"Девушка из высшего общества", Кэрол Хэммонд, страдает от бессонницы и странных галлюциногенных снов, где в причудливом вихре переплетаются горячий секс и наркотический угар. По этому поводу она посещает психоаналитика, доктора Керра, который расшифровывает ее сны, пытаясь докопаться до глубинной сущности проблем. Но однажды то, что Кэрол видела во сне, случилось и в реальности - убийство ее безбашенной свингующей соседки, к которому девушка, судя по всему, имела непосредственное отношение. Вроде и улики все против нее, но в этом деле все отнюдь не так уж просто...
После прорывного джиалло Дарио Ардженто "Птица с Хрустальным Оперением" (Dario Argento's "The Bird with the Crystal Plumage", 1970) коммерческие режиссеры Италии наперегонки ринулись снимать "желтые триллеры", торопясь побольше "наварить" на новом популярном жанре. В их первых рядах бежал и старина Фульчи, который, однако, решил не копировать Дарио, а снять джиалло в своем собственном ключе. Для этого ему понадобился грамотный сценарий, который он написал совместно со своим давним творческим партнером, сценаристом Роберто Гианвити (Roberto Gianviti). В отличие от большинства откровенно алогичных и нарочито кровавых джиалло, Фульчи писал свой будущий фильм по канонам детектива, где все подчинено логике и нету вычурных маньяков в длинных плащах и черных перчатках, крошащих людей пачками. Вместо этого мы имеем дело всего с ОДНИМ убийством (и еще одним "второстепенным" в конце), вокруг которого и закручивается основная интрига, когда под подозрение попадают все, а в последние двадцать минут ленты даже самый проницательный зритель будет теряться в догадках по поводу того, как же все было на самом деле. В конце нас, разумеется, ждет большой сюрприз и подробный "разбор полетов", который, впрочем, навязали Фульчи продюсеры, решившие, что зрителю надо обязательно все разложить по полочкам. Сам же маэстро склонялся к мысли закончить свой фильм эпизодом очередного сна, окончательно запутав зрителя.
Сны у него тут, кстати, удались особо, и эти эпизоды являются не только самыми сильными в картине, но и весьма "сексуально заряженными". Настолько, что у фильма было как минимум четыре прокатные версии разной степени порезанности, хотя резали все свое, - кто-то секс, а кто-то и шокирующее по тем временам насилие. Причем речь идет не столько об эпизоде кровавого убийства силиконовосисечной шведской душки Аниты Стриндберг (Anita Strindberg), а об эпизоде обнаружения героиней Флоринды Болкан лаборатории со вскрытыми, но еще живыми собаками. Этот эпизод был снят настолько реалистично, что во многих городах Италии защитники животных чуть ли не смертный приговор Фульчи вынесли, и впервые в истории кино съемочная группа должна была доказывать в суде, что никаких собак они на самом деле не вскрывали, и все, что зритель видит на экране, - это лишь искуссные спецэффекты. Спецэффекты будущего оскароносца (за "Чужого" и "E.T.") Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi), которые и сейчас то, прямо скажем, впечатляют, а уж тогда и подавно. Лишь только после того, как Карло принес в суд куклы собак и наглядно продемонстрировал их работу, с кинематографистов со скрипом сняли обвинения в жестоком обращении с животными, хотя в приватных беседах судья признавался, что эта демонстрация его не очень убедила и он полагает, что куклы были сделаны специально для суда, а в кино снимали реальных собак :)
Как бы там ни было, но присяжные Фульчи оправдали, а ведь ему грозил вполне реальный срок в два года. Зато вот что ему уж точно не грозило, так это коммерческий провал, с таким то качеством материала и такими то актерами. Звездой фильма стала популярная в те годы бразильская актриса Флоринда Болкан, которая в своей родной стране, впрочем, вообще не снималась, предпочитая ей континентальную Европу. Флоринда здесь сыграла, с моей точки зрения, замечательно, равно как и ее экранный муж, голубоглазый француз Жан Сорель. Не подвел и "инспектор Скотлэнд Ярда", на роль которого очень удачно взяли настоящего британца Стэнли Бэйкера, да и экстерьеры все снимались в Лондоне и его окрестностях, так что фильм получился в этом плане вполне аутентичным. Так же, как аутентичны и сновидения Флоринды, больше похожие на наркотические трипы, и лично у меня закрадывается подозрение, что у сценаристов был вполне реальный опыт употребления "веществ" ;) Что не удивительно, взглянув на год выхода фильма и вспомнив про расслабленную сексуально-революционную и наркотическую атмосферу, царившую в те времена в Европе и Америке.
