"Повелитель Иллюзий" на сегодняшний день является последней режиссерской работой Клайва Баркера в кино. И если его ранние вещи (известный всему миру "Восставший из ада" (Hellraiser) и чуть менее известный, но не менее хороший "Ночной народ" (Nightbreed)) можно считать "пробой пера" на новом для него поприще режиссуры, то данный фильм демонстрирует безусловный профессионализм, которого достиг Баркер за эти годы. Это уже далеко не проба пера, а профессиональная работа маститого режиссера, который очень точно знает, что ему нужно, и, что наиболее важно, как именно этого достичь.

Частному детективу Гарри д'Aмуру из Нью-Йорка, специализирующемуся на различного рода "паранормальных" случаях, попадает в руки одно дело, которое поначалу кажется просто"отдыхом в Лос-Анджелесе", однако оно неожиданно приводит его в круг иллюзионистов, жена самого именитого из которых, Филипа Свона, нанимает Гарри, чтобы тот присматривал за ее мужем. Далее следует цепь самых неожиданных и невероятных событий, из которых становится ясно, что Свон на самом деле никакой не иллюзионист, а самый настоящий маг, приобретший свои навыки у лидера небольшой секты, Никса, которого он собственноручно убил и похоронил тринадцать лет назад. Но ситуация осложняется тем, что некоторые последователи его учения живы, и они мечтают найти место его захоронения и вернуть своего учителя к жизни. А помочь им в этом может только Свон либо кто-то из его окружения, кто знает тайну могилы мессии...

"Повелитель Иллюзий" - это лихо закрученный, интеллигентный триллер, снятый в стиле детективов "film-noir". Гарри д'Амур - классический "частный сыщик", уставший от жизни и кошмаров, которые ему приходиться видеть чуть ли не каждый день во время своих расследований. Он постоянно попадает в опасные передряги, но всегда выходит из них с честью и победителем. Вообще, картина снята и стилизована просто бесподобно. Буквально все, начиная от музыки (среди которой есть и голосовые экзерсизы госпожи Диаманды Галлас), и заканчивая общим антуражем, спецэффектами, монтажем и актерской игрой "звездного состава" исполнителей (всех основных персонажей играют люди, в актерской среде Голливуда далеко не последние) - сделано на высочайшем профессиональном и творческом уровне, что, в принципе, неудивительно. Удивительно другое: когда работа над фильмом (надо заметить, весьма недешевым) была закончена, то студия MGM просто-напросто не знала, что им делать с получившимся результатом. В конечном итоге, вместо того, чтобы рекламировать фильм как "интеллигентный стильный триллер в духе film-noir" (чем он, собственно, и являлся), студия решила продвигать его на экраны в качестве обыкновенного "slasher-movie" (а это фильмы в духе "Пятницы 13-го")... Неудивительно, что с подобной промо-компанией зрители выходили из залов после просмотра в недоумении, и фильм очень быстро "потонул" в бокс-оффисе, еле-еле наскребя жалкие тринадцать миллионов. Позор для выпускающей компании, но никоим образом не отражение реальной художественной ценности фильма.

К сожалению, на сегодняшний день это последняя (и наиболее зрелая) работа Клайва Баркера в качестве режиссера. "К сожалению" потому, что у Баркера есть очевидный потенциал стать столь же хорошим режиссером, сколь и писателем, а пока его писательские таланты все же перевешивают режиссерские. "Повелитель иллюзий" - фильм как для "эстетов", обращающих внимание лишь на визуальное решение картины, так и для "интеллектуалов", которых более интересуют "скрытые смыслы" и философия рассказываемой истории. И хотя последним лучше все-таки читать книги Баркера, этот фильм, я думаю, скучать им тем не менее не даст. Одним словом, это картина, рассчитанная, что называется, на "широкую аудиторию зрителей", ну а фэнам Баркера так и просто рекомендуется.