Молодой фотограф Леон Кауфман, перебивающийся репортажными снимками с мест происшествий и мечтающий о карьере фотохудожника, с помощью своего друга удостаивается чести быть принятым известнейшей галеристкой, которая разглядела в его работах потенциал, но посоветовала пойти на шаг дальше. И он пошел, в самое сердце города - метро, где спас от чернокожих хулиганов красивую азиатку, сняв, по ходу инцидента, одну из лучших своих работ. Галеристка этими фотографиями осталась довольна, пообещав парню участие в выставке если он принесет ей как минимум еще две работы такого же калибра. В поисках очередных сюжетов Леон снова оказался у метрополитена, где заметил выходящего со станции громилу в строгом пиджаке и с кожаным саквояжем в руке, типаж которого показался ему настолько интересным, что он стал преследовать этого человека, пока тот угрожающе не схватил его за лацкан куртки огромной рукой с необычным перстнем на одном из пальцев. Извинившись, фотограф предпочел ретироваться, заметив, впрочем, что "фактурный незнакомец" живет в дешевом отеле. На следующее утро он прочел в газете заметку об исчезновении фотомодели, в которой легко опознал девушку, спасенную им от хулиганов, а вернувшись домой на одной из фотографий он увидел руку с необычным перстнем, которая держит дверь вагона, в который села девушка. С этого момента Леон стал буквально одержим подземкой и незнакомцем, за которым начал следить, выяснив, что тот работает мясником и каждую ночь уезжает на одном и том же полуночном поезде, где бесследно пропадают люди. Решив, что этот человек убивает пассажиров, однажды Леон решился воочию убедиться в правоте своей теории, и убедился - громила действительно кромсал в вагонах людей. Самого Леона, впрочем, он оставил в живых, ибо ему была уготована иная судьба...

Наши прокатчики, в лице компании "Пирамида", дали этой картине нейтрально-политкорректное название "Полуночный Экспресс", не решившись представить ее публике под настоящим именем - "Полуночный Мясной Поезд". Впрочем, тоже самое чуть было не сделали и функционеры Lakeshore Entertainment, которая занималась производством ленты, решив переименовать фильм в просто "Midnight Train", что, разумеется, было бы намного более "user-friendly". Это, однако, не устраивало автора оригинального рассказа и одного из продюсеров фильма, Клайва Баркера (Clive Barker), который, вместе с его сценаристом, Джеффом Бухлером (Jeff Buhler), сражался со студийными боссами до последнего за сохранение оригинального "мясного" названия. Вообще, у этого проекта сложилась непростая и в чем то даже драматическая судьба, о которой я расскажу чуть позже, а пока стоит обратить внимание на его творческую составляющую.

А тут у картины полнейший порядок, ибо основана она, как я уже сказал, на одноименном рассказе Клайва Баркера, ставшем частью первого тома "Книг Крови" ("Books of Blood"), вышедшего в 1984-м году и моментально сделавшего писателя "новой хоррор сенсацией", а также, по выражению Стивена Кинга (Stephen King), "будущим хоррора". Так как оригинальный рассказ весьма короткий, то задача Баркера и его давнишнего фэна, сценариста Джеффа Бухлера, заключалась в том, чтобы расширить мир первоисточника до формата "полного метра", сохранив, при этом, основную мифологию и темы литературного оригинала. С этой задачей творцы картины замечательно справились, не только расширив и дополнительно "раскрасив" (в очень мрачные, надо сказать, тона) мир рассказа, но и сохранив неизменным его финал, что особенно приятно удивило поклонников Баркера, ожидавших в этой части существенных изменений. На первоначальном этапе работы над картиной предполагалось, что ставить ее будет известный дизайнер и супервизор визуальных эффектов Патрик Татопулос (Patrick Tatopoulos), который хотел снимать свой фильм в Нью-Йорке и Монреале. В 2006-м, однако, Патрик покинул проект, и его место занял именитый постановщик "Противостояния" ("Versus", 2000), Рюи Китамура, которому пришлось отказаться от дорогих съемок в Нью-Йорке и подобрать намного более доступные локации в Лос-Анджелесе, включая его подземку. Славящийся своими неортодоксальными визуальными решениями и обилием крови Китамура для своего американского дебюта не стал давить на тормоза, сделав стопроцентно жанровый, и в то же самое время внежанровый фильм. Его "внежанровость" заключается в удивительной параноидально-шизофренической атмосфере ленты и некоторых визуальных решениях, присущих скорее артхаусу, нежели жанровому кино. Многие моменты этого фильма гротескно алогичны, но алогичность эта того рода, которая частенько бывает в сновидениях, или, как в нашем случае, кошмарах. Холодно-индустриальные тона картины как нельзя лучше передают отчужденность мегаполиса, а безумное в своей ультракровавой жестокости насилие еще больше оттеняет сюрреалистическую атмосферу ленты, в которой зритель не до конца понимает, где кончается реальность и начинаются сновидения. Но одно публика знает наверняка - ни хэппиэндов, ни компромиссов в этом кино не будет, и однажды вступив в эту вязкую кроваво-шизоидную жижу нам придется простоять в ней до самого конца - удивительного, хотя в чем-то предсказуемого. Подтверждая свой статус жанрового мастера "старой школы", Китамура вовсю использует гипер-кинетическую камеру и необычные ракурсы "аля Рэйми", брательника которого, Тэда (Ted Raimi), он позвал на одну из небольших ролей. То ли в шутку (откровенная пародия на культовый эпизод вооружения Шварца из "Коммандо" - совершенно точно шутка :)), то ли в серьез, в одном из эпизодов эпической "финальной битвы" Китамура откровенно "деранул" у Спилберга, хотя у режиссера есть немало собственных придумок, одна из которых, с моей точки зрения, поистине уникальна. Смотреть этот фильм - одно удовольствие, потому что все его творческие составляющие подогнаны друг к другу идеально, начиная со сценария и заканчивая режиссурой и актерами.

