В столице "Острова Свободы", Гаване, начинается эпидемия зомби, и пока одни пытаются "сделать ноги" через океан во Флориду, предприимчивый тунеядец Хуан со товарищи открывает свой маленький бизнес под слоганом "мы убьем ваших любимых", предлагая свои услуги всем, кто нуждается в зачистке домов и квартир от зомби. Поначалу дело шло хорошо, но вскоре клиентов в буквальном смысле слова не осталось, и друзьям пришлось думать, что делать дальше. Как что? Естественно валить в Америку!... ;)

Уже по названию очевидно, что авторы этой удивительной испано-кубинской ко-продукции активно вдохновлялись британским фильмом "Shaun of the Dead" (2004), некоторые эпизоды из которого тут пересняты в новом, и намного более прикольном ключе, да и забавных отсылок к другим жанровым лентам немало. У "Хуана" с "Шоном" вообще очень много общего, чего авторы и не думали скрывать, сознательно проводя массовые параллели со своим более именитым предшественником. Однако это вовсе не значит, что Алехандро Брухес снял кальку "Шона" в новых декорациях, совсем нет. Просто он взял за основу успешный и прикольный жанровый проект и нацепил на него "новое мясо" со своими героями, ситуациями и аллюзиями. Включая политические (например, даже в самый разгар эпидемии зомби, официальное телевидение продолжает называть их "проплаченными Америкой диссидентами" ;)), хотя иностранному (читай, не кубинскому) зрителю большинство из них вряд ли будет заметно.

Зато что сразу же бросается в глаза, так это безоговорочное качество постановки с современными цифровыми и "практическими" спецэффектами, обширной массовкой (с кубинскими зарплатами создатели могли себе позволить ;)) и отличными актерами, большинство из которых - кубинцы. Ну и снимали, разумеется, действительно в столице Кубы Гаване, которую за полтора часа экранного времени превратили из живого и цветущего карибского города в заваленный трупами и мусором полусожжённый постапокалиптический ад. В котором главные герои не только выживают, но еще и делают, походу, "бабки", проявляя чудеса смелости и креатива :)

Такие же чудеса проявил и режиссер картины Алехандро Брухес, которому не только удалось найти (частично государственное!) финансирование на свой проект, но и качественно снять его в Гаване невзирая на все трудности и проблемы, которых, как вы понимаете, в социалистической Кубе немало. Начиная от банального воровства реквизита, и заканчивая невозможностью снимать в некоторых местах (площадь Революции), которые впоследствии пришлось добавлять в кадр на компьютере. Удивительно также и то, что кубинское министерство культуры частично профинансировало фильм, который местами откровенно издевается над кубинским образом жизни и революцией, более чем очевидно поглядывая в сторону Штатов, куда и устремляются в конце главные герои на переделанном в лодку старом кадиллаке. Но, видимо, частичная либерализация при Рауле Кастро (Raul Castro) дала свои плоды и в вопросах культуры.

Как дали свои плоды и усилия всей съемочной группы, благодаря которым лента не только получилась очень забавной, местами по-настоящему смешной, и исключительно динамичной, но и собрала немало призов (аж 7!, и две номинации) на международных фестивалях, включая престижную Гойю как "лучший иностранный фильм на испанском языке". Разумеется, "Хуан Против Мертвых" нельзя оценивать без оглядки на его британский "прототип", но в нем достаточно экзотической оригинальности, чтобы считать картину полноценным и очень интересным жанровым проектом из страны, кино которой мало кто вообще видел. А "Хуан" не только круто прокатился по международным кинофестивалям, но и пошел в прокате многих стран, включая, кстати, и Россию. А вот самих кубинцев в кино с "Хуаном" прокатили, и единственный доступный для них способ ознакомиться с кубинским зомбопокалипсисом, это посмотреть его на пиратской видеокассете или DVD... ;)