"I Spit On Your Grave" - это один из тех культовых drive-in фильмов, которые никогда не шли в "респектабельных" кинотеатрах, но которые имели огромный успех в "grindhouse cinemas" и драйв-инах. Публика подобных заведений всегда была охоча до exploitation кино, которое во всех мыслимых и немыслимых красках показывало на экране многие "клубничные" аспекты нашей жизни. Этот фильм, в частности, имеет весьма выигрышную с точки зрения драйв-ин зрителя тему - сексуальное насилие над женщиной, а посему в прокате его ждал весьма внушительный успех, повторить который впоследствии пытались многие фильмы, оперируя схожей тематикой.
Фильм практически документально рассказывает нам историю молодой писательницы Дженнифер Хилл, которая переехала из суетливого Нью-Йорка в тихий сельский штат Коннектикут, чтобы на лоне природы в спокойствии и одиночестве поработать над своим первым романом. Однако ее планы были весьма скоро нарушены самим жестоким образом. Трое местных отморозков жестоко изнасиловали Дженнифер, после чего отправили своего слабоумного приятеля зарезать девушку, чтобы не иметь в дальнейшем проблем с полицией. Этот шаг, однако, оказался для них фатальной ошибкой. Придурковатый Мэтью побоялся убить девушку и лишь обмакнул лезвие ножа в ее кровь, чтобы показать своим дружкам "результат", а так как Дженнифер осталась жива, то последний отсчет времени жизни самих насильников уже начался, и скоро, очень скоро, ни одного из них не останется в живых...
Надо сказать прямо - данный фильм прост как две копейки. Первую его половину Дженифер насилуют, а вторую часть фильма она убивает своих насильников одного за другим, после чего падает занавес, и по экрану бегут финальные титры. Никаких там нарочитых нравоучений, особых душевных терзаний или феминистского пафоса - все сделано просто, дешево и сердито, а именно поэтому эффектно и эффективно. Фильм снят очень натуралистично, местами в нарочито "документальной" манере ручной камерой, которая показала себя исключительно эффективной в сценах брутального группового изнасилования Дженифер и ее побоев. Никакого гламура, никакого глянца - только грязь, пот, кровь, истошные вопли жертвы и перекошенные лица насильников. Этим сценам "веришь" сразу и безоговорочно, будто смотришь на реальное изнасилование, заснятое "случайной" камерой. Добавляет натурализма ленте и тот факт, что по сути дела единственной профессиональной актрисой в этом фильме является мисс Китон, в то время как четверка насильников была сыграна обычными людьми (скорее всего вообще "местными"), которые ни до, ни после "I Spit On Your Grave" больше нигде не снимались. По сути дела, эти четыре персонажа ничего и не играли, просто органично делая перед камерой то, что они и сами не прочь бы "замутить", хотя, возможно, я и ошибаюсь, и люди эти в жизни очень милые и просто являются не ограненными самородками с величайшим актерским талантом, что позволило им сверхнатуралистично изобразить опустившееся деревенское быдло самого низкого пошиба. Хотя лично я сильно в этом сомневаюсь, и думаю, что просто эти люди получили перед камерой возможность выплеснуть самые низменные свои инстинкты, да еще и заработать на этом немножко деньжат "по легкому", чем и не преминули воспользоваться.
Сценарист и режиссер фильма, Майр Зарчи, проделал неплохую работу над этой картиной, смонтировав фильм таким образом, что 100 минут пролетают незаметно, ибо зритель с интересом следит за событиями на экране. Однако та нарочитая "простота" в структуре фильма и его кинематографии, наравне с ее эффективностью, одновременно является и минусом картины, ибо фильм сделан уж слишком просто, чтобы называться "художественным" - творчества там, по сути дела, нет ни на грош, хотя большинству зрителей картины оно и не нужно. Хотя "I Spit On Your Grave" в драйв-ин прокате ждал успех, карьере режиссера это не поспособствовало, ибо вторая его картина на похожую тему под не менее (чем и первый фильм) трэшовым названием "Don't Mess With My Sister (1985)" стала и его последней работой.
