Что сильнее: любовь или смерть? Тоска по пониманию или инстинкт самосохранения? "Chick-flick'и" учат, что любовь сносит любые преграды и, подобно кайдзю, к чертям топчет всё, что стоит у неё на пути. Однако сегодня у нас пойдёт разговор о не совсем обычной лав-стори. Да-да, не заглядывайтесь на постер: «Мясорубка», как еще можно перевести название ленты, - это настоящая лав-стори, просто со спецэффектами.
Знакомьтесь: перед вами – Ёджи, задрот, неудачник и девственник. У Ёджи – весьма распространённая для жителей пост-индустриальных мегаполисов болезнь: одиночество. Которое ни на миг не покидает паренька, постоянно напоминая ему, насколько он не вяжется с окружающими его людьми. На работе он ни с кем не контактирует, дома сосед приходит только за тем, чтобы занять денег, даже в порно-кинотеатре Ёджи умудряется словить люлей от какого-то левого трансвестита. Единственное, что выводит мозг нашего героя из состояния пассивного полубодрствования – это скромная девушка Сачико, на лице которой, похоже, лежит та же печать глубокого и всепронизывающего одиночества. Сама судьба сводит молодых людей вместе, и в Сачико молодой человек находит, наконец, ту самую, что может понять его чувства, принять его как личность, стать ему парой...
Эту душевную историю перебивают невесть откуда взявшиеся паразиты, которые превращают своих хозяев в монструозную образину, которую лучше всего характеризует слово Некроборг. Некроборги должны биться друг с другом, так как залог их выживания – это здоровый рацион из других паразитов, свежевырванных из тел поверженных врагов. И как-то так выходит, что прекрасной (на любителя) и скромной Сачико овладевает как раз такой вот паразит. Ёджи без подарка тоже не остался, но тварь поработила его не до конца...
На первый взгляд, «Мясорубка» представляет собой типичный японский сплэттер вроде беспредельной «Токийской Полиции Крови» ("Tokyo Gore Police", 2008), совершенно дикой «Робогейши» ("Robo-Geisha", 2009) или миленькой «Девочки-вампира против девочки-Франкенштейн» ("Vampire Girls VS Frankenstein Girl", 2009). Оторванные конечности, брызжущая кровушка, мясо, модификация тела в оружие («ЭТО ИНЖЕНЕР!!!») и масштабные баталии не на живот, а на смерть прямо посреди городских промзон. Отличный плацдарм для великого множества поклонников японского синематографа из разряда «помясистей».
Но копни чуть глубже, и открывается россыпь деталей и несколько лейтмотивов, которые направлены не на усладу кровожадного глаза, а на крепкий анализ, как для «человеческого» фильма. И тут начинается самое интересное. Взять хоть Ёджи: он не просто марионетка сценаристов, как Робогейша, которой нужно эволюционировать лишь для того, чтобы покрошить в капусту крепких юнитов и тяжёлую пехоту во главе с антагонистом. Не-а! Ёджи – полноценный персонаж. Конечно, Ямагучи с Ямамото снимали не «Соломенных Псов» ("Straw Dogs", 1971), но все мотиваторы и поступки их протагониста объяснимы и, самое главное, понятны для зрителя, коим может оказаться задрот с завода почище самого Ёджи. У Сачико тоже есть свои шрамы и своя история, как и у всех прочих персонажей: возможно, они слегка статичны, но отнюдь не масочны и, не будем бояться громких слов, совсем не вторичны.
Ещё один момент – детали. Их много, они маленькие и не всегда заметные, но вместе создают очень приличную для низкобюджетного кино вуаль насыщенности: выстраивание паразита внутри хозяина, трансвестит, сосед, непробиваемый корпус паразита, завод, бэкграунды... Всё это было выверено и специально подогнано монтажом для того, чтобы придать картине больше глубины и оттеночных тонов, дабы зритель мог проникнуться индастриалом и дать глазу отдохнуть на задних планах.
А если пойти ещё дальше, то можно смотреть на эту историю как на метафору человеческих отношений в современном мире: когда выражение чувств и эмоций, даже самых чистых, сопряжено с трудностями и опасностями, которые впоследствии могут трансформироваться в нечто чудовищное.
Как бы то ни было, мастер по спецэффектам Ёшихиро Нишимура (Yoshihiro Nishimura) на «Мясорубке» сделал себе карьеру («Девочка-пулемёт» ("The Machine Girl", 2008) и «Токийская Полиция Крови» - его работа), фильм отвоевал довольно широкую известность (не вылезая, разумеется, за пределы круга поклонников жанра), но получил смешанные отзывы. Кто-то восторгался смесью крови и эмоциональной истории, кто-то ругал фильм на чём свет стоит, кто-то отпускал осторожные комплименты и сравнивал «Мясорубку» с «Тэцуо» ("Tetsuo", 1989), что, на наш взгляд, в корне неверно. «Тэцуо» запустил "тентакли" в невероятное количество абстрактных вещей: нойз, бодипанк, киберпанк, сплэттерпанк... Этак можно каждый фильм к «Железному Человеку» привязывать и смотреть: срастётся или нет.
Попробуем свести все вышесказанное в кокон (нормальные люди тут пишут «резюмируя»): «Мясорубка» настоятельно рекомендуется к просмотру как заскорузлым сплэттер-фанам, так и рядовым любителям кинематографа, желающим расширить свой кругозор бодрым действом и классическими конфликтами под свежим ракурсом.
24 декабря 2015, 09:16 Серж
Макс, спасибо за рецензию, возникло желание посмотреть этот и остальные указанные по тексту фильмы, а также недавно рассмотренный Серёгой "Оружие Якудзы"!
В этот раз лаконично и без излишнего занудства, то что нужно!
Несколько вопросов:
- 4й абзац, последнее предложение - "масштабные баталии не на ЖИВОТ, а на смерть"
- Там же - "«ЭТО ИНЖЕНЕР!!!»" - можно подробней, не совсем понял
24 декабря 2015, 16:50 Distortion
1. Выражение "не на живот, а на смерть" - это устаревший фразеологизм. Надо же мне выдерживать стилистический винегрет.
2. ЭТО ИНЖЕНЕР!!! - отсылка на "Токийскую Полицию Крови".
Искренне рад, что было не скучно, да ещё и сподвигло на просмотр.