Оригинальный "Маньяк" Билла Лустига (William Lustig) вышел без рейтинга в 1980-м и моментально заработал репутацию одного из самых жестоких и кровавых слэшеров того времени, во многом благодаря работе легендарного маэстро спецэффектов Тома Савини (Tom Savini). Снятый "партизанскими" методами всего за 350 тысяч долларов, в прокате фильм заработал более двух с половиной миллионов (и еще в два раза больше на видео), не смотря, а во многом и благодаря разгромной критике, которая назвала ленту "одной из самых отвратительных и рвотных картин современности". Финансовый успех картины не только запустил "легитимную" кинокарьеру Билла Лустига, до этого снимавшего лишь порно, но и сделал Джо Спинелла (Joe Spinell), сыгравшего в ней главную роль, намного более узнаваемым широкой публикой актером. Со временем "Маньяк" стал культовой классикой, на которой выросло уже не одно поколение жанровых режиссеров, включая талантливого француза Александра Ажа (Alexandre Aja), решившего, что пришло время его ремейка. А уж в ремейках Ажа большой спец, сняв их подряд аж три ("The Hills Have Eyes" (2006), "Mirrors" (2008) и "Piranha" (2010)), но в данном конкретном случае он выступил лишь в качестве ко-сценариста и одного из продюсеров, доверив "руль" своему давнему приятелю Фрэнку Калфуну с которым он уже снял один жанровый проект "P2" (2007). И господин Калфун, что называется, "доставил"!
Молодой парень Фрэнк - маньяк, снимающий с девушек скальпы и надевающий их на головы манекенам в семейной лавке. Однажды он случайно знакомится с арт-фотографом Анной, с которой у него завязывается нечто вроде отношений, но ненадолго...
Основная сюжетная линия оригинала в новой картине осталась без изменений, но все остальное сделано совершенно по-другому. Например, почти весь фильм, за исключением нескольких моментов, снят "от первого лица" и самого Элайджу Вуда мы видим исключительно в отражении. В результате этого приема эффект присутствия в картине потрясающий, и зритель в буквальном смысле влезает в шкуру убийцы, видя не только его поступки, но и психологические, а также физиологические страдания. Снять это получилось действительно очень мощно и настолько качественной и стильной "POV кинематографии", пожалуй, я еще ни разу не видел.
Не отстают от кинематографии и ультрареалистичные спецэффекты производства Rez-Illusion, которым удалось поднять реализм спецгрима до такой степени, что на некоторых особенно кровавых эпизодах зрители в зале с отвращением отворачивались, чего я не наблюдал уже давно. В данном вопросе ремейк повторяет достижения оригинала, выводя кровавый грим на новый уровень, на который выводит своего персонажа и Элайджа Вуд, создавая психологический портрет убийцы отличный от образа Джо Спинелла. В этом ему, впрочем, помогли сценаристы, прописавшие убийцу Фрэнка намного глубже и детальней, чем в оригинале, а также снабдившие маньяка необходимой для понимания его поступков детской травмой. Это, конечно, расхожий штамп про то, что все психологические проблемы серийных убийц родом из детства, но он до сих пор хорошо работает...
Сменив время (с восьмидесятых на современность) и место действия фильма с угрюмо-криминального Нью-Йорка на позитивно-солнечный Лос-Анжелес, авторы сыграли на контрастах, снабдив ленту атмосферно-восьмидисятнической музыкой Роба (Rob), турклавишника альтернативно-роковой банды "Phoenix", работающего также с известным во франции музыкантом Себастьяном Телье (Sebastien Tellier). Его музыка настолько органично вплетается в визуальную канву фильма, что не только является выражением эмоций, но и сама становится эмоцией и неотъемлемой частью "Маньяка", чем не мог похвастаться оригинал. Оригинал вообще с технической точки зрения мало чем мог, кроме грима, похвастаться, да и Билл Лустиг, при всем к нему уважении, режиссер весьма посредственный, в то время как Фрэнк Калфун человек явно талантливый, четко знающий не только что, но главное КАК снимать. И ремейк "Маньяка", с моей точки зрения, является идеальным примером того, как и какие именно фильмы нужно "ремейкировать", - фильмы, потенциал которых не был в свое время реализован из-за разных факторов, будь то бюджет, технологии или талант (точнее, частенько его отсутствие) их создателей. То бишь фильмы, которые действительно можно существенно улучшить, но не нужно переснимать ленты, в которых и так все идеально, например, "The Thing" (1982) Карпентера.
