Фильмов об экзорцизме, религиозном обряде изгнания демонов из тела человека, со времен знаменитого "Экзорциста" Уильяма Фридкина (William Friedkin's "The Exorcist", 1973) было снято просто неимоверное количество, и большинство из них похожи друг на друга как две капли воды. По этой причине поджанр довольно быстро выдохся и широкая публика от него отвернулась, хотя фильмы про экзорцизм и экзорцистов продолжали снимать регулярно, но без особенной коммерческой отдачи, в то время как обширный жанр "сверхъестественного хоррора" в целом чувствовал себя довольно неплохо. В двухтысячных, впрочем, у лент про экзорцистов случился небольшой ренессанс с выходом в прокат картин вроде "Exorcist: The Beginning" (2004) или "The Exorcism of Emily Rose" (2005), в которых привычная всем формула была немного изменена, а фокусы чуток смещены. Но настоящий переворот в этом поджанре, с моей точки зрения, совершил именно "The Last Exorcism" молодого немецкого режиссера Даниэля Штамма, снявшего свой фильм за смешные 1.8 миллиона в штате Луизина под покровительством жанровой звезды последнего времени, Илая Рота (Eli Roth).

С ранних лет преподобный Коттон Маркус проповедовал, обученный отцом-священником, но с годами, под действием жизненных обстоятельств, его вера ушла. А после прочтения газетной заметки о задохнувшемся во время сеанса экзорцизма ребенке, страдавшего аутизмом, преподобный Коттон, который и сам частенько подрабатывал экзорцистом, решил завязать с этой "профессией" и разоблачить на камеру расхожие трюки коллег. Вместе с небольшой группой документалистов в лице продюсера/режиссера Айрис Райзен и оператора Дэйва Московица (Dave Moskowitz), Коттон Маркус отправился в луизианскую глубинку на свое последнее "изгнание дьявола". Последнее в буквальном смысле...

Кинематографический жанр "mockumentary", или "псевдодокументалистики", зародился еще в шестидесятых, но известность и относительную популярность в жанровом кинематографе получил лишь в конце девяностых, с выходом "Ведьмы из Блэр" ("The Blair Witch Project", 1999), ставшей независимой сенсацией. Итальянцы, впрочем, еще в 1980-м поразили мир своим "Холокостом Каннибалов" ("Cannibal Holocaust"), который, впрочем, не стал началом нового тренда по причине относительной сложности съемок на кинопленку и дороговизны процесса. Но в конце девяностых и начале двухтысячных на рынке появилось немало относительно дешевых полу- и профессиональных цифровых камер, давших практически любому человеку возможность снять собственное кино быстро и недорого, чем многие и воспользовались, наснимав огромное количество псевдодокументального жанрового продукта. Большая часть из него, конечно, была довольно низкого качества, но попадались и очень грамотные вещи, особенно, если снимали их талантливые люди.

А в том, что у недавнего выпускника немецкой киношколы Даниэля Штамма есть бесспорный талант могли убедиться многие посетители независимых кинофестивалей, на которых в 2008-м году крутилась его дебютная работа "A Necessary Death" (2008), в итоге получившая Audience Award на фестивале американского киноинститута AFI. Именно благодаря ей Даниэля пригласили поработать над "Последним Изгнанием", потому что сценаристы фильма, Huck Botko и Andrew Gurland, в последний момент отказались от режиссуры в поьзу другого своего проекта, "The Virginity Hit" (2010), и нужно было срочно найти им замену. Таковой заменой и стал Даниэль, псевдодокументальный стиль дебютной картины которого очень понравился продюсерам, основными из которых был Илай Рот со своим производственным партнером Эриком Ньюманом (Eric Newman), спродюсировавшим в свое время ремейк "Рассвета Мертвецов" Зака Снайдера (Zack Snyder's "Dawn of the Dead", 2004). Именно поэтому на русских постерах фильма крупным шрифтом написано: от создателей "Хостела" и "Рассвета Мертвецов" :) Чутье этих "создателей", впрочем, не подвело, причем как творческое, так и коммерческое, ибо небольшой производственный бюджет картины был "отбит" ими еще на этапе подготовки к съемкам, благодаря предварительным продажам прав для некоторых ключевых территорий. Да и с творчеством все вышло очень неплохо, ибо продюсеры дали режиссеру карт-бланш, в результате чего картина у него получилась для своего поджанра революционной, в чем не последнюю роль сыграли нестандартные творческие методы Даниэля.

