Исторически так сложилось, что хорошие зомби-фильмы рассказывают не столько про самих зомби, но, прежде всего, о людях. Тема грядущего конца света является благодатной почвой для историй, в которых на фоне неработающих правительства и законов разрушаются привычные социальные связи, и наружу выступает истинная сущность людей. Как говорил один персонаж с раскрашенным лицом из фильма "Тёмный рыцарь" ("The Dark Knight", 2008), они показывают "how loyal a hungry dog really is", - насколько по-настоящему верен голодный пёс. Однако лично я особенно ценю в таких фильмах то, что несмотря на кажущуюся вседозволенность и размах неудовлетворённых прежде амбиций некоторых героев, для выживания им всё-таки необходимо хотя бы на время отложить личные вопросы и начать заново выстраивать взаимоотношения в своей группе. Фактически, - создавать новое общество, которое, по сути, является отражением привычного для нас с вами порядка вещей, только в гораздо более выпуклых формах, где отчётливо видны уже не достоинства и изъяны отдельных людей, а целые поведенческие архетипы.

Всё это было заложено в серии сами-знаете-каких фильмов за авторством Сами-Знаете-Кого (George A. Romero’s "Dead" film series, 1968 – 2009, если намека не поняли ;)), но в настоящее время концепция зомби-фильмов изменилась, и главную роль в этом сыграл, пожалуй, ремейк "Dawn of The Dead" Зака Снайдера (Zack Snyder) 2004-года, где ставка была сделана на стремительный экшн и обстоятельные уроки анатомии. Конечно, социальные темы в этой ленте также присутствовали, но только в виде отсылок к первоисточнику, призванных показать, что авторы его любят и ценят, - эдакий реверанс в сторону фанатов. Ну а если отбросить в сторону кинематографический снобизм и прочие ханжества, то можно признать, что ставка оказалась выигрышной, а сам подход к изображению зомби, использованный в фильме, дал новое дыхание переживавшему не лучшие времена поджанру.

И вот, в 2009-м году выходит фильм "Стая". Он повествует о разборке компании не слишком честных полицейских с группой бандитов, убивших одного из стражей закона. Выяснение отношений в полузаброшенном многоквартирном доме (кто сказал "Судья Дредд"?) происходит, мягко говоря, вне рамок стандартных процедур и без соблюдения прав человека, что, однако, в определённый момент становится не так уж и важно по причине внезапно озарившего округу апокалипсиса. В такой ситуации и уголовникам, и полиции приходится объединить свои усилия, но старые (и новые) обиды дают о себе знать.

Кино, как можно догадаться из названия, французское, а словосочетание "французская жанровая лента" часто ассоциируется с такими напряжёнными и жесткими картинами как "Haute Tension" (2003) или "Martyrs" (2008), да и вообще с "новой волной" в их жанровом кинематографе, так что можно себе представить, на что способны французы в зомби-фильме. "Стая" вобрала в себя черты ромеровской социальной драмы, снайдеровской лихой динамики и нового французского бескомпромиссного членовредительства. Смесь, надо сказать, получилась неравномерная: на первое место, следуя веяниям времени, вышел боевик, и сделан он тут просто отлично. Все стычки, начиная от банальных людских разборок в начале фильма и до самого конца, показаны во всех интереснейших подробностях. Оператор (святой человек!) никогда не отворачивает камеру, а наоборот, старается выбрать ракурс поэффектней. Ну а декорации большинства сцен сильно напоминают последствия взрыва кастрюли борща. До такого угара как в "Braindead" (1992), понятно, дело не доходит, но посмотреть определённо есть на что. Особо доставляют эпизоды рукопашных драк, а рукопашные драки с зомби доставляют в квадрате. Ведь зомби, как известно, ребята крепкие (пока свежие :-)), так что мутузить их приходится основательно и с азартом, что и показано в фильме "во всей красе". Вообще, "Стая" — один из немногих фильмов на памяти вашего покорного слуги, где драки сняты так, что удары ощущаются чуть ли не физически. Одним словом, развлечение, что надо :-)

Драма в фильме тоже присутствует, и связана она с некоторым недопониманием между людьми по разную сторону почившего закона. Традиционно считается, что в хорошей драме обязательно должно быть показано развитие характеров персонажей, а отсутствие такового обычно ставят в упрёк фильму. В этой ленте авторы пошли по иному пути: вместо развития характеров мы наблюдаем эволюцию взаимоотношений между героями. Это похоже на запутанный клубок, который разворачивается по ходу действия и удивляет зрителя неожиданными связями и узелками. Такой вот получается сюжет внутри сюжета. Какого-то заметного развития характеров я в этом фильме не заметил, но, тем не менее, считаю, что его драматическая составляющая отыграна прекрасно.

Актеры, в целом, тоже выглядели хорошо, но бандюки мне показались более харизматичными, с "живыми" эмоциями и "крутыми" образами. Чего стоит, например, герой Аврелиана Рекуана, в одиночку замордовавший сразу двух зомби. Такое ощущение, что яйца у него не просто стальные, а из обогащённого урана :-) Копы на их фоне выглядят немного уныло. Не знаю, в самих ли актёрах тут дело, или в сценарии, но на меня они особого впечатления не произвели. Исполнительница женской роли вообще играла как-то отрешённо и без эмоций, напоминая Тринити (Trinity) из "Матрицы" ("The Matrix", 1999), только без обтягивающего черного латекса. А ветеран Вьетнама (во Франции, оказывается, такие тоже есть), наоборот, как-то уж очень откровенно переигрывал. Однако между всеми персонажами ленты есть некая "химия", и наблюдать за ними интересно. Кстати, одна забавная "фишка" этого фильма связана с тем, что в нём массовка заполнялась реальными людьми, а не их компьютерными дублями, как это частенько нынче бывает, так что на стоп-кадрах иногда можно увидеть довольно интересные ситуации и не менее интересных персонажей.

В завершение хочу сказать, что кино произвело на меня очень хорошее впечатление. Безусловно, в нём есть как ряд объективных недочётов, так и несколько моментов, которые лично я хотел бы видеть по-другому. Часть из них я уже осветил, а другую часть вы увидите сами, но достоинств в картине, определённо, больше. Отмечу, например, отсутствие кочующего из фильма в фильм клише, когда вроде бы обычные люди вдруг начинают снайперски раздавать "хэдшоты", словно заправские игроки в "Counter Strike". А в этом фильме все изначально с пушками на "ты" :-) Конечно, самое главное достоинство ленты — то, что её можно пересматривать много раз и под разными углами, ибо в фильме есть многое: и кровища, и непростые отношения. Нет только романтической линии, ну да и бог с ней :-)