Дон Коскарелли начал свою кинематографическую карьеру очень рано, в 22 года с фильма "Jim, the World's Greatest" (1976), а уже в 25 снял свой первый культ, - "Phantasm" (1979). И культом, видимо, свою карьеру завершит. Во всяком случае, если "Джон" станет его последней работой, потому что это безоговорочный культ :)

Молодой парень Дэйв в китайской забегаловке встречается с журналистом Арни, которому рассказывает более чем странную историю о том, как он со своим корешем Джоном познакомился с параллельными мирами и спас землю под воздействием наркотика "соевый соус" ("Soy Sauce"). Поначалу Арни воспринял это, разумеется, со скепсисом, но потом Дэйв показал ему нечто такое, что заставило репортера поверить в слова молодого парня, а потом и горько пожалеть о том, что он вообще решил с ним встретиться...

Словами сюжет этой ленты описать чрезвычайно трудно, потому что в ней понамешана куча "культовых" ингредиентов, включая путешествия во времени, но кто-то умный в западных изданиях очень точно описал картину, как "weird mix of Naked Lunch (1991) and Bill & Ted's Excellent Adventure (1989)". И если вы представите себе взрывную комбинацию из этих фильмов, то у вас в голове сложится довольно точное представление о "Джоне", который действительно является очень странной картиной и положительно самой странной лентой во всей дискографии Дона. Предыдущий фильм которого, если кто не помнит, тоже был весьма странным проектом под названием "Bubba Ho-Tep" (2002) :) На первый взгляд эти фильмы совершенно разные, но у них есть, тем не менее, связь, а именно - литературные первоисточники. В том смысле, что оба проекта стали экранизациями литературных оригиналов, - одноименного рассказа Джо Лэнсдэйла (Joe R. Lansdale) 1994-го года в случае с "Буббой", и одноименной же книги Дэвида Вонга (David Wong - псевдоним, реальное имя автора Jason Pargin) в нашем сегодняшнем случае, которая начала свою жизнь в качестве вебсериала в 2001-м году. В 1999-м юморист Джейсон Пэрджин создал свой собственный сайт "Pointless Waste of Time" (PWOT), где с 2001-го года стал публиковать по главам вебсериал "John Dies at the End", который привлекал к себе читателей, а в сети его прочитали более 70 тысяч человек, интригой, умрет ли Джон в конце каждой новой главы, или нет. В итоге, этот сериал вылился в полноценную книгу, впервые изданную в 2007-м году в бумажной обложке, а в 2009-м переизданную в "хардковере" (hardcover). Именно бумажную версию порекомендовал Джону Коскарелли робот Amazon.com, в результате чего режиссер моментально купил права на книгу и начал кропотливую работу над сценарием.

Реализовать который ему помог известный актер Пол Джиаматти, не только согласившийся сыграть одну из главных ролей в фильме "за ставку" (то бишь за минимально возможное по правилам актерского профсоюза вознаграждение), но и ставший одним из со-продюсеров ленты. В касте которой есть еще немало известных имен. Например, очаровательно-инфернальный в образе "духовного гуру" с театральными замашками Клэнси Браун (Clancy Brown), или любимчик Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro), известный по многочисленным ролям монстров Даг Джонс (Doug Jones). Ну и без камео "Высокого Человека" Ангуса Скримма (Angus Scrimm) Дон, естественно, не мог обойтись :) Все эти известные люди участвовали в проекте исключительно из-за его необычного материала, потому что общий бюджет ленты был меньше миллиона, и за эти крошечные даже по меркам российского кино деньги господин Коскарелли умудрился снять очень качественную и местами действительно крышесносящую ленту с неплохими спецэффектами. Как многочисленными "практическими", так и цифровыми, хотя последние, конечно, не масштаба блокбастеров Майкла Бэя, и под конец картины сильно заметен не очень качественный "хромакей". Без него, впрочем, обойтись было никак нельзя, так что на фоне качества остальной ленты на это легко можно не обращать внимания.

А качество у "Джона", как я сказал уже выше, превосходное. Причем, все аспекты (кроме хромакея ;)), начиная со сценария и заканчивая идеальным подбором актеров, операторской и, разумеется, режиссерской работой. Дон действительно умеет снимать "странные" фильмы, и "Джон" получился у него самым странным и необычным во всей его немногочисленной фильмографии, ведь снимает он в последнее время ОЧЕНЬ редко, но, как видим, "метко". Во время просмотра картины вы уже на ее середине откажетесь анализировать фильм логически и просто отправитесь по волнам "кинематографического трипа", наслаждаясь черным юмором, замечательной игрой актеров, шикарными диалогами и необычными ситуациями. Разумеется, Дон Коскарелли не смог удержаться от отсылок к своей самой знаменитой серии, - "Фантазму", что без сомнения порадует его особо преданных фанатов, но даже это он сделал весьма органично, ведь в ленте есть перемещения между мирами :)

Что не стало, впрочем, ее коммерческим козырем, ведь фильм с замороченным сюжетом и мешаниной из разнообразных жанров, даже несмотря на участие в нем известных актеров, никоим образом не мог быть мэйнстримно коммерческим. И он им не стал, целый год довольствовавшись лишь фестивальными показами, где лента ожидаемо собрала горсть номинаций и несколько призов. Самый "широкий" ее театральный релиз в Штатах насчитывал всего 19 залов, с которых за пару месяцев проката фильм собрал чуть больше ста сорока тысяч долларов, что, впрочем, вряд ли расстроило продюсеров, которые больших бабок в картину не вложили, а с видео наверняка получили какую-никакую прибыль. Потому что фильм еще на этапе фестивальных показов стал культовым, а культ вполне неплохо продается. Тем более такой качественный, как "В Конце Джон Умрет". В конце он, кстати, ... Да нет, сами посмотрите! ;)