Так, он настоял на том, что снимать ленту надо полностью на натуре, для чего с трудом был найден заброшенный после урагана Катрина дом в Луизиане, где и происходит бОльшая часть действия фильма. Дом этот не подвергался никаким переделкам, и все, что вы видите на экране - настоящее, мебель, окружающая обстановка, - все, никакой работы арт-дизайнера, по сути, не было. Такими же настоящими должны были быть и эмоции, поэтому практически все основные актеры выступают тут под своими реальными именами и не играют, а скорее реагируют на обстоятельства, которые щедро подсовывает им режиссер, не стеснявшийся переписывать некоторые ключевые моменты сценария прямо на ходу, ввиду "вновь открывшихся обстоятельств". Так, узнав, что исполнительница роли Нелл, актриса Эшли Белл обладает исключительно гибкими суставами (в медицине это отклонение называется "гипермобильный синдром"), режиссер за несколько часов практически полностью переписал ключевую сцену второго экзорцизма, в котором Эшли смогла продемонстрировать нам жуткие возможности собственного тела без каких либо компьютерных эффектов и трюков! Чтобы добиться от актеров нужного эмоционального напряжения в кадре и неожиданных результатов, Даниэль постоянно изводил их дублями, число которых легко могло быть двадцать или даже тридцать для одной сцены, и бОльшая часть материала, вошедшего в фильм, это как раз последние дубли. Такой жесткий метод работы, впрочем, дал свои результаты, и актеры, большинство из которых широкой публике не известны, ибо пришли с телевидения, в картине просто бесподобные, причем играют они так, что ты не воспринимаешь их как актеров, а смотришь на живых людей, попавших в экстраординарные обстоятельства. Уровень реализма в "The Last Exorcism" настолько зашкаливает, что во время просмотра напрочь забываешь о том, что все это постановка и псевдодокументалистика, воспринимая творящиеся на экране события практически как реальные, кроме концовки, которая, конечно, уже несколько киношная, но все равно довольно неожиданная.

Вообще, неожиданностей в "Последнем Изгнании Дьявола" очень много, и когда все, казалось бы, довольно ясно и очевидно, на горизонте появляется очередной сюжетный поворот, переворачивающий наши представления о показанных событиях с ног на голову. Грамотно вводя зрителя в историю, давая ему возможность сблизиться с ее героями и не показывая чего-то сверхъестественного на протяжении почти часа, режиссер пугает нас не клишированными страшилками про демонов, а очень простыми, но оттого еще более страшными вещами. Вещами, которые сами по себе, может, и не страшные, но в контексте всей истории и обстановки, - становятся пугающими. Так эффективно использовать подручный материал может только мастер, и Даниэль, не смотря на возраст, безусловно, мастер своего дела - психологические манипуляции у него получаются очень эффективными, в результате чего и вся картина получилась у него свежей и эффектной. Свежей в контексте своего поджанра, разумеется, который она, по сути, ставит с ног на голову, призывая нас по новому взглянуть на давно известные, казалось бы, вещи. И в этом ее ценность.

А для продюсеров его ценность заключается в коммерческой отдаче, которая у фильма замечательная. Не как у "Ведьмы из Блэр", конечно, но тоже очень неплохая. При бюджете в 1.8 миллиона и маркетинговых затратах в двадцать, картина дебютировала на второй строчке американского бокс-офиса с результатом в двадцать пять миллионов и на сегодняшний день собрала уже тридцать четыре, что гарантировано принесет прибыль всем задействованным в ее производстве лицам. Критики, впрочем, тоже отнеслись к "Последнему Изгнанию" благосклонно, как и латиносы, составившие более половины всей аудитории ленты :) Объективно, данная картина очень сильна как в психологическом, так и в визуальном плане, даже не смотря на постоянно движущуюся ручную камеру, поэтому рекомендуется абсолютно всем категориям зрителей, неравнодушным к сверхъестественному...