реакции - либо вы будете сидеть все полтора часа с отвисшей до колен челюстью и вытаращенными глазами навыкате, либо каждые несколько минут вас будет разбирать истерический хохот, а в конце сеанса вы впадете в кататонический ступор вследствие полнейшего уничтожения мозгового содержимого черепной коробки. Картина в этом смысле действительно уникальна, и я уверен, что она войдет в анналы истории как один из самых идиотских фильмов всех времен и народов, Эд Вуд отдыхает! Фильм начинается с короткого монолога главного персонажа, в котором зрителя незамедлительно информируют, что умерли все, кроме этого парня... то есть ни о какой интриге "кто выживет, а кто нет" речи не идет уже с самого начала! Дальше - больше. Под энергичный технотрэк ползут титры, после чего показывается "рэйв", больше похожий на квартирную тусовку "на открытом воздухе" - на лавочке у входа на Горбушку народу и того больше, чем на этом "рэйве" (над миниатюрной сценой при этом гордо реет растяжка "SEGA" :)). Далее следует обязательный показ голых сисек - девушка идет купаться, снимает с себя майку, но при этом остается в миниатюрных трусиках-стринг, в которых и лезет в воду! Чтобы оправдать другой эпизод с голыми сиськами, но уже на корабле, одному из парней становится плохо от качки и он блюет прямо на блузку своей подруги, после чего нам показывают как девушка топлесс отстирывает блевотину со своей бесценной майчонки, нисколько не смущаясь присутствия придурковатого помощника капитана, втирающего про страшное проклятие острова мертвых :) Окей, приехали на остров, на котором, естественно, не работают ни рации, ни сотовые телефоны, и нет ни души - отличное место для проведения рэйва, что уж говорить. Тем более что и погодка подходящая - дождь то потухнет, то погаснет, причем в одном эпизоде - в зависимости от ракурсов... ;) Название фильма - "ДОМ мертвых", но непосредственно в доме (больше напоминающем заброшенный сарай), наши герои проводят от силы минут пятнадцать экранного времени - все остальное занимает беспорядочная беготня по острову с отстрелом зомби (у которых, видимо, в задницу вставлены батарейки Energizer, заставляющие их "все работать и работать" ;)) и идиотскими диалогами, вроде "Она умерла, это я виноват!" - "Нет, ты не виноват, ты герой, пытался ее спасти". - "Но я же видел, как ее кромсали на куски! В этом моя вина!"... Забудьте про логику и здравый смысл, в этом кино его нет, ибо лично у меня создалось такое впечатление, что весь фильм от начала и до конца создавался под действием коллективного наркотическо-галлюцинногенного психоза, который затронул всех, начиная со сценаристов (да-да, их было несколько, ибо одному с подобным бредом справиться явно не под силу... ;)) и заканчивая актерами. Наркотический психоз не коснулся лишь гримеров, которые неплохо поработали над внешним обликом упырей, зато особенно, судя по всему, досталось (уж не знаю там чего, кислоты ли, а может чего "покруче"...) режиссеру, который проявил тут просто чудеса креативного трэша, навечно зацементировав свое имя в анналах кинематографа. Чего только стоят постоянные секундные перебивки с эпизодами из собственно игры, которые настолько не к месту, что уже после второй такой "игровой вставки" у человека появляется непроизвольный истерический смех, с течением картины плавно переходящий в маниакальный психоз, кульминацией которого является десятиминутная "разборка на кладбище" (весьма, надо сказать, кровавая), где во время изничтожения прыгающих (!) толп зомби ежесекундное использование "матричного эффекта полета пули" вызывает настоящую истерику с брызгами слез, заливистым хохотом и катанием в корчах по полу! И все это под залихватский техно-саундтрэк. Убийство же "персонажа" подано в виде вращающейся вокруг него камеры и закрашиванием экрана в красный цвет. Йоу, ты в видеоигре, чувак! Пятница, столица веселится... Гм, что это я... Уж извините меня, уважаемые читатели, но я до сих пор еще "в игре", то есть, простите, "под впечатлением от фильма" :) Словами, как я уже говорил, все это трудно передать - it should be seen to be believed! - как экспрессивно воскликнули бы наши заокеанские друзья, и в данном вопросе я с ними полностью и безоговорочно солидарен :)
"Если уж над зрителем издеваться, то делать это надо по полной", видимо, решил господин Болл и снабдил свой, отныне и вовеки веков уже воистину легендарный, фильм сонмом абсурдных персонажей, на роли которых он подобрал не менее бездарных актеров, за парой исключений. Особенно радуют некоторые женские персонажи, которые еще десять минут назад пугливо прятались за широкие спины "мальчиков", а вскоре уже активно молотили тонны зомби направо и налево, профессионально используя не только внушительный и разнообразный арсенал огнестрельного оружия (как нельзя кстати капитан Керк фарцевал не только контрабандными сигарами, но и оружием приторговывал ;)), но и приемы восточных единоборств с техникой, которой позавидовал бы любой спецназовец! Особенно в деле молочения зомби руками и ногами приуспела азиатка Либерти (Liberty - Свобода), весь фильм рассекающая в патриотическом звездно-полосатом кэтсьюте (!!!) и крушащая зомби "ударом ноги" покруче самого Брюса Ли, особенно в эффектной подаче "матричного стоп-кадра" :) Среди актеров, большинство из которых неизвестная трэш-молодежь, хотелось бы особенно выделить ветерана немецкого (и дешевого международного) кино Юргена Прохнова (насчет его знаменитой роли капитана подводной лодки в фильме 1981-го года "Das Boot" здесь отпущена циничная шуточка ;)), смачно исполняющего роль капитана-контрабандиста Керка, и его придурковатого помощника в исполнении американской легенды трэш-кино Клинта Говарда (Clint Howard), который помимо внушительной фильмографии в сто с лишним фильмов обладает еще и запоминающейся необычной внешностью. Стоит еще отметить единственного выжившего в этой видеобойне, Джонатана Черри, который также обладает прикольной "хипповской" внешностью и помимо "Дома Мертвых" "засветился" в двух других хоррорах - They (2002) и Final Destination 2 (2003), где его персонажа эффектно разрубило колючей проволокой натрое :)