В данном конкретном случае я очень рад, что Ажа решил переснять "Маньяка", потому что у его команды получился настоящий шедевр и абсолютно нетипичный жанровый фильм, которому я бы дал определение art(house)-horror. Фильм, в котором настоящий брутальный хоррор завернут в интересную оболочку артхауса, а известный голливудский актер первого эшелона предстает в очень нетипичной и рискованной для себя роли маньяка-психопата, сыгранной им, как мне кажется, безупречно. Вообще, в этой картине, с моей точки зрения, безупречно все, и через некоторое время она займет достойное место в пантеоне культового кино, но в прокате ее наверняка ждет непростая судьба. На данный момент фильм "катается" лишь в некоторых странах Европы, а в Штатах его релиз намечен лишь на середину года, да и тот, "ограниченный", что может означать как несколько сотен, так и несколько десятков, а то и вовсе просто несколько залов. При более чем скромном бюджете в 6 миллионов долларов, впрочем, картина наверняка не только окупится, но и принесет гарантированную прибыль, а значит старания Александра Ажа и Ко были не напрасны, и лично я с нетерпением жду его новых проектов. Потому что Александр один из немногих жанровых энтузиастов в Европе и Голливуде, способный производить действительно нужные и качественные ремейки.
25 марта 2013, 08:46 gason
Надо бы будет заценить фильм. Плохо представляю Вуда в роли маньяка из "Маньяка" - в оригинальном фильмо мужик ну очень колоритно и по-маньячному выглядел.
26 марта 2013, 10:31 JohnDoe
По Вуду как раз вопросов нет, он еще в СинСити отжег.
25 марта 2013, 14:51 Андрей Паломник
Да уж, не все хоббиты достигают таких высот )))
25 марта 2013, 16:58 serg.prais
Пожалуй со времен Рассвета мертвецов Снайдера, не было столь выдающегося ремейка. Просто бля ЗАЕБИСЬ.
Хотя выбор Вуда, все-таки спорен.
25 марта 2013, 18:02 Kloga
Жду не дождусь, когда (и если) пойдет в нашем прокате (в Украине то бишь...). Очень надеюсь, что ремейк получится взаимодополняющим по отношению к оригинальным полтора фильмам...
На всех кадрах Вуд удивительным образом похож на совершенно другого по типажу Джо Спинелла...
16 ноября 2013, 17:53 roccoavdeev
"Новый" Джо Спинелл? Вы о чем люди? Пойди поищи нового Брандо для Крестного отца или нового Де Ниро для Таксиста - ха-ха! Джо Спинелл был гением - единственный, кому удалось за 90 минут превратить хоррор в драму. В 1980 году люди рыдали, глядя на экран (и от ужаса в том числе). Этот неповторимо, если хотите. А это все мочалки. Хоть из глаз веди повествование, хоть из жопы (сорри, Сережа).
25 марта 2013, 23:29 JohnDoe
Фильм убог. Бессмысленная местами тошнотворная, скучная и тупа лажа. Ажа снижает планку. Действия фильма происходит в постапокалипсическом мире, где чудовище мутант охотиться за скальпами редких оставшихся в живых людей. Он настолько мутант, что авто от него отлетают в стенку и еще он может становиться не видимым, бесшумным... не могу дальше короче гадость, тьфу.
25 марта 2013, 23:47 serg.prais
Если все по винтикам разбирать, то в фильме конечно есть невнятности, куда, к примеру, подевались видеокамеры, и это в современном городе? Но фишка, ебть не в этом - атмосфера, ритм, настроение, где бля у людей глаза.
26 марта 2013, 10:30 JohnDoe
Фильм воспринимается в целом и в целом это отстой. Из оригинального здесь манера съемки (правда и здесь не всегда последовательная) и все. Атмосфера скуку навевает, какое здесь уж настроение Фильм просто не интересен и придурковат.
26 марта 2013, 19:52 Kloga
Блин, ну если лично вам не доставило, это ж не значит, что и всем остальным должно. Все зависит от индивидуальной ритмики головного мозга, с которой у одних совпадает частично, у других - нет. Отсюда - что для одного человека скукотища, для другого - интереснейшее кино.
26 марта 2013, 22:55 JohnDoe
К чему сей бессмысленный пассаж, я никому своего мнения не навязываю. По поводу ритмики головного мозга lol))), бывают моменты когда лучше промолчать, чтобы глупо не выглядеть. Ко всему нелепо, когда не посмотрев обсуждаемый фильм, люди тужатся из себя что-то выдавить)))
25 апреля 2013, 16:34 Хихикающий доктор
жуткая дрянь..
09 октября 2014, 19:40 тоже любитель жанра
Ну, ничего такое кино. Для жанра не откровение, но сделано достаточно крепко. Специальный грим – однозначный зачёт. Финал, так вообще привет финальной сцене «Аромата дамы в чёрном», мне так показалось. Картинка и звук – стильно, почти как «Драйве» Виндинга Рефна. Но вот POV – считаю ничего особенного фильму не дал. Угол зрения заметно меньше реального, да и вообще, эталон как надо такое снимать, это скандально известный клип на «Smack My Bitch Up».
И главное, Илья Деревянный, по-моему, роль провалил. При том что да, в «Sin City» маньяк у него вышел отличным. А здесь то ли очёчков не хватало, то ли ещё что. Да и нахера было показывать его с голым торсом? Телосложение-то «дрищ обыкновенный», и внешне задрот задротом, ну никак в этом фильме Элайджа не тянет на маньяка.