Судьба этого проекта более чем необычна, и на самом деле интереснее рассказывать о том, как этот фильм создавался и кто его делал, нежели о самой ленте :) В мире андерграундного кино не редки случаи, когда о фильме много кто слышал, но мало кто видел, а ситуация с "Последним Домом" и вообще уникальна - про этот проект практически никто не слышал, и долгое время фильм вообще считался мифом, розыгрышем, ибо даже на "черном" видеорынке невозможно было отыскать копию. Однако в середине восьмидесятых в ужасном качестве все же появились копии фильма под разными именами (Last House On Dead End Street и The Fun House были основными), которые задали больше вопросов, чем дали ответов. Основной вопрос был таков - кто является создателем этой картины? Все имена в титрах были очевидно вымышленными, а никого из актеров опознать было невозможно - они нигде больше не "светились", будто этих людей и вправду либо убили, либо посадили. Все попытки "расследования", совершаемые видеоэнтузиастами, неизменно упирались в тупик, из которого не было выхода. Никто бы так и не узнал историю создания картины, если б не интернет - в начале двухтысячного года на одном форуме, посвященном культовому кино, некто Роджер Уоткинс признался, что это он снял "Дом", а история создания ленты оказалась довольно прозаичной...

В начале семидесятых молодой Роджер Уоткинс учился в SUNY-Oneonta (университет штата Нью-Йорк) на отделении английской литературы, будучи, однако, большим поклонником театра и кино. "Закорешившись" с профессором Полом Дженсеном (Paul M. Jensen), который работал на факультете "Speech And Theater", Роджер получил доступ к университетской киноаппаратуре и зимой 1972-73го годов решил снять полнометражный фильм во время зимних каникул (до этого он снимал лишь восьмимиллиметровые короткометражки). Человек дела, Роджер очень быстро собрал команду единомышленников (в основном с театрального отделения) и за три недели снял свой "шедевр" без бюджета, оборудования и сценария...

У фильма изначально была только идея, поэтому практически все эпизоды и диалоги - чистой воды импровизация. Сценария как такового не было, и в дело шло все, что попадалось под руку и что приходило в голову. Большая часть фильма была снята в старом здании университета, которое в скором будущем должно было пойти на снос, но на первом этаже которого еще располагались работающие административные офисы. Так как днем снимать там было нельзя - работали ночью. Днем Роджер писал наброски диалогов, а вечером и ночью снимал - и так на протяжении трех недель без перерыва. Спал он в этот период всего по несколько часов в сутки. Во время театрального проката фильма цифра "бюджета" была заявлена как 3000 долларов, хотя на самом деле именно на фильм пошло 800, а остальное Роджер спустил на наркотики, ибо в то время он "конкретно сидел" на амфетаминах :) Снималось все это безобразие на старенькую шестнадцатимиллиметровую ручную камеру Arriflex-S (у которой не было возможности записи звука, поэтому "живая" звуковая дорожка писалась на старинный катушечный магнитофон невероятно больших размеров), позаимствованную у университета, а пленка использовалась "Ansco Colour", и то лишь потому, что отец Роджера ее бесплатно предоставил, плюс оплатил процессинг и печать. Осветительных приборов также было минимальное количество (всего восемь, а о такой "роскоши", как отражатели или цветофильтры, речь вообще не шла) и небольшой мощности, поэтому фильм получился без надлежащего освещения очень темным. Сами съемки также не блещут качеством - в большинстве случаев они выполнены с рук и очень непрофессионально, впрочем, о каком профессионализме идет речь когда все было сделано вообще без денег студентами-недоучками? "Актерские работы" подстать съемкам - так как все роли исполняют самодеятельные актеры-студенты (и их профессора преподаватели (Пол Дженсен, к примеру, исполняет роль "слепого человека")!!!) с самим Роджером во главе, то никто там ничего не играет, а во многих сценах на головах участников представления красуются маски, в частности для того, чтобы не было видно губ и можно было впоследствии наложить на действие любой диалог...

