После феноменального успеха «Звонка», продюсер оного Така Ичисе решил «ковать железо, не отходя от кассы» и запустил весьма претенциозный проект под названием «J-Horror Theater». Замысел его состоял в том, чтобы создать своеобразную антологию современного японского хоррора – а именно собрать под одной крышей лучших японских хоррор-режиссеров, каждый из которых снимет по одному фильму. Участников набралось шестеро – Хидео Наката (режиссер «Звонка»), Такаши Шимицу («Ju-on», «Marebito»), Киёши Куросава («Kairo», «Cure»), Норио Цурута («Kakashi», «Звонок-0»), Масаюки Очиаи («Saimin») и Хироши Такагаши (автор сценария «Звонков»).
Первыми двумя фильмами, вышедшими в рамках гексалогии, стали «Предсказание» Норио Цуруты и «Заражение» Масаюки Очиаи. И если «Предсказание», на мой взгляд, кино откровенно слабое (да и к ужасам имеет весьма опосредованное отношение – это скорее драма, чем хоррор), то «Заражение» – это идеальный образчик жанра и достойное «лицо» всей гексалогии...
В маленькую захолустную больницу, удручающие реалии которой удивят даже тех, кто хорошо знаком с российским здравоохранением, среди ночи поступает пациент с очень необычными симптомами. Он в буквальном смысле тает на глазах – органы и мышцы плавятся, превращаясь в зелёную слизь. Постепенно весь дежурный персонал больницы заражается этим таинственным вирусом, паника нарастает, ситуация выходит из-под контроля, а развязка, шокирующая развязка, заставляет переосмыслить всё, что до этого происходило на экране...
Этот фильм – об одержимости. Кто, как не одержимцы, все те люди, на ком держится жизнь больницы и всех ее пациентов? Разве не одержима медсестра, которая отрабатывает внутривенные уколы на собственном предплечье, многократно дырявя себя пустым шприцом? Или медбрат, ночь напролёт практикующийся в накладывании швов, впадая при этом в экстатическое состояние? Или врач, стоящий перед выбором – исследовать новый загадочный вирус или спасти свою шкуру? И выбирающий первое... «Заражение» заставляет задуматься, насколько далеко можно зайти в стремлении к познанию, и какова цена этого самого знания – то есть, по сути дела, поднимает основные вопросы алхимии и философии, причём делает это настолько виртуозно и ненавязчиво, что остаётся только снять шляпу перед величием режиссёра. Другое в высшей степени похвальное свойство «Заражения» – его подчёркнутая антигендерность. Пол любого (настаиваю – любого) персонажа можно заменить на противоположный без малейшего вреда для сюжета. То есть герои в своих действиях руководствуются не заранее заданными гендерными штампами, а скорее похожи на отстранённых существ, все поступки которых продиктованы пресловутым стремлением к знанию.
Но это всё в метафизическом плане, а как обстоят дела с реализацией? Тут беспокоиться не о чем – при всём желании, придраться просто не к чему. Подбор актёров, качество их игры – идеальны. Темп фильма, его структура – идеальны. Ещё один плюс картины – то, как она хорошо и небанально снята. Каждый кадр выстроен так, словно его равновесие просчитывала не способная на ошибку машина, но никак не человек – ракурсы, планы, движения камеры зловещи и безжизненны, будто в кошмарном сне. Не стоит также забывать о том, что события разворачиваются ночью в здании больницы, интерьеры которой и днём-то не слишком симпатичны, а уж в темноте, в тусклом свете ламп, всё это выглядит так болезненно и безотрадно... А потрясающая работа с зеркалами и цветом! Посмотреть «Заражение» стоит хотя бы ради них, не говоря уже об остальных достоинствах фильма. Цвет в этой картине становится одним из главных персонажей как внутри сюжета, так и в отношениях зрителя с фильмом. Во-первых, вопрос восприятия цвета (кстати, ещё один философский вопрос!) является важной частью сюжетной линии – от того, отличает ли герой красный от зелёного, в какой-то момент зависят чьи-то жизни. А во-вторых, при помощи освещения и цветовой гаммы, правильно расставленных цветовых акцентов внутри кадра режиссер часто даёт зрителю новые невербальные триггеры, позволяющие нам лучше понять и оценить происходящее: смерть, отчаяние, антагонизм персонажей... Цветовое решение картины и таинственные полутона недвусмысленно отсылают нас к Дэвиду Линчу, впрочем, не только они – поклонники Линча обнаружат массу реверансов в сторону мэтра, но не прямолинейных, а переосмысленных на японский лад – поверьте мне, это надо видеть! А минус в «Заражении», пожалуй, всего один – слегка затянутое начало, но не торопитесь выключать телевизор – потерпите, и воздастся вам =)
«Заражение» – фильм во всех отношениях выдающийся, и я не покривлю душой, если назову его одним из лучших японских фильмов ужасов последних лет. К просмотру обязателен.
Комментарии (0):