Получив от господина Болла готовый продукт и поняв, что за прокатная мегабомба оказалась у них в руках, ARTISAN решила "закосить под дурика" и применила давнюю стратегию - не дала ни одного пресс-показа в тщетной надежде хотя бы в первый уикэнд, пока людская молва вкупе с уничижительными рецензиями не пошла по стране, собрать хоть немного денег :) Этот "ход конем" себя, конечно, оправдал, но лишь частично. В первый уикэнд своего проката на полутора тысячах экранов фильм занял шестое место в чартах, собрав пять с половиной миллионов. Потом, что ожидаемо, дела пошли намного хуже :) Уже на следующей неделе картина со свистом вылетела из десятки и обосновалась на тринадцатом месте с полутора миллионами, на следующей неделе она опустилась еще на шесть позиций и заработала всего четыреста тысяч, ну а закончился североамериканский прокат (включая Канаду) позорными десятью миллионами - столько ARTISAN стоил один маркетинг фильма, а если еще учесть тот факт, что студия получает лишь половину боксофиса, то одних только прямых убытков "Дом Мертвых" принес около семнадцати миллионов :) Не удивлюсь, если именно этот провал стал последним гвоздем в крышку гроба ARTISAN, и поделом, хоть сиквела не будет...
А что же Уве Болл, спросите вы? А он и в ус не дул, оперативно приступив к экранизации другой культовой игры от французской INFOGRAMES "Alone In The Dark" с Кристианом Слейтером (Christian Slater) и Стивеном Дорфом (Stephen Dorff) в главных ролях и с бюджетом аж в тридцать миллионов долларов! Ставки растут, господа, кто следующий?! "Один Во Тьме" выходит на экраны в этом году, и после того, что этот человек (человек ли? а может - он и сам компьютерная программа, плод вышедшего из-под контроля кода одного из монстров игры "House Of The Dead"? :)) сделал с игрой SEGA, предчувствия у меня (равно как и у миллионов поклонников французского шедевра во всем мире) наимрачнейшие. Хотя лично мне до сих пор непонятно, снимал ли господин Болл все это на полном серьезе, или просто цинично издевался над зрителем, посмеиваясь себе в кулачок и держа дулю в кармане. Если первое (к чему я склоняюсь больше), то это просто экстраординарный случай фантастической бездарности (особенно обидной на фоне подколов в адрес Ромеро в одном из диалогов, который больше пяти лет не может получить даже скромное финансирование своего четвертого зомби-фильма, в то время как бездари типа Болла не только получают деньги на свои проекты, но еще и открыто стебутся над маэстро), но если же второе - то стоит снять перед "пивным Уве" шляпу за сверхтрэш, снятый таким образом сознательно, хотя, повторюсь, я все же склоняюсь к версии "несознанки"...
Является абсолютно очевидным тот факт, что фильм УЖЕ стал культовой классикой мегафантастического трэша, моментально взобравшись (на данный момент) на 28 место почетного списка "Ста Худших Фильмов Всех Времен И Народов" по версии IMDB, навечно прописавшись в пантеоне самых идиотских фильмов человечества на одной из самых видных позиций. Такого "признания" СРАЗУ после своего выхода не удостаивалась до сегодняшнего времени ни одна картина, ибо даже "заоблачную плохость" фильмов Эда Вуда полностью осознали и "оценили" лишь потомки, но никак не современники, а тут - пожалуйста, сразу после выхода фильма в прокат уже такая сверхизвестность :) Эд Вуд вместе с Роджером Корманом нервно курят в сторонке, Уве Болл идет, желтые штаны, три раза "ку"! По этой причине это первый фильм, которому лично я не могу дать однозначную оценку, ибо с двух разных позиций оная оценка должна быть абсолютно противоположной. Если оценивать ленту как кинематографическое произведение, то это просто "фильм за пределами добра и зла", тихий ужас, не заслуживающий даже "кола". Если же рассматривать картину как уникальный пример сверхчеловеческого трэша, "so bad it's hysterically funny"-фильма, то тогда это однозначный шедевр и оценка пять с плюсом, ибо если вы поставите данное кино в компании своих друзей, то истерический смех и колики в животе на протяжении всех полутора часов просмотра вам абсолютно точно обеспечены! Поэтому впервые я применяю "двойные стандарты", ибо иначе "Дом Мертвых" оценить не получается :) В любом случае, кино это MUST SEE!!! [br][br] Оценка: [br][br] 1 - как художественный фильм 5 - как истерический супермегатрэш всех времен и народов!
25 ноября 2010, 04:06 Лу Рид
Хм… Странно, что вам не понравился этот фильм, я от него в восторге. Грамотная постановка сюжета, отличная актерская игра, да все просто супер.
Уве Болл после этого фильма автоматически попадает в список 5 моих самых любимых режиссеров, немного он, конечно, уступает Спилбергу, Кубрику ну и Тиму Бартону, а так он самый лучший.