Кстати, об актерах. Уже упоминавшийся Тэд Рэйми, разумеется, не в счет, ибо он давно специализируется на микроскопических ролях в культовых фильмах, добирая свое на телевидении. Поговорим немного об основных действующих лицах, коих совсем немного (еще одна примета артхауса!). Любознательного фотографа Леона Кауфмана играет весьма похожий на молодого Кристиана Слэйтера (Christian Slater), во всяком случае в этой роли, телевизионный актер Брэдли Купер, который, впрочем, сейчас активно стал сниматься и в "большом кино". Играет Брэдли хорошо, с душой, с надрывом, но от него не отстает и экранная подруга, такая же телевизионная актриса Лесли Биб, которая, так же как и ее экранный любовник, в последнее время "пошла в киноотрыв", засветившись, в частности, в "Железном Человеке" ("Iron Man", 2008). Не отстает от "сладкой парочки" и другой телеактер, Роджер Барт, играющий "друга семьи" и засветившийся, в частности, в прошлогоднем втором "Хостеле" ("Hostel: Part II", 2007) в одной из главных ролей. В этом фильме роль у него тоже одна из главных, а экранная судьба - не лучше чем в "Хостеле" ;) Все эти люди, впрочем, меркнут перед мастерством перевоплощения некогда профессионального футболиста Винни Джонса, вошедшего в историю как игрок, которому быстрее всего показали желтую карточку. На одном из состязаний судья сделал это через три секунды (по другой версии - пять) после начала матча :) Это, однако, не помешало его пятнадцатилетней профессиональный карьере футболиста, во время которой за ним стойко закрепился скандальный имидж "крутого парня" из-за многочисленных драк и прочих нарушений. Такой имидж, впрочем, помог ему неплохо устроиться в кино, и в тридцать три года Винни дебютирует в суперуспешной ленте будущего мужа Мадонны, Гая Ритчи (Guy Ritchie), "Карты, Деньги, Два Ствола" ("Lock, Stock and Two Smoking Barrels", 1998), после чего уже окончательно меняет футбольное поле на съемочную площадку. Благодаря своей выдающейся фактуре и, с моей точки зрения, настоящего актерского дарования, Винни Джонс идеально подошел на роль молчаливого мясника Махогани, крушащего черепа полуночных пассажиров с бездушной обстоятельностью, став одной из главных звезд фильма. Ну и в довесок ко всей этой компании еще идет Брук Шилдс, ныне подзабытая звезда "Голубой Лагуны" ("The Blue Lagoon", 1980) и обладательница кучи "призов" премии "Золотая Малина" (Razzie Award), номинировавшей ее в двухтысячном году на титул "Худшая Актриса Столетия", который та, впрочем, так и не получила. По аппетитным юным прелестям "девчушки из лагуны" в свое время сохло немало особей мужского пола, но сейчас все могут спать спокойно, ибо сохнуть уже не на что. Или нечему. Или, все таки, есть чему? :) Закроем, впрочем, эту тему...

