К сожалению, весьма немногие знают этот фильм, несмотря на то, что он, пожалуй, является лучшим фильмом о зомби, снятым во временном промежутке между ромеровской классикой, "Ночью Живых Мертвецов", (1968) и ромеровским же "Рассветом мертвых" 1978 года.
Англия. Экологические проблемы наступают со всех сторон, в городе от автомобильных выхлопов и промышленных выбросов просто не продохнуть. Подышать свежим воздухом можно только в деревне. Владелец антикварного магазинчика Джордж на выходные оправляется за город, дабы продать один из экземпляров своей коллекции заказчику. Однако в пути его настигает неожиданная неприятность - молодая женщина на автозаправке по неосторожности сбивает его мотоцикл, в результате чего Джордж остается без средства передвижения. Приняв помощь этой женщины и сев в ее машину, он, теперь уже с очаровательной спутницей, отправляется дальше, по пути заезжая на ферму к ее сестре, где несколькими минутами раньше произошло убийство... Полиция подозревает сестру молодой женщины и Джорджа, но та утверждает, что убийство было совершено местным пьянчугой, который... умер неделю назад. Естественно, "крутого" полицейского инспектора такое объяснение не устраивает, а Джордж, видя что дело принимает для них плохой оборот, пытается самостоятельно разобраться в происходящем. И это ему удается. Оказывается, причиной всех бед является новая экспериментальная установка, уничтожающая насекомых при помощи радиации, которая испытывается на близлежащих полях. Эффект ее действия сказался не только на примитивных насекомых, но и на недавно умерших людях, трупы которых внезапно стали пробуждаться к жизни...
Действие фильма происходит в английской глубинке, и, подражая размеренному ритму существования деревни, развитие сюжета в фильме также идет неторопливо. (Зато все рассказывается обстоятельно и подробно.) Камера не упускает ни одной мало-мальски важной детали, и когда действие доходит до показа, собственно, живых трупов и их действий (проще говоря, кровавой бойни), то будьте уверены, что все подано на экране весьма и весьма реалистично (недаром режиссер, готовясь к съемкам картины, месяцами просиживал над учебниками по судебной медицине). На самом деле, сцен насилия и жестокости в этом фильме (по сравнению со многими другими представителями жанра) не так уж и много, но те, что есть, весьма впечатляют и запоминаются надолго. Пожалуй, самая знаменитая сцена этой картины (которая во многих странах была просто целиком вырезана) - когда зомби, окружив молоденькую медсестричку, оторвали ей грудь и выдрали кишки. Сниматься в этой сцене специально пригласили хорошую подругу режиссера, у которой была очень маленькая грудь, благодаря чему и можно было добиться подобного эффекта с помощью специального грима. Вообще все, что касается трупов и их грима, как я уже говорил, в фильме сделано на высшем уровне - каждый индивидуальный мертвец сохраняет тот вид, в котором он умер. К примеру, утопший пьянчуга, который появляется в фильме первым, постоянно ходит мокрый с синим лицом, будто только что из воды; старуха, явно умершая на больничной койке, - с растрепанными волосами и землисто-серым лицом и т. п. Также у зомби из этого фильма несколько иная концепция, нежели мы привыкли наблюдать у Ромеро, и если во всей ромеровской трилогии зомби можно было "убить" выстрелом в голову (уничтожив мозг), да и передвигались они очень медленно и были слабыми, то с мертвецами в этом фильме уже так просто не повоюешь - уничтожить их можно лишь огнем, а сами трупы отличаются весьма недюжинной силой, намного большей, чем у среднего человека - это реально весьма опасные и кровожадные создания...
Больших звезд в этом фильме, вы, конечно же, не встретите, за исключением одной - Артура Кеннеди, в прошлом весьма знаменитого актера у себя на родине, в Штатах, а потом, как это часто бывает, сдавшего свои позиции и работавшего в Европе, где ему предлагали роли в фильмах лишь для того, чтобы иметь "международную звезду" в титрах и придать вес всему фильму в целом. Надо признать, что со своей ролью озлобленного на всех и вся инспектора полиции он здесь справился блестяще, создав на экране весьма и весьма неприятный образ. Но и остальные актеры, пусть и не столь известные, тоже не подкачали, вполне правдоподобно и натуралистично (это касается зомби) сыгравшие своих персонажей - в плане актерской игры придраться тут не к чему. Но не к чему придраться и во всех остальных планах - вся продукция в целом выполнена на высоте, а это и замечательная работа оператора, передавшего красу сельской Англии, и отличная, что называется, "под настроение", музыка, и жуткие, зловещие звуковые эффекты, и замечательный грим. Ну и конечно, отличная работа режиссера. Все это вместе сделало данный фильм одним из лучших образчиков жанра.
Если вы являетесь большим поклонником фильмов ужасов, а особенно фильмов "про зомби", то данная картина просто необходима в вашей коллекции. Но также она не разочаруют и простых киноманов, ведь это просто очень грамотный, "крепко сколоченный" и интересный фильм, который вполне выдерживает критику и будучи рассмотренным "вне рамок жанра". Одним словом, весьма достойная продукция испанской кинофабрики ужасов - рекомендуется к просмотру.
11 февраля 2009, 22:52 Skeptick
О фильме впервые услышал благодаря американской группёшке Impetigo. Был настроен на дешевый во всех смыслах трэш, а увидел крепкую, профессионально сделанную работу. Не схалтурил здесь никто, а убийства даже сейчас выглядят вполне натуралистично и жестоко
08 сентября 2009, 22:48 MaxPain666
помню смотрели этот фильм с другом, давно давно, за рубль в видеосалоне - и вот наконец то нашёл, сейчас пересматриваю, реально впечатление ничуть не хуже, чем тогда, в начале 90ых, атмосфера у фильма имеется, и весьма гнетущая, стоящий фильм
советую любителям, в моей коллекции теперь есть!
09 января 2010, 14:08 Darkness
Я считаю, что это лучший фильм о зомби. Вместе с "Городом живых мертвецов" Фульчи.
01 декабря 2011, 00:03 Ah
Отличный фильм, можно без стеснения ставить его в один ряд с шедеврами Ромеро, причём он, вероятно даже чуть более пессимистичен.
Одно жаль, финальное убийство, оно недостаточно жестокое. (Смотревшие, меня поймут).