Очень забавна реакция многочисленных критиков (как "тогдашних", во время выхода фильма, так и "современных") на эту картину, ибо многие из них, кто написал положительные рецензии (а огромное количество разнесло картину, что называется, "в пух и прах"), нашли в ней кучу отсылок чуть ли не к вечным проблемам мироздания, отнесли данный фильм к "идеальной иллюстрации отношений полов", называли его "гимном феминизма" и "серьезнейшей картиной, заставляющей зрителя задуматься над жестокостью современного мира и огромной проблемой сексуального насилия в нашем обществе". На самом деле, как я уже отметил выше, фильм этот прост как две копейки (а то и как одна ;)) и единственной целью, которую преследовали создатели, являлось примитивное "наварить бабла". Никто во время создания ленты не думал о проблемах насилия, феминизма и никоим образом не желал морализаторствовать и учить зрителей "что такое хорошо и что такое плохо" - просто тема сексуального насилия всегда была (и будет) в почете, на нее будет стабильный спрос и не менее стабильный зрительский интерес - а значит, картина, эксплуатирующая данную тему, как минимум отобьет свой скромный бюджет, а как максимум - потенциально сделает основных ее создателей весьма богатыми людьми. Вот и все "моральные принципы" - проще не бывает :)
Подводя итоги: фильм уже давно является культом. Особенно он понравится любителям брутального сексуального насилия и sexploitation-кино. Сделана картина очень натуралистично, и смотреть ее интересно. Камила Китон - душка, получила за роль в этом фильме приз как "лучшая актриса" на Catalonian International Film Festival в Испании. Обязательно смотреть всем людям, кто хочет быть в кино "подкованным", ибо это классика. [br][br] P.S. Весьма забавен тот факт, что во всех трэйлерах, рекламирующих фильм, суровый голос диктора твердит о ПЯТИ мужчинах-жертвах Дженнифер, в то время как насильников было ЧЕТВЕРО, и убила она четверых. Правда, столь "небольшие неточности" тогда явно никого не смущали, ибо в рекламных материалах лучше сказать про большее число жертв, так как всем известен простой факт - "чем больше, тем лучше"... ;) Ahh, the wonders of the seventies drive-in marketing... }:>
20 января 2011, 21:47 edinorojek
Фильм хороший, но отдельные моменты можно было бы сделать поживее и пожестче - например, не тащить работника с бензоколонки в ванну, предварительно зачем-то раздев его до гола, а затем отдав ему пистолет. а замочить прямо на поляне из того же пистолета, да и сцена повешенья Метью - как-то она непонятно веревки там натянула, непонятно,зачем такая прямо паутина, чтоб повесить на дереве одного человека. Говорят, вышел римейк в прошлом году, премьера в России - 27 января 2011. Кроме того, говорят, что выходил и сиквел этого фильма под названием "Savage Vengeance", но его что-то я нигде не нашел - даже информации по нему.
22 января 2011, 10:20 Jester
как выяснилось этот фильм тоже римейк. а оригинал снят французами в далеком 1959 году и называется "И приду плюнуть на ваши могилы" (J'irai cracher sur vos tombes)
22 января 2011, 10:22 Jester
и вообще это вроде как снято по книге...
22 января 2011, 10:24 Jester
вот интересный факт:
23 июня 1959 года Борис Виан пришёл на премьеру фильма, снятого по его триллеру «Я приду плюнуть на ваши могилы». Фильм ему не нравился, и он резко протестовал против использования его имени в картине. Перенервничав, писатель скончался от сердечного приступа….
23 января 2011, 18:11 edinorojek
Вы ошиблись, но эта ошибка как раз распространенная, потому как мало кто в России видел тот самый французский фильм, да и читал книгу - я не первый раз встречаюсь с этим утверждением. Ни книга Виана, ни фильм по ней не имеют ничего общего с обсуждаемым фильмом, кроме названия, да и то, названия не вовпадают совсем точно. У этой книги тоже непростая судьба. Книга, кстати, переводилась на русский, и её легко можно найти и почитать. В этой книге Виан как бы "сымитировал" стилистику бульварного романа, но вместе с тем добавил в неё столько секса, насилия, аморальности, цинизма, что, справедливо опасаясь преследования за порнографию, выпустил её, как "перевод американского романа, выполненный Борисом Вианом". Что впрочем, не помогло - было возбуждено против издательства, выпустившего книгу, уголовное дело по обвинению в распространении порнографии, тут и раскрылось авторство Виана, тираж книги был конфискован, а самому Виану повезло отделаться штрафом. Впоследствие это судебное решение было отменено, и книга была вновь издана.
19 февраля 2011, 17:00 edinorojek
Посмотрел ремейк - неплохой вышел, по крайней мере - смотрибельный и без соплей. Обратил внимание, что в титрах Майр Зарчи указан, как один из продюссеров.
15 мая 2017, 16:10 Тоже любитель жанра
Серёг, а чего русский тэглайн с ошибкой: «Эта женщина только что разрубила, повесила и сожгла ПЯТЕРЫХ мужчин... Но ни один присяжный Америки не обвинит ее! Я Плюю На Твою Могилу — это акт возмездия», это при том, что на втором же постере есть этот тэглайн, и там чётко написано «four». Специально что ли так написал?
А, ну и про сам фильм. Очень и очень слабо. Никакого сравнения с «Последним домом слева» и (особенно!) «Убийством в ночном поезде» (его с твоей подачи посмотрел, реально пробирает!).
15 мая 2017, 16:15 Тоже любитель жанра
Бля, старый дурак я! Перечитал рецензию, и там про это (4 или 5) есть. Респект Серёге! ))