Так уж получилось, но первым на большой экран из грандиозной семьи супергероев Marvel Comics вышел вовсе не Халк (Hulk) и не Человек-Паук (Spider-Man), а любящая пиво и горячих цыпочек утка с другой планеты по имени Говард... ;)

Благодаря неудачному эксперименту земных ученых утка Говард переместилась из своей квартиры на другом конце вселенной на задворки панк-клуба в Кливленде, где спасла, точнее спас, от местных хулиганов вокалистку девчачьей рок-группы Cherry Bomb, Беверли. Та познакомила Говарда со своим приятелем-лаборантом, который, в свою очередь, представил его доктору Дженнингу, благодаря неудавшемуся эксперименту которого Говард и попал на нашу планету. Решив помочь говорящей утке вернуться обратно, доктор Дженниг вновь запустил свой аппарат, и снова неудачно, что вылилось в появление на нашей планете Темного Властелина Вселенной (Dark Overlord of the Universe), вселившегося в тело ученого. Похитив Беверли, Темный Властелин вознамерился притащить на землю из космоса своих корешей, чего утка Говард допустить уже никак не мог, поэтому бесстрашно вступил в схватку с космическим монстром и...

И, разумеется, победил! Это же насквозь коммерческий Голливуд вам, а не артхаус, но чем, при этом, думали создатели этой ленты, лично для меня остается полной загадкой :) Вероятно, ничем, ибо объяснить само существование "Утки Говарда" по-другому лично у меня не получается. Однако не будем забегать вперед и расскажем историю ее создания с самого начала, а именно с того факта, что режиссер/сценарист Уиллард Хайк и его жена, сценаристка и продюсерша Глория Кац (Gloria Katz), были большими корешами Джорджа Лукаса (George Lucas) и ко-сценаристами его первого хита "American Graffiti" (1973). Именно тогда, в семидесятых, Лукас рассказал своим друзьям об абсурдистских сатирических комиксах Marvel про утку Говарда, которые он считал очень забавными. Тогда это были лишь разговоры, но в 1984-м, когда Лукас ушел с поста президента Lucasfilm чтобы вплотную заняться продюсированием, одним из первых его проектов стала именно адаптация "Утки Говарда", опцион на которую купила Universal. Изначально, Хайк и Кац хотели снять анимационную ленту, но студии был нужен летний "live action" блокбастер, в результате чего Лукас предложил переписать сценарий под "живую" продукцию со спецэффектами его компании Industrial Light & Magic. Это решение привело к тому, что сатирический и не очень приятный персонаж Говарда был существенно изменен по сравнению с комиксами, а вместе с ним поменялся и общий тон всей продукции, в которой упор был сделан на спецэффекты, а не на интересных персонажей или вменяемый сюжет.

В результате получился странный микс из несмешной комедии и нестрашного монстр-фильма, с действительно качественными спецэффектами и хорошими актерами в совершенно идиотских ролях, вроде молодого Тима Роббинса в образе идиота-лаборанта Фила Блумбарта, или отличного характерного актера Джеффри Джонса в двойной роли доктора Дженнинга и Темного Властелина. При этом совершенно непонятно, на какую именно аудиторию рассчитывали создатели ленты, в которой есть немалое количество скабрезных секс-шуток и даже обнаженки (как утиной, так и человеческой), но рейтинг, при этом, стопроцентно "детский" - PG. Как его такой картине выдали, вопрос отдельный, но факт остается фактом, на "PG" его содержание совсем не тянет, ибо фильм, по большому счету, совсем не детский. Но и взрослым он покажется довольно странным, ибо бОльшая часть шуток в нем совершенно не работает, а идиотизм большинства ситуаций просто запредельный. При этом, в отличие от комиксов, тут нет никакой сатиры и "второго дна", это просто развлекательное мегабюджетное (по меркам того времени) попкорновое кино, не обладающее, однако, реальными качествами блокбастера и вменяемой историей, но рассчитывающее выехать исключительно на спецэффектах и имени Лукаса. Джордж, конечно, обладает отличным нюхом на коммерчески успешное кино, но в этот раз ему не фортануло... ;)

По свидетельствам очевидцев, после просмотра готовой картины все руководство Universal просто встало и вышло из зала, а отвечающие за производство Фрэнк Прайс и Сидни Шейнберг (Frank Price, Sidney Sheinberg), по слухам, даже реально подрались из-за вопроса о том, кто должен отвечать за одобрение этого проекта. И хотя оба директора данный слух, естественно, опровергали, Прайс вскоре покинул студию, и явно не по собственному желанию. Лукас, разумеется, как мог отстаивал работу своего друга, но даже он впоследствии стыдился этой ленты, из-за чего, опять же, по слухам, "Утка Говард" после своего официального релиза на VHS очень долго потом не издавалась на официальном видео и появилась на DVD лишь весной 2009-го. Ну а в августе 1986-го картина дебютировала в прокате Штатов на третьей строчке бокс-офиса с результатом в пять миллионов, завершив его через пару недель на отметке $16,295,774. За границей фильм собрал побольше, двадцать один с половиной миллион, но и этого с трудом хватило для того, чтобы хоть немного перекрыть его производственный бюджет в 37 миллионов долларов. Уиллард Хайк, разумеется, после такого провала уже ничего больше не снял, а его жена Глория спродюсировала лишь одну телевизионную ленту. ТАКИЕ ошибки Голливуд редко кому прощает, и лишь Лукасу удалось отделаться, как говорится, "легким испугом", ну так то Лукас...

Став одной из самых впечатляющих кассовых бомб своего времени, фильм собрал целую россыпь "Золотых Малин" (Razzie Award) в категориях Worst New Star ("The six guys and gals in the duck suit" ;)), Worst Picture, Worst Screenplay и Worst Visual Effects (с моей точки зрения, несправедливо), а также номинации на Worst Director, Worst Original Song и Worst Supporting Actor (Tim Robbins). Но и этого учредителям Razzie Award было недостаточно, и в 1990-м про картину снова вспомнили, номинировав ее на Worst Picture of the Decade, которую она, впрочем, не взяла, уступив место "Mommie Dearest" (1981). Конечно, бОльшая часть критики лентой вполне заслужена, и она действительно является образчиком удивительного мегабюджетного голливудского трэша, который создатели, отчего то, посчитали хорошей идеей для реализации. Но фильм, при этом, имеет свой неповторимый восьмидесятнический шарм и "WTF?! appeal", который особенно ценен сейчас, когда ТАК уже ни Голливуд, ни даже независимые низкобюджетные трэшаделы давно не снимают. Проще говоря, "Утка Говард" - это настоящий культ, посмотреть который должен КАЖДЫЙ. Хотя бы разок, хотя бы ради того, чтобы увидеть сексуальную прелюдию между героиней Лиа Томпсон и пушистой говорящей уткой... ;)