Роджер Уоткинс на этом проекте вообще проявил себя как истинный многостаночник, он не только был режиссером, исполнителем главной роли, "продюсером", автором сценария, местами оператором, монтажером и "звукачем", но также собственноручно поработал над музыкальным сопровождением, снабдив фильм мрачными синтезаторными пассажами с постоянной темой "бьющегося сердца". Изначальный вариант картины под оригинальным названием "The Cuckoo Clocks Of Hell" (название инспирировано рассказом Курта Ваннегута "Мать Ночь" - Kurt Vonnegut's "Mother Night") был готов в начале 1973-го года и длился аж 175 минут (!), причем двадцать из них занимал начальный эпизод на скотобойне. По "оригинальной" задумке Роджера, первые двадцать минут его картины зрители должны были наблюдать работу скотобойни, и только потом начиналась, собственно говоря, "история".

Ах да! Совсем забыл про "историю" :) Сюжет фильма таков - некто Терри Хоукинс, молодой отморозок с лицом Роджера Уоткинса, возвращается из тюряги и решает снять "денежное кино для взрослых". Обычная порнография уже мало кого интересовала, да и конкуренция на этом рынке зашкаливала, поэтому Терри решил предложить зрителю кое-что новенькое. Вместе с подельниками он стал снимать snuff-movies, в которых по настоящему убивал людей. Начал он "с малого" - замочил слепого владельца здания, после чего "разошелся", и заманив к себе в логово порно-продюсера, неудачника порно-режиссера и его жену, убил их всех, снимая весь процесс на камеру...

Надо отдать Роджеру должное, свой снафф-опус он снял задолго до появления слэшеров, и даже раньше, чем вышел в прокат фильм-легенда Алана Шеклтона "Снафф" (Allan Shackleton's "Snuff" (1976)), причем сцена "разделки" жены порнорежиссера весьма брутальна и довольно реалистична. Помимо брутального насилия и крови, в фильме есть немало секс-сцен и обнаженки (неудивительно, зная что впоследствии Уоткинс продолжил свою карьеру в порноиндустрии ;)), так что, как говорится, зрителю был предоставлен "полный комплект" :) Слава богу, что "полный комплект" в конечном итоге был урезан дистрибьюторами с оригинальных 175 до 78 минут, ибо даже 78 минут для этого фильма очень много и досмотреть ленту можно с трудом, настолько плохо она сделана. Первые шестьдесят минут на экране ровным счетом ничего интересного не происходит, и оживляют процесс лишь последние четверть часа, когда и совершаются "основные" убийства. Правда, до этих пятнадцати финальных минут надо еще досидеть, что, скажу я вам, занятие не из легких...

С театральной дистрибуцией фильма, как легко можно догадаться, у Роджера не заладилось, поэтому в конце концов он практически не глядя "подмахнул" контракт на дистрибуцию ленты сторонней компанией, а буквально через пару месяцев эти контракты у него сперли, но Уоткинс и в ус не дул, ибо: А) дистрибьюторы порезали и переименовали его фильм Б) картина, по его мнению, была настолько дерьмовой, что ни один кинотеатр не стал бы ее показывать, и - В) ему просто было плевать :)

Каково же было его удивление, когда летом 1977-го года Роджер узнал, что его фильм, под новым наименованием "The Fun House" с грандиозным успехом катается по grindhouse cinemas и уже собрал больше четырех миллионов долларов. Более того, вскоре дистрибьюторы снова переименовали фильм, на этот раз в "Last House On Dead End Street" (очевидно намекая на ленту Веса Крейвена "The Last House On The Left"), и расширили территорию проката. Никаких денег с этого успеха, Роджер Уоткинс, разумеется, не получил...

Как я сказал в самом начале, история создания этой картины намного интереснее ее содержания, и как фильм эта лента - вне всякой критики. Там просто нечего критиковать - так все ужасно :) Картина, тем не менее, вошла в историю кинематографа и является культом, поэтому многочисленным коллекционерам и просто поклонникам культового андерграундного кино обязательно стоит ознакомиться с "Домом". Возможно, кому-нибудь из них лента даже приглянется, хотя это очень вряд ли... ;)