... и вернемся к драматической судьбе картины, прокат которой специально загубила Lions Gate. Как это может быть? Да очень просто! В Голливуде это происходит постоянно, и в данном конкретном случае дело было так: вплоть до конца 2007-го года основным киноподразделением Lions Gate в должности President of Acquisitions рулил Питер Блок (Peter Block), давний поклонник хоррора и человек, который вывел независимого канадского дистрибьютора на лидирующие позиции в жанровом кино. Именно Питер открыл для компании ее нынешнюю "дойную корову", сериал "Пила" ("Saw"), вместе с немалым количеством других успешных жанровых фильмов. Однако в целом Lions Gate постепенно смещалась в "мэйнстрим", стараясь потихоньку избавиться от своего "жанрового" имиджа, что вылилось в открытие для нее кредитной линии в 340 миллионов долларов, для "освоения" которых понадобился новый управляющий. Им стал Джо Дрэйк (Joe Drake) из Mandate Pictures, который, в лучших голливудских традициях, сразу стал "давить" проекты своего предшественника, в числе которых оказался и "The Midnight Meat Train". Сначала дату его релиза, который должен был состояться 16-го мая, задержали, двинув вместо него фильм "The Strangers", где продюсером был сам Джо Дрэйк. Потом Lions Gate объявила о том, что лента выйдет первого августа, но всего на ста экранах и только в "дискаунтерах" - кинотеатрах для бомжей, со средней стоимостью билета в 1-2 доллара против 10-12 в "нормальных" залах. Более того, кроме не обновлявшегося уже сто лет вебсайта, на котором до сих пор висит надпись "coming soon" и "this film is not yet rated", компания вообще никак не рекламировала фильм (нет, то есть ВООБЩЕ НИКАК, даже билеты на него практически невозможно было найти в онлайне!), сделав все возможное для того, чтобы люди вообще о выходе этого фильма были не в курсе (пресса, разумеется, тоже пошла лесом)! Акционерам, при этом, Джо Дрэйк заявил, что поступает так с пятнадцатимиллионной продукцией исключительно в их интересах, чтобы "шокирующее содержимое" данного фильма не подпортило репутацию становящейся family-friendly компании. И это при том, что ультранатуралистичной крови и извращенных пыток в последних сериях "Пилы", пятая часть которой выходит осенью в широкий прокат, на порядок больше чем в этом фильме! Лицемерие, ложь, политические интриги, двойные стандарты и самые худшие проявления человеческой натуры всегда были неотъемлемой частью Голливуда, и данный конкретный случай, к сожалению, идеально это иллюстрирует. Авторы картины, впрочем, не стали терпеть подобное обращение с их детищем, и Клайв Баркер на своем сайте не только вывесил официальный "призыв к массам" сообщить Джо Дрэйку о своем большом неудовольствии его политикой, но и, по слухам, закатил некислый скандал в его офисе, с криками, руганью и чуть ли не рукоприкладством. Прокатной судьбе фильма это, впрочем, не помогло, и совершенно без какой-либо рекламы со ста двух экранов в первый уикенд своего проката фильм собрал $34,394. Совершенно ужасающе, не так ли? Но давайте возьмем в руки калькулятор и немного посчитаем. Если средний зритель этого фильма в "дискаунтерах" заплатил за сеанс всего 1-2 доллара, а средний билет в обычный кинотеатр стоит 10-12 долларов, то можно просто умножить данное число на десять чтобы получить результаты проката картины в обычных условиях, если бы ей дали нормальную дистрибуцию, то есть 344 тысячи долларов. Это по три с половиной тысячи долларов с экрана, что является ОТЛИЧНЫМ показателем, ибо нормальным результатом считаются две с половиной тысячи. То есть, если бы картину хоть чуток порекламировали и двинули бы в обычные мультиплексы хотя бы на тысячу экранов, что по нынешним временам не так уж много, да еще в благоприятное для жанрового кино время (все, кроме сезона "летних блокбастеров"), то фильм не только бы окупился, но и принес бы существенную прибыль, а уж DVD релиз и вообще раскупали бы как горячие пирожки, ибо на видео такое кино делает в разы больше денег. Собственно, североамериканским поклонникам хоррора только на DVD уповать и остается, благо диск выходит уже буквально через пару месяцев, в то время как мы, вместе с другими странами Европы и Азии, имеем замечательную возможность посмотреть это кино на большом экране. И сделать это вам я активно рекомендую, ибо творческий тандем Баркера и Китамуры оказался впечатляющим и эффективным, на радость всем поклонникам как одного, так и другого. Жаль только, что благодаря стараниям господина Дрэйка, другой потенциальный мегакульт этой осени, сумасшедший готично-постапокалиптически-индустриальный хоррор-мюзикл "Repo! The Genetic Opera" разделит судьбу "Мясного Поезда", ибо его вообще, по слухам, хотят пустить всего на ПЯТИ экранах... :(