Сидящая на LSD публика обоих континентов эту ленту оценила, и "Ящерица в Образе Женщины" собрала отличную кассу как у себя на родине, в Италии, финишировав второй по сборам после очередного джиалло Ардженто "The Cat o' Nine Tails", так и в Штатах, где ее прокатом занималась American International (AIP), продвигая фильм как раз аудитории хиппующе-свингующей молодежи, охочей до наркотиков и секса, которого в американской версии было больше, чем в итальянском варианте :) На сегодняшний день эта лента является классикой джиалло и одним из лучших фильмов старика Фульчи, поэтому должна быть в коллекции каждого уважающего себя любителя культа :)
14 декабря 2009, 02:02 Excogit8er
Классная рецензия и фильм замечательный, в первую очередь, своей атмосферой. )) Вот же время было... :)))
Помню, в допах этого фильма было интервью... эээ...хз, короче, не помню, с каким-то режиссером, - ну и много интересного он рассказывал о Фульчи и его отношениях с актерами, элитой итальянского кинематографа того времени и т.д.
Кстати, по атмосфере фильм напоминает другое джиалло незабвенного режиссера: "Seven Notes in Black" (парафраз "черного кота" Эдгара По).
Вообще этот период у Фульчи мне нравится. Самый-самый, конечно же, его мегашедевр - это "Don't Torture a Duckling", cream of the crop, best ever и всё такое. Вершина его творчества.
Ещё с тех времен прусь от его Perversion Story (1969 года) и Beatrice Cenci.
Конечно, его классика 1977-1982 годов (понятно, какие фильмы) - мегакруто, кроваво-брутально и всё такое, но вот именно его джиалло конца шестидесятых и начала семидесятых по-моему, ближе всего к искусству, в отличие от...
Кстати, среди откровеннейшего трэша последних годов его жизни, самый последний его опус (с Джоном Сэвиджем) - Door to Silence - тоже, имхо, шедевр.
14 декабря 2009, 02:09 Excogit8er
А вот насчёт "невероятной натуралистичности" сцены со вскрытыми собаками - всегда удивлялся (давно читал про эту историю с судом) - хуйня какая-то, какие-то объебосы сидели в зале суда. По-моему, там невооруженным глазом за километр видно, что это муляжи, а не живые собаки.
14 декабря 2009, 05:04 Ah
Меня этот фильм не впечатлил обсолютно (в отличии от тех же "Птицы" и "Утёнка"). Черезчур замороченный и откровенно предсказуемый (личность убийцы ясна как божий день), кроме скуки он ничего во мне не прбудил. Актёры и режиссура конечно на уровне, но сценарий какой то пустотелый.
Таково моё мнение, а поклонников у него и так хватает.
14 декабря 2009, 19:58 KKK
Даешь рецензию на "Утенка"!
17 декабря 2009, 12:56 имя/ник
А не эта ли мадам снималась в Отпечатках? Ей там тоже всякие сны снились,хехе
21 декабря 2009, 13:49 Тыкворез
Что мне особо запонмилось в этом фильме, так это дебильная музычка. Наверное Морриконе отдал ,,что не жалко,,